Большое путешествие маленького

петр_первый_торговля

Большое путешествие маленького

Петр первый пытался установить связи с Индией при помощи торговли

Создание надежного транзитного торгового пути между Европой и Азией через русские земли сулило неисчислимые выгоды. Не считаясь с трудностями и опасностями, поджидавшими их, российские путешественники в течение всего XVII столетия не оставляли попыток добраться до земель, которые чаще поминали в сказках, чем в документах той поры.

Война за выход к Балтийскому морю, строительство собственного флота и заведение надежных торговых связей в европейских странах были затеяны царем Петром Великим для продвижения товаров из азиатских стран и индийских царств через русскую территорию. Планы эти строились еще при дедушке Петра, царе Михаиле Федоровиче, продолжались его отцом Алексеем Михайловичем и братом Федором Алексеевичем. Но и к исходу XVII века добиться больших успехов в этих бизнес-проектах российским властям не удалось. Главными проблемами были неизведанность путей, ведших к границам Индии, отсутствие верных контактов с правителями территорий, через которые предстояло идти.

московские_купцы

Забытая экспедиция

В очередной раз попытку преодолеть неведомое пространство азиатских земель поручили московским купцам гостиной сотни (так называлось торговое сословие Московского царства, существовавшее до учреждения купеческих гильдий) Сергею Мартыновичу Маленькому и Сергею Аникееву. Снаряжал караван приказ Большой казны (тогдашнее министерство финансов), представитель которого отправился с купцами. Еще московских гостей сопровождали астраханский посадский человек Иван Сев-рин — толмач, знавший восточные языки. А для охраны даны были пять московских стрельцов.

Каким именно путем последует караван — было неизвестно. На всякий случай для облегчения прохода по территориям восточных стран Семену Маленькому со товарищи от Посольского приказа даны были грамоты к правителям Хивы, Бухары, Балха и персидскому шаху. В них русские власти ходатайствовали о разрешении прохода купцам, найма ими людей, тягла и подвод, а также судов. Кроме того, Маленький и Аникеев должны были сочетать интересы коммерции с дипломатической деятельностью. Они имели при себе бумаги, удостоверявшие то, что они являются «гонцами русского царя Петра».

В дальний путь караван тронулся из Москвы в седьмой день мая 1695 года. А семь лет спустя прибывшее в Москву персидское посольство передало вещи Маленького и Аникеева, умерших в 1701 году в Шемахе. Из переданных персами бумаг было видно, что путешественники побывали в Индии, вели торг и закупали индийские товары. Больше никаких подробностей выяснить не удалось.

Пятнадцатью годами позже при снаряжении большой военной экспедиции князя Бе-ковича-Черкасского, который должен был взять Хиву и открыть путь в Индию, потребовались люди, бывавшие в азиатских странах или имевшие о них верные сведения. Об этом было широко объявлено. 22 февраля 1716 года в канцелярию правительствующего Сената явился Андрей Семенов, назвавшийся слугой рижского обер-инспектора Исаева. Этот Семенов заявил, что он в 1695 году 15 лет от роду попал в услужение к московскому купцу Семену Мартыновичу Маленькому, который был с торговым караваном послан гонцом в Индию. От него-то и удалось узнать подробности того похода.

От шаха к падишаху

По словам Семенова, «отправившись из Москвы водой» караван судов шел по Москве-реке до Коломны, вышел в Оку, добрался до Нижнего Новгорода. Далее по Волге «пошел на низ» и только к осени достиг Астрахани. В ноябре корабли Маленького вышли в море и на пятый день достигли персидского порта. Оттуда на лошадях и верблюдах неделю шли до города Шемаха, где остались на зимовку.

В марте 1696 года караван московских купцов снова тронулся в путь. Через полтора месяца они добрались до Исфахана, где находилась резиденция персидского шаха. Там путникам пришлось задержаться на полгода, исполняя посольские обязанности. Верительные грамоты, которыми их снабдили в Москве, были приняты, а Семен Мартынович Маленький в качестве почетного гостя приглашался во дворец и несколько раз удостоился личных аудиенций шаха.

Исполнив дипломатические поручения, купцы, снабженные почетным эскортом персидской кавалерии, направились к побережью Персидского залива до порта Бендер-Аббас. Для перевозки товаров Семен Мартынович подрядил большой индийский корабль. В трюмы были загружены красная юфть, голландские и английские тонкие сукна, а также моржовые клыки, которые тогда называли «рыбьей костью».

Персидским чиновникам была уплачена пошлина серебряными монетами «абба-сами». В переводе на русские деньги — с каждого рубля стоимости провозимого товара по пять алтын (то есть 15% от который должен был стоимости товаров).

Выйдя из Бендер-Аббаса в декабре 1696 года, московские гости через 20 дней достигли индийского порта, стоявшего в устье реки Сурат. Товары с морского корабля перегрузили на суда меньшей осадки. Прошли вверх по реке тридцать верст до города Сурат, где путешественники прожили пять месяцев, разведывая обстановку. Заодно знакомились с торгом, примеривались к ценам. Узнав, что правитель этой страны находится в военном лагере Бурханпур, купцы отправились туда. Этот поход занял три месяца.

По прибытии купцы объявили себя «гонцами русского царя», вручив представительские грамоты казначею правителя. Семен Маленький получил приглашение явиться на прием к индийскому правителю. На эту аудиенцию купец прибыл с собственным толмачом и весьма успешно вел переговоры. Русские гонцы были милостиво приняты, им разрешили жить в лагере, поставив свои шатры, и вести повсеместно во владениях падишаха свободную торговлю.

Каждую среду и пятницу они имели возможность наблюдать пышные церемонии шествий падишаха в мечеть для молитвы. Во главе процессии выступали слоны, на спинах которых в восьмиугольных башенках сидели трубившие в трубы музыканты и размахивавшие пестрыми флагами знаменщики. Вслед за слонам вели под уздцы нарядно убранных породистых коней, за которыми восемь крепких носильщиков несли застекленный паланкин, в котором восседал седобородый старец, одетый во все белое с белой же чалмой на голове. За ним следовали носилки четверых его сыновей, придворных и знатных людей. Замыкали шествие отряды пешей гвардии и конницы.

Отставший слуга

Из лагеря под Бурханпуром по делам коммерции Семен Маленький и Сергей Аникеев отправились в Агру, а оттуда в город Шахунабад. Там они прожили четыре месяца, торгуя московскими товарами. Город им понравился — и индусы тоже. «Люди они тихие и ласковые, — говорил Семенов, — в торге обходительные и приветливые». Распродав все привезенное с собой, Маленький и Аникеев для закупок товара «на вывоз» снарядили новый караван и отправились в город Хурши. Там продавались очень качественные сухие краски для тканей, которые вырабатывали из коры особого сорта деревьев, росших в той земле.

Вернувшись из Хурши в Агру, купцы закупили кисею, миткаль (хлопчатобумажную ткань). Через месяц караван выступил из Агры на Сурат. Там русские купцы приобрели имбирь на патоке, чай и бобы какао. В Сурате, ожидая попутных кораблей, прожили три месяца на постоялом дворе.

Уплатив «по алтыну с рубля» пошлину за вывозимые товары, они погрузили их на два корабля, направлявшихся к Бендер-Аббасу. Плавание продлилось полтора месяца и закончилось не вполне благополучно. В пути на них напали пираты, захватившие корабль с товарами и двумя стрельцами при них.

В Бендер-Аббасе купцы прожили с месяц, а потом отправились сухим путем в Исфахан, где остановились на пять месяцев, прежде чем направились в Шемаху. На этом этапе экспедиция разделилась. За какой-то надобностью Андрей Семенов остался в Исфахане. Когда он добрался до Шемахи, то там, к своему удивлению и ужасу, узнал, что Семен Маленький, Сергей Аникеев и их спутники умерли.

Из Шемахи Семенов пошел к побережью, там дождался корабля, шедшего к устью Волги. В Астрахани нанялся к купцам, добрался с ними до Москвы, где жил у разных хозяев, покуда не оказался в Риге, служа тамошнему обер-инспектору.

В своих рассказах Андрей отмечал запавшие в память подробности: цены на товары, размеры пошлин, где и на какие деньги велся торг. Эти сведения послужили основой для подготовки нескольких казенных караванов. Но ни одному из них не удалось повторить успех купцов Маленького, Аникеева и их спутников.

Валерий ЯРХО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *