Мост Риальто

мост_риальто_most_pialto

Мост Риальто

Мост Риальто вот уже четыре столетия является визитной карточкой Венеции. Сегодня каждый уважающий себя турист торопится сюда, чтобы сделать селфи и запечатлеть красоту Гранд-канала, ведь именно с этого старинного моста открывается неповторимый вид на водную артерию города.

Мост_Риальто

Высокий берег

Район под названием Риальто (что в переводе означает «высокий берег») венецианцы обжили одним из первых. В XI веке здесь появился рынок, а потому местечко тут же превратилось в центр ремесла и торговли. В годы республики, когда торговля стала основой благосостояния Венеции, район под названием Риальто стал известным на весь мир. И не без помощи Шекспира, который, побывав в Италии, увековечил его в своей пьесе «Венецианский купец».

Рынок и впрямь был великолепный, с товарами высочайшего качества. Кстати, на одной из стен церкви, примыкающей к рынку, и по сей день можно увидеть две скульптур-ки,которые обозначали минимальные размеры устриц и рыб, продаваемых на рынке. А также крест с надписью, которая призывала торговцев быть честными, помнить о божьей каре и не обманывать покупателей.

Рынок и район Риальто разрастались, торговцам и покупателям нужен был мост, соединяющий два берега Гранд-канала. Ведь из-за его отсутствия купцы просто выстраивали свои лодки одна за другой, привязывали их веревками друг к другу и скакали по ним, как козлики. Но это было, во-первых, неудобно, во-вторых, неэстетично. А потому в 1181 году в том месте, где ширина Гранд-канала была минимальной, появился первый мост — понтонный, с плавучими опорами и красивым названием Понте-делла-Монета.

Местные краеведы утверждают, что такое название появилось неслучайно. Мол, за проход помосту с каждого брали плату— монеты. Иные полагают, что название мосту дал располагавшийся поблизости монетный двор.

Как бы то ни было, но понтонная переправа из-за большой нагрузки скоро пришла в негодность. И в 1255 году на ее месте построили самый настоящий деревянный мост, который назвали Риальто. Он был невероятно прочным, но самое главное — он был разводной. В нужный момент два пандуса разъезжались в разные стороны, пропуская большие суда, плывущие по Гранд-каналу.

Прочная конструкция простояла бы лет 300, но, увы, в 1310 году, во время восстания Тьеполо, мост подожгли заговорщики, и он сильно пострадал. С тех пор как его ни латали, он то и дело рушился. В 1444 году — под тяжестью венецианцев, сбежавшихся посмотреть на регату, спустя 24 года — под тяжестью зевак, намеревавшихся полюбоваться празднеством в честь императора Фридриха III. В 1524 году, когда мост свалился в воды канала в очередной раз, власти города всерьез задумались о возведении каменной конструкции.

Все дело в фамилии?

Объявили конкурс на лучший проект, но, несмотря на то что у многих архитекторов того времени уже имелись кое-какие идеи, наброски и даже чертежи, процесс рассмотрения заявок затянулся на целых 20 лет.

Да, выбор был не из легких. Ведь свои бумаги на конкурс прислали такие гении, как Микеланджело Буонарроти, Андреа Палладио, Джакомо да Виньола, Винченцо Скамоцци. Одни архитекторы предлагали построить мост в виде римского акведука, другие — в виде триумфальной арки, третьи — в виде пышного дворца. Когда же в 1551 году высочайшая комиссия наконец-то назвала имя победителя, венецианцы сильно удивились… Им оказался никому не известный архитектор Антонио де Понте. Острые на язык горожане тут же сочинили шутку о том, что главную роль сыграла фамилия претендента. Ведь ponte по-итальянски означает «мост».

Но дело было, конечно же, в другом. Именитые зодчие, словно сговорившись, предлагали конструкции многоарочных мостов — невероятно надежных и невероятно красивых, соответствующих духу прекрасного города на воде. Однако власти Венеции с опаской относились к подобным конструкциям, потому что они могли существенно замедлить транспортный поток на Гранд-канале и привести к гигантским пробкам.

Мост, спроектированный Антонио де Понте, понравился членам комиссии потому, что был однопролетным и не перегораживал путь даже большим судам. Кроме того, он невероятно напоминал первый деревянный мост и выглядел куда проще и изящнее остальных.

По задумке автора держаться тяжеленный мост должен был на двух фундаментах, вылитых на левом и правом берегах Гранд-канала. Скептики негодовали: «Какая глупость, какой просчет!», «Без промежуточных опор тяжеленный каменный мост рухнет!», «Да-да, никакой мост не может держаться на двух крошечных опорах, расположенных по бокам!»

Даже обычные горожане, ничего не смыслившие в архитектуре, считали своим долгом обсудить с соседом предстоящее строительство моста. Сомнения венецианцев были настолько сильны, что нашли отражение в забавной легенде. Один торговец на рынке воскликнул, что у него скорее вырастет между ног третья нога, чем этот мост удастся построить. Дама, покупавшая в этот момент овощи, засмеялась и добавила: «А у меня между ног вспыхнет огонь».

Однако время расставило все по своим местам. Вскоре в Венеции появился новый каменный мост Риальто, а фасад здания, выходящего к мосту, украсили две скульптурки, которые можно увидеть и сегодня. Трехногий сатир и женщина-гарпия, у которой между ног бушует пламя.

Договор с Дьяволом

Как это ни странно, но за свою многовековую историю мост Риальто обзавелся всего одной легендой.

Каждое утро главный мастер, делая обход вверенного ему объекта, с удивлением обнаруживал различные мелкие поломки. Рабочие клялись и божились, что накануне сделали всена совесть. Однако каждую ночь кто-то пробирался на стройку и что-нибудь ломал.

На переделку уходило так много времени, что главный мастер всерьез стал опасаться того, что мост Риальто никогда не будет построен. Тогда-то он и заключил сделку с дьяволом, пообещав взамен душу первого, кто пройдет по мосту.

Нет, главный мастер вовсе не был кровожаден. Он всего лишь намеревался надуть дьявола,запустив первым на мост самого обычного петуха. Однако Люцифер тоже оказался не лыком шит. Приняв обличие обычного горожанина, он явился в дом мастера и сказал его жене, что супруг срочно просит ее прийти на мост. Женщина побежала к мужу и оказалась первой, кто ступил на каменную переправу. Увы, ее ребенок родился мертвым. И долгие годы на мосту Риальто люди слышали плач младенца.

Если б не было тебя…

До наших дней мост Риальто дошел в неизменном виде. Но частично его латали и штопали не раз. К первому значительному ремонту приступили в начале XVIII века. Отремонтировали лестницы и колонны заменили пришедшие в негодность элементы мостовой и балюстраду, но конструктивную основу оставили в неизменном виде.

Еще через 100 лет заменили дренажную систему, оштукатурили и покрасили торговые палатки.Однако самую серьезную реставрацию мост пережил в 2015-2016 годах.

Прежде чем приступить к реконструкции, специалисты постарались понять, как повлияли на архитектурный памятник предыдущие ремонтные работы, проверили состояние обоих фундаментов, при помощи современных приборов и лазерного сканирования изучили состояние камня, из которого они сделаны. И только убедившись в целостности конструкций, приступили к укреплению балюстрады и кровли, очистили известняковые плиты и заменили всевозможные коммуникации. Работы были проведены масштабные, но самое главное — в исторической конструкции моста ничего нарушено не было.

И лишь одна странность бросается в глаза: средства на проведение строительных работ — около 5 миллионов евро — выделило не правительство Италии и не городская коммуна Венеции и даже не какой-нибудь фонд культуры, а частное лицо — бизнесмен Ренцо Россо. Сам собой возникает вопрос: а если бы не было этого человека? Что тогда?..

Сергей БОРОДИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *