пираты_ивана_грозного_карстен_роде
Военная тайна

Пираты Ивана Грозного

Пираты Ивана Грозного

Создателем нашего военного флота считается Петр I. Однако русские военные корабли появились на Балтике еще при Иване Грозном. Правда, это были пиратские корабли.

Покорив Астраханское и Казанское ханства, Иван Грозный решил проби­ваться к Балтийскому морю и нацелился на Ливонию, которая выглядела слабым противником.

В начале 1558 года 100-тысячная русская армия вторглась в Ливонию. В битве при Тирзене она разбила ливонцев и расчистила проход к Балтике. Это вызвало обес­покоенность других стран, которые тоже претендовали на ливонские земли.

пираты_ивана_грозного_карстен_родеПервой свои претен­зии предъявила Литва (в 1569 году она объединится с Польшей в одно государ­ство — Речь Посполитую). В 1561 году польско-литов­ские войска осадили Ревель и выбили оттуда русский гарнизон. Следом в войну вступила Швеция. Таким образом, столкновение со слабой Ливонией превра­тилось для России в тяже­лое многолетнее проти­востояние с несколькими европейскими странами.

Война шла не только на суше. Шведский флот вышел в море, перехва­тывая датские и ганзей­ские суда, везущие товары для Московского царства. При этом шведы свободно доставляли припасы и пополнения для своих войск.

Польша не имела своего флота, но активно вербо­вала каперов, используя как морскую базу вассаль­ный Данциг. Балтийская торговля России оказалась уничтоженной.

У России не было флота, поэтому она никак не могла ответить. Впрочем, выход нашелся.

Иван Грозный тоже решил нанять каперов. Капер (иначе — корсар) состоял на службе у определенной страны и получал офици­альную бумагу — каперский патент. Нападал он не на все корабли, а только на принад­лежащие стране-противнику. Часть захваченной добычи капер обязывался передавать стране-нанимателю. В сущ­ности, каперы — это своего рода «официальные пираты».

Посольский приказ полу­чил строгое царское распо­ряжение — немедля искать подходящего капитана. И он нашелся.

Бывший купец, капи­тан собственного корабля, а потом капер на дат­ской службе, Карстен Роде явился в русское посоль­ство в Дании с рекомен­дациями от самого дат­ского короля Фредерика II. Про Роде говорили, что он «может любого человека казнить, дабы не навлечь гнев Божий на судно». Воз­можно, именно это каче­ство приглянулось гроз­ному царю.

В 1570 году Карстен Роде официально поступил на русскую службу, получив от Ивана Грозного каперский патент, который предписы­вал «преследовать огнем и мечом» не только поляков и литовцев, но и всех, кто с ними торгует. Каждый тре­тий захваченный корабль Роде обязывался переда­вать в Нарву, в царскую казну, с прочих же кора­блей — по лучшей пушке.

Захваченные товары следовало продавать в русских портах, а ценных пленных передавать «дьякам и иным приказным людям». Базой каперов была выбрана Нарва. Воеводы должны были каперов «в береженье и в чести держать, помогая им чем нужно». А если Роде попадет в плен — «выкупить, выменять или иным способом освободить».

На московские деньги Карстен Роде купил и снарядил пинк — трехмачтовое грузовое судно. Корабль получил солидное вооружение — две тяжелые чугунные пушки, десять малых медных пушек, а также восемь Фальконетов мелкокалиберных пушек. Пеструю команду капера составляли и немцы, и датчане, и лифляндцы, и даже архангельские поморы.

В июне 1570 года первый корабль русского военно-морского флота, названный на западный манер «Веселая невеста», вышел в Балтийское море.

пираты_карстен_роде

Подвиги «веселой невесты»

Уже через несколько дней Роде захватил шведский буер (небольшое торговое судно) с грузом соли и сельди. Вместе с призом «Веселая невеста» направилась к датскому острову Борнхольм, где местные власти с готовностью скупали награбленное, не задавая лишних вопросов.

Формально договоренности Карстена Роде с Москвой предусматривали датские земли как запасную базу. Но Роде вообще ни разу не покажется в Нарве, там так и не увидят ни части добычи, ни обещанных кораблей, ни «лучших пушек». Судя по всему, он просто решил проигнорировать эту часть договора.

Зато в остальном Роде свои обязательства исполнял образцово. Его флотилию пополнили несколько буеров и шведский фрегат водоизмещением 160 тонн, который стал флагманом. Роде превратился в силу, с которой на Балтике приходилось считаться.

В июле три корабля Карстена Роде напали на польскую торговую флотилию из четырех кораблей с грузом пшеницы. Польские купцы оказались не такими беззубыми, как шведские, завязался серьезный бой. Одному кораблю удалось уйти, но другие вместе с грузом были захвачены и проданы русскими корсарами в Копенгагене. Следующая крупная победа Роде — снова польская флотилия, но уже из 17 кораблей.

Действия русских корсаров посеяли в Швеции и Польше тихую панику -издревле сухопутное
Московское царство показало свою силу и на море. На флотилию Роде развернули настоящую охоту: шведские и польские фрегаты бороздили балтийские воды, стремясь потопить или захватить дерзкого корсара. Но корабли Роде или ловко уклонялись от встречи или, подловив противника в меньшинстве, давали беспощадный бой,

К концу года 1570 года флотилия Роде составляла шесть хорошо вооруженных кораблей, которые нанесли Швеции и Польше урон на почти полмиллиона серебряных ефимков.

Арест в Копенгагене

Однако Ливонская война для Москвы складывалась крайне неудачно. А Дания (союзник России) начала переговоры со Швецией о перемирии. Эти переговоры самым непосредственным образом сказались на судьбе Карстена Роде.

Один из кораблей его флотилии — «Заяц» — перевозил в Копенгаген пленных шведов. Самого Роде на корабле не было, поэтому дисциплина хромала. Перепившаяся команда попросту проспала момент, когда пленники сбили кандалы и захватили судно. Команда «Зайца» сама оказалась в кандалах и была доставлена шведами в Трептов. Корсары дали показания, что Карстен Роде и его люди пользуются полным покровительством датского короля.

Возмущенная Швеция потребовала от Дании немедленно выдать им на расправу всех русских корсаров. Но оказалось, что к тому моменту Карстен Роде уже сидел под арестом в датском замке Галль. Действительно, когда он в очередной раз сошел на берег в Копенгагене, датские власти схватили его, команды распустили, а корабли и имущество конфисковали. Формальное обвинение — флотилия Роде грабила датские корабли наравне с польскими и шведскими. Завязалась дипломатическая пикировка. В итоге датский король Фредерик II не выдал Роде ни Швеции, ни Ивану Грозному, который требовал отослать корсара к нему, «дабы о всем здесь с него сыскав, о том тебе после отписал бы».

Действия русских корсаров посеяли в Швеции и Польше тихую панику.

Впрочем, арест Карстена Роде выглядел довольно странно. Сначала он в комфортных условиях содержался в замке, а спустя три года и вовсе был перевезен в частный дом в Копенгагене, где пользовался полной свободой.

В конце концов, Дания согласилась передать Москве ее капера за выкуп в 1000 талеров. Однако в тому времени у Ивана Грозного были уже совсем другие заботы, да он и не стремился выкупать Роде, который нарушил большую часть условий своего каперского патента.

Мы не имеем больше никаких сведений о судьбе первого русского корсара. Возможно, он вернулся в море, а может, спокойно прожил в Копенгагене остаток дней. Но мы должны помнить о нем как о человеке, который первым поднял российского двуглавого орла над морскими волнами.

Дмитрий Шухман

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *