Великие Первопроходцы

Победитель Ла-Манша

Победитель Ла-Манша

Мэтью Уэбб добрался вплавь из Англии во Францию за 22 часа

Иногда случается так, что незначительное житейское происшествие открывает человеку глаза на себя самого, на свои способности и дремлющие желания. Подобная метаморфоза произошла с английским моряком Мэтью Уэббом: случайность превратила его в героя…

Человек во все времена пытался преодолевать препятствия. И не важно, было ли это что-то вроде отказа от пищи или желания забраться на самую высокую гору. А с наступлением эры научно-технического в моду вошли рекорды: люди стали летать по воздуху, забираться в горы, переплывать моря и океаны.

Жертвой этого повального увлечения стал и капитан торгового флота англичанин Мэтью Уэбб.

Крещение водой

Каким образом у сына хирурга вдруг появилось желание стать моряком, не совсем понятно. Вероятно, Уэбб, выросший в английском городке Доули, в окружении склянок с лекарствами и хирургических инструментов, с раннего детства испытывал притяжение воды. Именно поэтому он в 7 лет уже отлично плавал, а в 12 — ушел из обычной школы в мореходное училище.

Уэбб начал с должности юнги, три года выполнял самую черновую работу на корабле. После этого он уже не боялся никаких тягот корабельной жизни. Родившийся в 1848-м, к концу 1860-х годов он был опытным и толковым моряком. Его жизнь была связана с торговым флотом. К 1873 году, когда случилось то самое знаковое событие, изменившее его жизнь, Уэбб занимал должность помощника капитана на судне под названием «Россия». Правда, этот корабль никакого отношения к нашей стране не имел — он курсировал между Ливерпулем и Нью-Йорком.

23 апреля 1873 года, когда «Россия» шла в США, в Атлантике разыгрался жуткий шторм. В один из моментов волна перехлестнула через палубу и унесла с собой зазевавшегося матроса. Уэбб успел это заметить и тут же сиганул следом. Спасти утопающего не удалось. Да и сам Уэбб едва не погиб — ему пришлось в течение 40 минут барахтаться в ледяной воде, пока его не сумели вытащить на палубу. Для другого это происшествие стало бы самым страшным воспоминанием в жизни, после которого он бы старался избегать подобных эпизодов.

Уэбб же, напротив, после «крещения ледяной водой» пережил второе рождение. Оказалось, что подобные испытания ему по вкусу, и он не против пережить нечто подобное еще раз. Помимо того, мужественный поступок моряка был высоко оценен пассажирами — они собрали и вручили ему 100 фунтов стерлингов, довольно крупную по тем временам сумму. А по приходе в порт Королевское гуманитарное общество наградило Мэтью еще и медалью. Об Уэббе писали газеты, у него брали интервью, и помощник капитана ощутил на себе прелесть известности.

Вскоре мужественному моряку доверили другое судно, но уже в статусе капитана. Однако подобное возвышение не сильно его обрадовало: Уэбб уже подумывал о смене занятия. Он решил стать плов-цом-рекордсменом, благо это дело в те годы начало пользоваться большим вниманием публики. А там, где есть спрос, всегда имеется возможность хорошо подзаработать.

Соединяя страны

Знаменитый пролив Ла Манш всегда привлекал вни мание смельчаков. Все-таки 32 километра в самом узкол месте, от Дувра до Кале, — н; первый взгляд, не так уж мно го. Опытные пловцы то и дело пытались его переплыть. Но Ла-Манш не собирался сдг ваться. Список погибших при его покорении увеличивалс с каждым годом. Ведь в преливе всегда очень холодная вода — не больше 15°. При этом сильное течение и всегда дует сильный ветер.

Так, в 1873 году его пытался покорить знаменитый пловец Джонсон. Но безуспешно. Узнав об этом, Уэбб тоже решил попробовать свои силы. Начались упорные тренировки. Упрямый капитан буквально не вылезал из воды. Он штурмовал реки, озера, часами плавал в море. Капитан подбирался к рекорду, как хищник подбирается к вожделенной добыче. Уэбб постепенно увеличивал длину заплывов. Вначале самым длинным был заплыв на 11 миль. Затем в Лондоне на Темзе он проплыл 18 миль. А 19 июля 1875 года он из Дувра доплыл до Рамс-гейта, преодолев уже 19,5 мили.

С каждым днем его сила росла. Уэбб придумывал разнообразные упражнения для повышения выносливости. Важным подспорьем для пловца был и изобретенный им коктейль для поддержания выносливости — вишневый бренди с куриными яйцами.

Пока бывший капитан готовился к главному заплыву своей жизни, американец Пол Бойтон 28 мая 1875 года сумел преодолеть коварный пролив. Наверное, Уэбб не стал бы пускаться в заплыв, если бы Бойтон частично не нарушил правила — он плыл в костюме из резины. При этом к его ноге был привязан парус, и когда у Бойтона не оставалось сил, он переворачивался на спину, выставлял из воды ногу с парусом и плыл без физических усилий. Эти поблажки не позволили наблюдателям считать рекорд «чистым», поэтому лавры покорителя Ла-Манша все еще ждали своего хозяина.

12 августа 1875 года наступил час икс. Уэбб с группой сопровождения прибыл на берег, облачился в обычный купальный костюм, густо обмазался слоем жира и вошел в воду.

Уже на первых километрах этого заплыва пловец понял, что выбранный им день — не совсем удачный. Сильный ветер вздымал высокие волны, и каждый метр Уэббу приходилось преодолевать с большим трудом. В течение семи часов рекордсмен пытался покорить стихию. И все же пришлось отступить. Раздосадованный Мэтью прервал свой заплыв, что вызвало большой ажиотаж среди публики. Спортсмена обвинили в трусости и слабости: дескать, он просто не способен переплыть эти 32 километра, а плохая погода — это всего лишь подходящий предлог.

Уэбб пообещал, что в ближайшее время попытка будет повторена. Теперь уже отступать было некуда. Надо было плыть, и 24 августа пловец, обмазанный дельфиньим жиром, нырнул с Адмиралтейского пирса и поплыл в сторону Франции.

Возмущенная Ниагара

Уэбба сопровождали три лодки. В них находились репортеры, родственники храброго пловца и судьи, контролирующие выполнение условий заплыва.

На этот раз погода благоволила Уэббу. Он плыл брассом, английский берег с каждым взмахом отдалялся и вскоре исчез с горизонта. Однако тут поднялся сильный ветер. Пловца постоянно уносило в сторону от проложенного маршрута. Были и неприятные инциденты — его сильно ужалила медуза. Чтобы Уэбб мог преодолеть болевой шок, сопровождающие протянули ему бутылку с бренди, что правилами дозволялось.

Когда пловец был уже у берега, поднялись высокие приливные волны. Уэбб в течение пяти часов не мог выйти на берег. Это окончательно его измотало, ведь он и без того из-за плохих погодных условий вместо положенных 32 километров проплыл 64. Всего же маршрут занял около 22 часов — почти сутки! Согласитесь, фантастический заплыв!

В течение месяца пловец восстанавливался, наслаждаясь шумихой, поднятой вокруг его имени. Он в одночасье стал мировой знаменитостью, победителем Ла-Манша, и тем самым вошел в историю. С его портретами выпускались посуда, спички, рекорд был описан в газетах и книгах.

После такого триумфа о возвращении на флот не могло быть и речи. Уэбб стал профессиональным пловцом, зарабатывая на этом приличные деньги. Он то и дело ставил новые рекорды: то проплыл самое большое расстояние в мире — 74 мили, то победил в заплыве на 10 миль, то дольше всех продержался в открытой воде — 128 часов.

«Капитан Уэбб» (так его называли во всем мире) женился, у него родились сын и дочь. Но свое опасное ремесло он бросать не собирался. Даже напротив — искал все новые и новые вызовы.

И нашел: в 1883 году железнодорожные компании США выделили гигантский приз — 10 тысяч долларов — тому, кто вплавь преодолеет Ниагарский водопад. Уэбб дал согласие.

24 июля состоялся исторический заплыв, который мог озолотить бесстрашного пловца. Местный паромщик отговаривал Уээба от рискованной попытки — сильнейшие водовороты на Ниагаре никому не оставляли шансов. Но капитан был непреклонен. Он нырнул в кипящую воду и в течение 10 минут боролся со стихией.

Уэбб вроде как сумел преодолеть водоворот у водопада, но потом его втянуло обратно и сильно ударило о подводные камни.

Его тело нашли спустя четыре дня. Так, в борьбе со стихией, закончил свою жизнь победитель Ла-Манша.

Дмитрий КУПРИЯНОВ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *