«Колбаса» на небесах

аэростат_aerostat

«Колбаса» на небесах

В Российской империи каждый аэростат имел свой флаг!

Покорение человеком воздушной стихии началось не с прототипов нынешних самолетов, а с воздушных шаров — то есть с аэростатических аппаратов. И почти сразу же им нашлось применение в военном деле.

братья_монгольфье

Если абстрагироваться от средневековых китайских фокусов с воздушными шарами, то датой рождения воздухоплавания обычно называют 21 ноября 1783 года. В этот день в небо поднялся сконструированный братьями Жозеф-Мишелем и Жак-Этьеном Монгольфье воздушный шар, пилотируемый Пилатром де Розье и маркизом д’Арландом.

Аэростьеры революции

Лидеры Великой французской революции с энтузиазмом относились к любым инновациям, и уже 4 июля 1793 года Конвент одобрил применение воздушных шаров — аэростатов в военном деле и распорядился сформировать роту аэростьеров под командованием Жана Кутеля.

В битве при Флерюсе 26 июня 1794 года между французскими и австро-голландскими войсками Кутель и бригадный генерал Марло, поднявшись в корзине аэростата на высоту 400 метров, наблюдали за передвижениями противника, периодически сбрасывая вниз записочки.

Французский командующий Жан-Батист Журдан писал в победном рапорте, что без этих сведений «было бы весьма трудно заметить передвижение австрийцев из-за сильно пересеченной местности», и делал вывод, что «битва была выиграна из корзины воздушного шара».

Было решено сформировать еще одну роту аэростьеров. Оболочки воздушных шаров, которые они использовали, наполнялись уже не горячим воздухом (как в монгольфьере), а водородом, для хранения и перевозки которого использовались металлические баллоны. Аэростаты использовались при осадах Шарлеруа, Вюрцбурга, Майнца, Рейхштадта, Штутгарта и Аугсбурга, а также в Египетской экспедиции. Но Наполеону эта новинка не понравилась, и в 1801 году воздухоплавательные роты были расформированы.

В России в это время воздухоплавательная лихорадка только начиналась. 20 июня 1803 года в Петербурге состоялся полет французского аэронавта Андре-Жака Гарнерена, а 18 июля компанию ему впервые составил русский -генерал от инфантерии Сергей Лаврентьевич Львов, герой Очакова и Измаила.

В 1812 году швейцарец Леппих предлагал построить воздушную эскадру для бомбежки французской армии или хотя бы один аппарат персонально для уничтожения ставки Наполеона. Но, несмотря на выделенную немалую субсидию, русская армия не получила даже простенького аэростата.

Воздухоплавание как-то отошло в тень, и только в 1849 году австрийцы использовали беспилотные воздушные шары для бомбардировки восставшей Венеции. Эффект оказался минимальным, а вот возможность использования аэростатов для разведки выглядела вполне конкретной.

Охота Синего Дьявола

Пускай разово, но опыт Флерюса использовался северянами в 1862 году при осаде Ричмонда и южанами в 1865 году при его обороне. Французы в 1870 году во время осады Парижа пруссаками широко применяли воздушные шары как средство связи и наблюдения.

Англичане внесли свой вклад, создав в 1885 году змейковый аэростат, который идеально подходил именно для наблюдений за противником -его устойчивое положение поддерживалось, как у воздушного змея, за счет взаимодействия напора воздуха с оболочкой. Германский аналог этой конструкции капитана Парсеваля отличался удлиненным корпусом (за что получил прозвище «колбаса») и позволял вести наблюдения при скоростях ветра до 15-17 метров в секунду на высоте до одного километра. Именно змейковые аэростаты и стали использоваться в европейских армиях в качестве штатного технического средства ведения разведки.

В России в 1885 году по инициативе генерала Александра Кованько была сформирована Воздухоплавательная команда, переименованная в 1887 году в Учебный кадровый воздухоплавательный парк (располагался южнее Волковой деревни в Санкт-Петербурге).

Первый боевой подъем аэростата был произведен в ходе войны с Японией 12 июля 1904 года в районе деревни Гуцзяцы — помимо наблюдения за противником, с него велась корректировка артиллерийского огня, а также производилось уточнение топографических карт зоны боевых действий. Аэростаты использовались при осаде Порт-Артура и в битве при Мукдене. Моряки применяли воздушные шары для обнаружения вражеских кораблей и ориентации в тумане.

Но настоящий всплеск воздухоплавательной разведки пришелся на Первую мировую войну. Правда, широкую публику больше интересовали дирижабли-цеппелины, использовавшиеся в бомбардировочных целях, а также подвиги летчиков-истреби-телей. Однако на ход наземных боев аэростатчики оказывали огромное влияние. Данные наблюдений теперь можно было передавать с использованием кабельной телефонной связи, что еще больше повышало оперативность принимаемых решений. В условиях позиционной войны аэрофотоснимки давали представление о конфигурации вражеских позиций, являясь бесценным материалом при составлении планов боевых операций.

Об эффективности этих легких боевых аппаратов можно судить, например, по событиям 9-13 октября 1914 года у крепости Ивангород. Находившиеся на высоте 400 метров аэростатчики корректировали артиллерийский огонь, а также сообщали о неприятельской диспозиции данные, которые позволили успешно отразить австрийское наступление. На Юго-Западном фронте в апреле 1916 года по информации аэростатчиков за два дня российская артиллерия смогла подавить 16 батарей неприятеля.

Поскольку уничтожить огнем с земли находившиеся на большой высоте аэростаты было непросто, против них начали использовать аэропланы. В списке самых результативных асов Первой мировой войны не последнее место занимает бельгиец Вилли Коппенс (1892-1986), из 36 воздушных побед которого 35 были одержаны именно в поединках с германскими «колбасами». Однажды его самолет, перерубив трос, связывавший воздушный шар с землей, был накрыт сдувшейся оболочкой аэростата, но каким-то чудом летчик остался цел.

Немцы дали ему прозвище Синий Дьявол и даже приготовили аэростат-ловушку без пилота, но с начиненной взрывчаткой корзиной. Взрывом аэроплан закружило в воздушном вихре, но Коппенс сумел выровнять машину. Рекордным для него стал день 22 июля 1918 года, когда за пять минут он успел «поджарить три „колбасы»».

Трудная мишень

Среди десятков асов Коппенс был такой один, притом что воевал он на стандартном «Сопвиче» со стандартным вооружением. Единственное отличие заключалось в том, что боекомплект его состоял преимущественно из фосфорных патронов, поджигающих оболочку аэростатов. Пробитый такими пулями шар с водородом вспыхивал как политая бензином солома.

И все равно сбить неподвижную вроде бы «колбасу» было непросто, поскольку висела она над своими позициями и снизу ее подстраховывали собственные пехота и артиллерия. Аэростатчики же были вооружены карабинами или ручными пулеметами, но не могли маневрировать, оказываясь в положении неподвижной мишени. Для безнадежной ситуации имелся парашют, но с ним они обычно не спешили. В российских воздухоплавательных частях каждому аэростату полагался индивидуальный флаг, который полагалось беречь как полковое знамя. Известен случай, когда 12 октября 1917 года поручик Гренадерского корпусного воздухоплавательного отряда Печенев не успел вовремя отвязать флаг и погиб, рухнув на землю вместе со сбитым аэростатом.

В Великую Отечественную войну аэростаты продолжали использоваться не только как воздушное заграждение, но и как средство воздушной разведки, хотя первенство в этой сфере постепенно перешло к самолетам.

А во время холодной войны спецслужбы стран НАТО частенько применяли беспилотные дрейфующие воздушные шары с фотоаппаратами, запуская их возле границ государств Варшавского договора. В идеальном варианте такие аэрофотографы могли пролететь над всей европейской частью СССР, приземляясь в Иране или Пакистане. На этот случай на них имелись надписи на арабском и фарси с просьбой передать аппарат ближайшим представителям власти в обмен на вознаграждение. Для неграмотных прилагалась картинка: араб передает контейнер офицеру и получает мешочек с деньгами.

Сегодня на фоне космической техники аэростаты-разведчики выглядят неактуально, но продолжают числиться в боевом резерве. Космос далек — небо ближе.

Владислав ФИРСОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *