Сен_Шамон
Монстры войны

Французский бронтозавр

Французский бронтозавр

Плохой танк оказался хорошим самоходные орудием

Честь первыми применить танки в полевом сражении выпала британцам. 15 сентября 1916 года у деревни Флер-Куролет в ходе кровопролитного сражения на реке Сомме восемнадцать танков пошли в атаку на укрепленную немецкую позицию, которую накануне безуспешно пытались преодолеть английские пехотинцы. Эффект от этой атаки оказался потрясающим — за несколько часов англичанам удалось прорвать вражеские позиции и углубиться на расстояние пять километров.

Британцы по праву гордятся тем, что именно они могут считаться родоначальниками танковых войск. Но если бы не бюрократические проволочки и традиционная неразбериха, таковыми могли бы стать французы. На то у них были веские основания.

«Детишки» трактора «Холт» «Отцом» французских танков военные историки считают полковника

Жана Батиста Этьена, служившего осенью 1914 года начальником штаба 22-го артиллерийского полка. Именно он обратил внимание на неплохую проходимость американского гусеничного трактора «Холт», использовавшегося во французской армии для буксировки тяжелых орудий.

сен_шамон_характеристикиПолучив добро от главнокомандующего французской армией генерала Жоффра, Этьен обратился к известному автомобильному конструктору Луи Рено с просьбой построить на базе трактора «Холт» бронированную боевую машину. Рено, однако, отказался от такого предложения, сославшись на загрузку своих предприятий, и Этьен переадресовал свое предложение фирме «Шнейдер».

Те согласились начать работу над французским танком, получившим впоследствии имя СА1 или просто «Шнейдер». Первый танк вышел из ворот завода 8 сентября 1916 года, но сформировать боеспособное бронетанковое подразделение и повести его в бой французам удалось лишь весной 1917 года. «Шнейдеры» имели тонкую броню и довольно слабое вооружение, и потому их стали изымать из боевых частей и переделывать в бронированные артиллерийские тягачи.

Не желая класть в одну корзину все яйца, французские военные чиновники одновременно с фирмой «Шнейдер» выдали заказ на строительство бронированной боевой машины фирме FAMH в городе Сен-Шамон. Конструкторы фирмы оказались более активными, чем их конкуренты. 27 апреля 1916 года (через два месяца!) проект танка уже был готов. Специалисты из военного ведомства сообщили главнокомандующему, что танки фирмы в Сен-Шамоне оказались более качественными, чем танки «Шнейдер». В результате консорциум FAMH получил заказ на 400 машин.

Как он был устроен

Как оказалось, специалисты, нахваливавшие танк фирмы FAMH, явно перестарались. В погоне за военным заказом была создана довольно сырая машина. Главный конструктор фирмы FAMH полковник Римальо, как и его коллеги из фирмы «Шнейдер», взял за основу ходовую часть трактора «Холт», значительно увеличив длину опорной поверхности гусениц. Главным же новшеством стало применение электротрансмиссии. Бензиновый двигатель фирмы «Панар» работал на динамо-машину, а уже от нее ток поступал на два тяговых электромотора (по одному на гусеницу). Корпус танка представлял собой броневую коробку со скошенным носом и кормой. Передняя часть нависала над гусеницами, поэтому «Сен-Шамон» с огромным трудом преодолевал невысокие вертикальные препятствия, несмотря на то что в передней и задней частях машины были установлены специальные ролики для преодоления заграждений.

Первые машины «Сен-Шамон» (образца 1916 года) имели цилиндрические башенки командира танка и механика-водителя. Впереди слева размещался водитель (унтер-офицер, функции командира танка и водителя здесь разделили), использовавший для наблюдения смотровую щель и бронеколпак. Бронелисты бортов доходили до земли, прикрывая ходовую часть. Крыша была плоская. Двигатель и динамо располагались в средней части корпуса, за ними — электромоторы. Ведущее колесо было в корме, там же находился и второй пост управления.

На первых 165 танках «Сен-Шамон» ставили 75-миллиметровую пушку L12 T.R. («скорострельную»), ранее разработанную полковником Римайо, но не принятую французской армией. Затем использовали качающуюся часть стандартной 75-миллиметровой полевой пушки М1е 1897 с длиной ствола 36,3 калибра и крановым затвором. Стоит отметить, что до войны французы вообще считали эту отличную легкую полевую пушку универсальным орудием своей армии, а в ее разработке участвовал тот же Римайо. Стрельба велась штатными унитарными выстрелами. Начальная скорость осколочного снаряда массой 7,25 килограмма у пушки Mie 1897 составляла 529 метров в секунду. Размеры пушки и ее сравнительно длинный откат при выстреле обусловили большую длину носовой части корпуса. Угол наведения в вертикальной плоскости составлял от 4 до +10°, дальность прицельной стрельбы — до 1500 м, но этот предел оказывался недостижим из-за плохих условий стрельбы.

Пушка устанавливалась по оси машины, слева от нее сидел наводчик. Правее пушки находилось место пулеметчика. Еще четыре пулеметчика (один из них исполнял также обязанности механика) с 8-миллиметровыми пулеметами «Гочкис» М1е 1914 года располагались у бортов и в корме. Для посадки-высадки служили двери в бортах передней части танка.

После первых испытаний в середине 1916 года выявилась необходимость некоторых изменений. Бронелисты бортов, прикрывающие ходовую часть, демонтировали для улучшения проходимости. Гусеницы расширили с 32 до 41, а потом и до 50 сантиметров. В таком виде машина пошла в производство.

В 1917 году уже в ходе серийного выпуска «Сен-Шамон» опять модифицировали: плоская крыша получила наклон к бортам, чтобы с нее скатывались вражеские ручные гранаты, вместо цилиндрических башенок поставили прямоугольные. Было также усилено бронирование — 17-миллиметровые бронелисты в отличие от предшествующих 15-миллиметровых не пробивались новыми германскими бронебойными пулями марки «К». Однако изменения крыши и башенки ухудшили обзор, к тому же пришлось дорабатывать и верхние люки для экипажа.

В апреле 1917 года началась поставка танков снабжения — варианта линейного «Сен-Шамон» без вооружения, для подвоза грузов танковым подразделениям и вытаскивания застрявших танков — машина подвоза и тягач в одном лице, французский прототип ремонтно-эвакуационных машин.

Последняя серийная машина вышла с завода в марте 1918 года. Всего построено 377 танков. Выбывающие из строя танки заменялись легкими танками «Рено», к перемирию в строю оставалось 72 «Сен-Шамона». Из них 50 переделали в транспортеры. Так закончилась история этих машин.

«Сен-Шамон» в бою

Впервые «Сен-Шамоны» приняли участие в боевых действиях 5 мая 1917 года близ мельницы Лаффо. 16 «Сен-Шамонов» и две роты «Шнейдеров» в этот день так и не смогли преодолеть окопы и остановились перед ними. Постепенно все французские танки, кроме одного «Шнейдера», были подбиты вражескими артиллеристами или вышли из строя из-за поломок.

Столь же неудачными для «Сен-Шамонов» оказались и другие бои. И только 18 июля 1918 года под Суассоном, когда в бой двинулось 21 б «Шнейдеров», 131 «Сен-Шамон» и 220 «Рено», танки «Сен-Шамон» показали хоть какое-то преимущество перед другими моделями: они оказались более стойкими к ружейно-пулеметному огню и повели за собой пехоту.

После провала апрельского наступления союзников генерала Нивеля на посту верховного главнокомандующего сменил маршал Петен, который в 1917 году провел несколько наступлений с ограниченными целями по улучшению собственных позиций. В одной из таких наступательных операций, проводимой 23-26 октября 1917 года силами б-й французской армии (3 корпуса из 12 дивизий), участвовало также 58 танков (38 «Шнейдеров» и 20 «Сен-Шамонов»). Впервые, кроме боевых машин, в операции принимали участие пять радиотанков, которые служили для координации действий танков с другими родами войск. После шестидневной подготовки, которую проводили 1878 орудий, 23 октября в 5:15 два корпуса, имея в первом и втором эшелоне по одной дивизии, двинулись в атаку. Атака велась волнами. Взводы первой линии образовывали две волны (каждая из полувзвода) на расстоянии одна от другой 20 метров. За ними в 50 метрах шли взводы второй линии в строю колонн отделений по одному. Несмотря на то что из 63 танков, атаковавших противника, 24 не перешли исходной позиции пехоты, а 19 застряли между исходной позицией и первым рубежом обороны противника, — 20 оставшихся с блеском выполнили свою задачу. В течение дня все окопы были захвачены, и главная задача операции — срезать мальмезонский выступ — была выполнена. На фронте длиной 12 километров французы проникли в глубину германской обороны на 6 километров, при этом потеряли восемь тысяч человек и два танка (оба «Сен-Шамон»), немцы — 38 тысяч человек убитыми, 12 тысяч пленными и 200 орудий. До 26 октября (когда была закончена операция) на этом участке фронта ликвидировали отдельные очаги сопротивления. 25 октября два танка «Сен-Шамон» поддерживали штурмовые группы французской пехоты при ликвидации пулеметных точек противника в секторе Вадессон.

В последние месяцы войны, впрочем, «Сен-Шамоны» нередко оказывались весьма полезны в качестве самоходных орудий — благодаря длинноствольной 75-миллиметровой пушке они удачно боролись с германскими батареями ближнего боя. «Сен-Шамон» хорошо подходил для этой роли, благодаря большему запасу снарядов и удовлетворительной подвижности, но только в сухую погоду и при тщательном техническом обслуживании. Огонь обычно велся с закрытых позиций с помощью корректировщиков, как в обычной артиллерии.

В течение Первой мировой войны было сформировано 12 танковых групп, оснащенных «Сен-Шамонами». Формирование происходило в лагере Шамплу, около Компьена, на протяжении всей войны. В дополнение к ним в вышеуказанный период были сформированы восемь отделений обслуживания, каждое из которых обеспечивало снабжение боеприпасами и другими материальными средствами полковую группу танков «Сен-Шамон». Полк этих машин состоял из трех групп «штурмовой артиллерии» по 12 танков в каждой группе и насчитывал в общей сложности 48 «Сен-Шамонов». Каждая группа (12 танков) состояла из трех батарей по четыре машины в каждой.

Уцелевшие и не переделанные «Сен-Шамоны» в конце концов пошли на слом. Имеются сведения о приобретении некоторого числа танков «Сен-Шамон» Испанией.

Александр Егоров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *