Ясуке
Черный самурай японской смуты
В японской культуре подозрительно часто встречается упоминание о некоем «Кuro Samurai» — чёрном, как сажа, воине, на две головы превосходившем в росте и врагов, и соратников, что владел силой десятерых мужчин и свирепостью тысячи демонов. Таким предстал в глазах средневековых японцев легендарный чёрный самурай Эпохи сражающихся провинций. Удивительно, но у этого мистического образа был реальный прототип.
Явление демона
В 1579 году, на исходе многовековой гражданской войны Сэнго-ку Дзидай, в Японию прибыла делегация распорядителя иезуитской миссии в Азии Алессандро Валиньяно. Цель, что преследовал итальянский миссионер в окраинном островном государстве Дальнего Востока, прозрачна как божья роса. После того как в середине XVI века португальским, голландским и французским мореплавателям удалось наладить довольно бойкую торговлю со Страной восходящего солнца, на острова хлынули христиане.
Поначалу католические проповеди имели немалый успех среди местных. Простые японцы охотно впитывали постулаты безусловной любви, братства и всепрощения, разглядев в заморской вере схожие черты с успевшим стать родным буддизмом. Феодалы же средней руки и князья-даймё видели в приобщении к чуждой религии эффективный способ заручиться патронажем европейцев-гайдзинов, продающих по сходной цене такое полезное в условиях государственной смуты огнестрельное оружие. Действующее правительство в лице почтенного объединителя Японии Оды Нобунаги в союзе с Иэясу Токугавой быстро раскусило замысел мятежных феодалов и приняло меры по ограничению свободы действий католиков. Для того глава иезуитской миссионерии и прибыл в Японию — чтобы вернуть доверие местных властей (читай, нагнать былые темпы христианской экспансии).
Этот визит мог бы стать лишь одним из многих, но судьба распорядилась иначе. Всё потому, что в рядах многочисленной свиты Валиньяно невесть каким образом очутился безымянный (потому как его настоящее имя до наших дней не дошло) чернокожий слуга.
Один только вид чёрного человека поверг японцев в шок и трепет. Редкие оптимисты ликовали, ибо уверовали, что Будда вновь сошёл на землю (иногда будду Шакьямуни действительно изображают в чёрном цвете). Другие тут же возопили, что светловолосые варвары окончательно выжили из ума, раз решились притащить с собой настоящего демона. И японцев можно понять: перед ними предстал грозный некто с большими белыми зубами и раскалёнными добела угольками глаз, выделявшимися на иссиня-чёрном лице. Чужак колоссом возвышался над аборигенами — японцы едва дотягивали ему до груди. Как позднее записал приказчик Токугавы Иэтада Мацудайра, ростом «человек с кожей как уголь» был в б сяку и 2 су- на, что в пересчёте на метрическую систему даёт нам 188 см. Его и сегодня сочли бы высоким, а для средневековых японцев, чей средний рост едва дотягивал до 155 см, загадочный пришелец был просто великаном! Притом отличался недюжинной силой и развитой мускулатурой. Если верить преданиям, именно так должны выглядеть демоны Они — большие клыкастые создания с красной, голубой или чёрной кожей, в чьих телах заключена чудовищная сила и ярость.
Слухи о диковинном пришельце разнеслись по всем провинциям. Каждый хотел хоть краем глаза посмотреть на живого Они. Дело дошло до того, что во время визита миссионеров в один из местных храмов, собралось столько зевак, что несколько человек задавили насмерть. Глава миссии Валиньяно и его люди всерьёз испугались, что местные в необузданном любопытстве могут развалить весь храм.
«Смыть с него всю черноту!»
Вскоре сплетни достигли ушей самого Оды Нобунаги. Фактический правитель разрозненной Страны восьми островов, прославленный остроумным сумасбродством, тут же возжелал лично увидеть чёрного человека и в марте 1581 года вызвал иезуитов на аудиенцию в Киото, тогдашнюю имперскую столицу. Когда объект сплетен во плоти предстал перед правителем, тот не поверил своим глазам. Заподозрив подвох, ошеломлённый Нобунага приказал чудному спутнику католиков раздеться до пояса и принялся собственноручно тереть его губкой, силясь отчистить с его тела «сажу и тушь». Удостоверившись, что никакого обмана нет, даймё потребовал от Валиньяно подарить ему чёрного человека.
При всей своей увековеченной в притчах чудаковатости, Нобунага был весьма разумным политиком и дальновидным стратегом. Ему не нужен был диковинный питомец. Причины, побудившие военачальника вербовать в свои ряды чернокожего чужеземца, были сугубо прагматичны. Чужак был высок и физически крепок (только этим по определению годясь в солдаты), владел грамотой, отличался пристойными манерами, незаурядными организаторскими способностями и, по словам отца Алессандро, проявил себя незаменимым помощником. Кроме того, одно лишь присутствие подобного ему «демона» в рядах войска могло обратить врагов в бегство. Конечно, могли перепугаться и свои, но чувство долга и преданность были сильнее предрассудков.
Из грязи в самураи
Не до конца понятно, в какой именно момент чёрный самурай поступил на службу великому полководцу. Согласно летописи «Записи о князе Нобунага», делегация иезуитов прибыла в Киото 23 марта, затем, 14 мая, в полном составе отправилась на встречу с христианами провинции Эчизен и вернулась в Киото 30 мая. Видимо, лишь после этого пути миссионеров и африканца разошлись.
Демонический гайдзин сразу полюбился правителю. Нобунага сделал его самураем и нарёк именем Ясуке. Ему выдали катану (единственно соответствующее новому статусу оружие), доспехи и солидную сумму денег, после чего Ясуке приступил к обучению служению новой отчизне и, по воспоминаниям наставников, продемонстрировал великолепные результаты. Сам Нобунага отмечал, что мощь афросамурая равнялась силе десяти воинов.
Чернокожий иноземец был весьма заметной фигурой на беспокойной шахматной доске средневековой Японии, но документальные свидетельства о нём весьма скудны. Если подробности встречи Ясуке с Одой Нобунагой известны довольно хорошо благодаря трудам небезызвестного Луиша Фроиша — иезуитского священника и историографа католической миссии при дворе творцов единой Японии,—дальнейшая его судьба прослеживается только по трактатам местных авторов. К слову, побаивавшихся чернильного пришельца.
Хотя Ясуке и привнес свежую струю в суровые будни правителя, в стране продолжала свирепствовать междоусобная война. Чёрный самурай прошёл со своим господином через множество битв. В 1582 году, когда объединённые силы Оды и Токугавы нанесли сокрушительное поражение клану Такэда в битве при Тэнмокудзан, всё тот же Мацудайра записал: «Черный человек сражался яростно и свирепо». В родовых архивах союзного клана Маэда сохранились свидетельства о том, что «черному человеку по имени Ясуке Нобунагой было даровано поместье и короткая церемониальная катана, также он был назначен оруженосцем Оды».
Тёмное прошлое
По сей день исследователи лишь строят предположения о личности легендарного чёрного самурая японской смуты. Доподлинно известно только одно — он был африканцем, так что эпитет «чёрный» вовсе не аллегория и не прозвище, данное за цвет одеяний и доспехов. Хотя, чтобы подчеркнуть исключительность своего демонического оруженосца, Нобунага действительно одарил Ясуке изысканными матово-чёрными доспехами.
Согласно трактату «Церковная история островов и королевств Японии», составленному Франсуа Сольером из Общества Иисуса в 1627 году спустя много после описываемых событий, Ясуке был родом из юго-восточной Афри ки. Аналогичной позиции придерживаются и японские историки. По мнению Фуджиты Мидори, мнение, что чёрный самурай был мозамбикцем, вполне согласуется с реалиями той эпохи. Впервые народ Страны корня солнца столкнулся с чернокожими людьми в 1546 году, когда в местные порты один за другим начали прибывать торговые корабли западных варваров. Португальцы были первыми европейцами, достигшими берегов Японии, а так как Мозамбик в те времена был португальской колонией, аборигены нередко оказывались на борту кораблей доминиона в качестве рабов и помощников.
Расследование, проведённое в 2013 году журналистами каналов TVman Union и TBS TV для популярной телепрограммы «Открытие тайн мира», доказало, что афросамурай был представителем народа макуа с юго-востока Африки, а имя Ясуке — лишь переиначенный на японский манер «Issufo». Правда, журналисты в погоне за сенсацией оперировали весьма шаткими данными, поэтому их выводы были признаны бездоказательными. По другой версии, Ясуке был потомком народа яо из внутреннего Мозамбика, мужчины которого были не в пример воинственнее и свирепее миролюбивых и улыбчивых земледельцев-макуа. Это могло бы объяснить его талант к воинскому делу и происхождение имени (к «яо» была приставлена традиционная для японских мужских имён конструкция «-суке»).
Прочие за чрезвычайно тёмный цвет кожи причисляют Ясуке к племени динка, что, впрочем, маловероятно. Взрослые мужчины динка украшали лица татуировками, тогда как упоминаний о рисунках на лице чёрного самурая нет. Педантичные японцы не могли упустить из вида такую пикантную деталь.
Наиболее правдоподобной считается теория, согласно которой демон-гайдзин происходил из племён кафров или хабши. Представители этого народа жили в гораздо более сытых по сравнению с остальной Африкой землях Эфиопии и весьма ценились европейцами за выносливость, работоспособность и обучаемость. Это могло бы объяснить быструю адаптацию пришельца в чуждом японском обществе. В долгом морском путешествии Валиньяно вполне мог обучить своего помощника грамоте, правилам поведения, японскому и классическому китайскому языку, «лингва франка» того времени. Благодаря усилиям отца-иезуита, эмансипированный раб смог свободно общаться с Одой Нобунагой и быстро влиться в чуждое общество.
Сказочке конец
Удача не долго баловала Ясуке. Ночью 2 июня 1582 года ближайший сподвижник Нобунаги Мицухидэ Акэти предал правителя.
Часть объединённых войск выступила против даймё, застав его врасплох в Киото, в храме восходящие силы Акэти в кровопролитном бою буквально уничтожили воинов Нобунаги. Ясуке тоже был там, но не смог защитить господина. Чтобы избежать позорного пленения и казни, Ода Нобунага совершил сэппуку, ритуальное самоубийство. После гибели легендарного полководца демон-гайдзин поступил на службу к его наследнику, Оде Нобутаде, ко торый пытался сплотить силы Ода в замке Нидзё. Но, по-видимому, светлая полоса в жизни чёрного человека закончилась. В одном из сражений под началом Нобутады Ясуке был захвачен в плен войсками Акэти. Когда афросамурая доставили на суд полководца- предателя, тот заявил: «Черный человек — глупый зверь, не знавший, что творит, и к тому же не японец, поэтому его нужно казнить в нанбан-дэра (храме южных варваров)». Приговор прозвучал сурово, но на деле Мицухидэ Акэти фактически помиловал Ясуке. Высказанные им надменные слова означали, что японская сторона сохраняет жизнь диковинному воину и передаёт его назад европейцам, которые смогут поступить с ним, как посчитают нужным.
Надо сказать, самурай из Ясуке получился никудышный. Несомненно, выдающийся воин, но не самурай. Истинный буси на пути меча не вынес бы подобного бесчестия и без сожаления отправился бы вслед за господином Нобунагой. Но этого не случилось. Дальнейшая — его судьба скрыта пылью веков. Считается, что после изгнания из японского общества Ясуке вернулся к иезуитам, принял сан и посвятил себя служению христианской миссии. Иностранцев, удостоенных звания самурая, можно пересчитать по пальцам. Но первый африканец, возведённый из прислуги в правящее сословие, стал подлинной легендой, исключением из исключений. Один короткий год чернокожий самурай был правой рукой вершителя судьбы разодранной на политические клочки Японии, но отголоски этой истории отдаются в массовой культуре до сих пор.
Аглая Собакина