Деревянное чудо британских ВВС

Бомбардировщики_Москито

Деревянное чудо британских ВВС

Бомбардировщики «Москито» несли минимальные потери во время боевых вылетов

Осенью 1938 года, когда в воздухе явственно запахло порохом, глава авиастроительной фирмы «Де Хевиллэнд» известный конструктор скоростных самолетов Джеффри де Хевиллэнд обратился в министерство авиации с весьма необычным предложением.

Джеффри де Хевиллэнд предложил изготовить для королевских ВВС двухмоторный скоростной бомбардировщик с полностью деревянной конструкцией. Стоит заметить, что к тому времени самолеты в основном строились из алюминия. По мнению министерских чиновников, цельнодеревянный самолет должен был выглядеть архаично. Но Джеффри де Хевиллэнд сумел доказать своим оппонентам, что во время войны может возникнуть ситуация, когда в стране возникнут проблемы с алюминием. К тому же авиаконструктор гарантировал, что предложенный им самолет будет иметь высокую скорость и маневренность.

Борьба за существование

Помимо всего прочего, в министерстве авиации сомневались — нужен ли будет королевским ВВС небольшой самолет, хотя и скоростной, но не способный нести большую бомбовую нагрузку. Тем не менее конструкторская группа компании «Де Хевиллэнд» в конце декабря

1939 года — к тому времени Вторая мировая война уже началась — приступила к работе над опытным образцом цельнодеревянного двухмоторного самолета. 1 мая 1940 года министерство авиации заказало компании небольшую партию легких бомбардировщиков — всего 50 экземпляров.

Однако после разгрома Франции и трагедии Дюнкерка решено было строить уже пошедшие в серию самолеты. Компания «Де Хевиллэнд» была вынуждена отложить на время производство нового бомбардировщика. Вскоре работа над самолетом была возобновлена. 25 ноября 1940 года опытный самолет Mosquito Мк I впервые поднялся в воздух. Модель была продемонстрирована военным и правительственным чиновникам. Скептики вынуждены были признаться, что новый бомбардировщик, несмотря на его деревянную конструкцию, обладает маневренностью истребителя и скоростью почти 644 километра в час. Напомним, что в этот период ни один из серийных истребителей мира не мог развить и 600 километров в час. Кроме высокой скорости, «Москито» отличался большой живучестью — он мог лететь и с одним двигателем, если другой вышел из строя.

Официальные испытания самолета начались 19 февраля 1941 года. Они прошли успешно, и в июле того же года началось серийное производство «Москито». Было построено три опытных самолета; последний был вариантом разведчика, оборудованного фотоаппаратурой, и поднялся в воздух 10 июня 1941 года.

Вскоре было решено построить истребительную модификацию «Москито», а также эскортный и ночной истребители.

А где же оружие?

Стоит отметить, что больше всего чиновников министерства авиации удивляло отсутствие на новом бомбардировщике какого-либо оборонительного вооружения. В те годы бомбардировщики несли несколько пулеметов, установленных во вращающихся турельных башнях. Но Джеффри де Хевиллэнд сумел доказать оппонентам, что лучшая защита его самолета — высокая скорость. Правоту его подтвердил первый же боевой вылет «Москито» — во время дневного разведывательного полета над Брестом, Ла Паллисом и Бордо 20 сентября 1941 года он сумел легко уйти от трех истребителей «Мессершмитт Bf 109», которые пытались его перехватить.

Впрочем, вскоре «Москито» все же получил вооружение. В версии ночного истребителя на нем были установлены радар AL Mk IV и стрелковое вооружение, состоявшее из четырех 20-миллиметровых пушек и четырех пулеметов калибра 7,7 мм.

В бомбардировочном же варианте «Москито» мог нести четыре 227-килограммовые бомбы во внутреннем отсеке. Позднее, с установкой более мощных двигателей, бомбовая нагрузка самолета увеличилась. Де Хэвиллэнд предусмотрел возможность дальнейшей модернизации своего детища.

Мастер на все руки

Самолет-разведчик «Де Хевиллэнд Москито» (de Havilland Mosquito) выпускался в нескольких модификациях, самая распространенная — Mosquito PR MkXVI, имевшая герметическую кабину и дополнительные баки в бомбоотсеке. Самолет оснащался двигателями «Мерлин» и не имел вооружения. Максимальная скорость — 668 километров в час, крейсерская скорость — 400 километров в час, практический потолок — 11 700 метров, дальность полета -4540 километров. Также выпускались самолеты-разведчики модификаций Mosquito PR Mk 34 и 34А, имевшие дальность полета 5800 километров при скорости 480 километров в час. Максимальная скорость — 539 километров в час на уровне моря и 684 километров в час на высоте 9100 метров. Разведчики оборудовались четырьмя вертикальными фотокамерами.

Бомбардировщики Mosquito В Mk IV серии 1 и 2 могли нести бомбовую нагрузку 907 килограммов. Серия 2 отличались от серии 1 увеличенными мотогондолами, хвостовым оперением, двигателями «Мерлин» 21/23 и увеличенным бомбовым отсеком. В него стало возможным поместить четыре бомбы по 230 килограммов. Позднее часть самолетов была переоборудована для использования бомбы «Блокбастер» весом 1800 килограммов и для использования «прыгающей» бомбы — специальной глубинной бомбы, разработанной для уничтожения плотин. Бомбардировщики Mosquito В Mk IX и В Мк XVI оснащались двигателями «Мерлин» Т2.ПЗ или 76/77 и могли нести 1800-килограммовую бомбу «Блокбастер», но кабина стала герметической. Максимальная скорость — 657 километров в час, крейсерская скорость — 475 километров в час на высоте 6000 метров и 560 километров в час на высоте 9000 метров. Практический потолок — 11 000 метров, дальность полета — 2750 километров.

Также выпускались и другие модификации бомбардировщиков «Москито» с другими двигателями. Mosquito В Мк IV имел следующие характеристики: размах крыла — 16,51 метра, длина — 12,43 метра, высота — 4,65 метра, площадь крыла — 42,18 квадратных метра. Вес пустого самолета — 6080 килограммов, нормальный взлетный — 9900 килограммов, максимальный взлетный -10152 килограмма. Силовая установка — два поршневых двигателя «Роллс-Ройс Мерлин 21» мощностью по 1480 лошадиных сил. Максимальная скорость — 619 километров в час, крейсерская скорость — 491 километр в час, практическая дальность — 2570 километров, практический потолок -10 400 метров. Экипаж — 2 человека. Вооружение — 4 авиационные пушки калибра 20 мм и 4 пулемета калибра 7,7 мм, а также бомбовая нагрузка до 908 кг — одна 454-килограммовая бомба и две 227-килограммовые бомбы или четыре 227-килограммовые бомбы.

Ночные истребители «Москито» первоначально имели стрелковое вооружение, аналогичное истребителю-бомбардировщику, но затем от пулеметов отказались, оставив только пушки. На всех модификациях ночных истребителей были установлены бортовые радары различных модификаций. Ночные истребители выпускались только в Англии, было изготовлено 1824 самолета модификаций NF. Mk II, Мк XII, Мк XIII, Мк XV, Мк XVII, Мк XIX, Мк 30, Мк 36 и Мк 38. Эти модификации отличались друг от друга моделями бортовых РЛС, а также вариантами двигателей «Роллс-Ройс Мерлин».

Также выпускались самолеты Mosquito TR Mk 33 — модификация торпедоносца, способная нести торпеду, морскую мину или бомбу весом 1000 килограммов и неуправляемые реактивные снаряды под крыльями. Было выпущено 66 самолетов в модификации торпедоносца. Всего за время войны изготовлен 7781 самолет «Москито» различных модификаций.

Операция «Иерихон»

Накануне высадки англо-американских войск в Нормандии резко активизировалось французское Сопротивление. Патриоты не только занимались сбором разведданных о дислокации немецких частей на севере Франции, но и устраивали диверсии на железных дорогах. Оккупационные власти, встревоженные возросшей активностью подпольщиков, прилагали все силы для того, чтобы обезопасить свой тыл. Гестапо удалось разгромить крупную группу Сопротивления в Амьене. Было арестовано около полутора тысяч подпольщиков. Все они содержались в местной тюрьме.

Тюрьма эта была построена еще в XVII веке и пользовалась дурной славой. Ее обитатели были смертниками — из Амьенской тюрьмы узников не отправляли даже в концлагеря. Следователи гестапо пытали арестованных, стараясь выявить все группы Сопротивления на севере Франции.

Уцелевшие подпольщики сумели сообщить в Англию о провале и о том, что творится в Амьенской тюрьме. Оккупанты ежедневно расстреливали два-три десятка узников, еще примерно столько же пленников умирали, не выдержав пыток. Нужно было срочно спасать арестованных. Но сделать это было не так-то просто. Тюрьма была настоящей крепостью — ее охраняло более сотни вооруженных до зубов эсэсовцев, подступы к ней простреливались пулеметами, установленными на каменных башнях тюрьмы и в бетонных бункерах, сооруженных по ее периметру.

Командование союзников, обсудив все варианты освобождения узников Амьенской тюрьмы, пришло к выводу, что единственно возможный способ их спасения — это организация массового побега. Решено было ударом с воздуха разрушить ограду тюрьмы и уничтожить большую часть охраны.

Операция по освобождению патриотов из тюрьмы в Амьене получила наименование «Иерихон». А главными действующими лицами в ней стали бомбардировщики «Москито». Предполагалось, что девятнадцать таких самолетов, вооруженных 226-килограммовыми бомбами, в полдень, когда большая часть охраны будет обедать, на бреющем полете подлетят к тюрьме, взорвут ее ограду и превратят в груду обломков столовую и караульное помещение.

Ровно в полдень 18 февраля 1944 года из-за верхушек деревьев соседнего с тюрьмой леса вынырнули стремительные силуэты «Москито», буквально через секунду после этого раздался визг падающих бомб и грохот взрывов. В двух местах тюремная ограда была полностью разрушена. Под развалинами столовой и караулки оказались большинство охранников.

От страшных взрывов обрушились стены нескольких камер. Узники, которые знали о готовящейся операции, с самодельными ножами напали на караульных и забрали у них ключи от внутренних помещений. Толпа заключенных бросилась к выходу. Часть уцелевших охранников во дворе были затоптаны узниками или забиты камнями. Более двух часов гарнизон Амьена, решивший, что бомбежка тюрьмы — это начало высадки воздушного десанта союзников, находился в растерянности и занял круговую оборону.

Розыск беглецов начался с опозданием, и немцам удалось поймать лишь тех, кто из-за ранения или контузии не мог самостоятельно передвигаться. Около трех сотен узников сумело скрыться, и вскоре большинство из них вступило в бой с оккупантами. Примечательно, что всех пойманных патриотов немцы не решились расстрелять и отправили в другие тюрьмы и концлагеря. Большинство из них сумело дожить До Победы.

Работа по точечным целям

Истребители-бомбардировщики «Москито» бомбили аэродромы и железнодорожные составы на территории оккупированных нацистами Франции, Бельгии, Нидерландов. Бомбардировщики «Москито» 31 мая 1942 года нанесли удар по Кельну, а 19 сентября совершили первый дневной налет на Берлин.

Самолеты «Москито» применялись в английских и американских ВВС для выполнения «точечных» бомбометаний, а также использовались как целеуказатели при ночных бомбардировках. От других бомбардировщиков и многоцелевых самолетов «Москито» отличался в лучшую сторону очень высокой прицельной точностью бомбометания. Это объяснялось использованием бомбардировочного прицела «Гобой» британской системы воздушного слепого прицельного бомбометания, основанной на принципе приема-передачи сигнала радиостанций наведения и применявшейся с декабря 1942 года.

Во время оккупации Норвегии одиночный бомбардировщик «Москито» уничтожил здание гестапо в центре города, практически не повредив соседние дома. Бомбардировщики «Москито» также нанесли удары по верфям подводных лодок во Фленсбурге и совершили дневной налет на здание «Спортспалас» в Берлине 30 января 1943 года, вдень 10-летия прихода Гитлера к власти.

Потери среди «Москито» были одними из самых низких из всех самолетов Второй мировой войны — 16 на 1000 вылетов. Объясняется это высокими летно-техническими характеристиками -скорость и высота полета делали их малоуязвимыми для истребителей и огня зенитной артиллерии. Крейсерская скорость самолета на высоте 11 000 метров составляла 640-675 километров в час. Такие высотно-скоростные характеристики делали его практически недосягаемым для атак немецких истребителей Ме-109 и ФВ-190. Эффективно бороться с «Москито» могли только реактивные истребители «Мессершмитт Ме-262», которых было мало.

Кроме того, малые потери «Москито» объяснялись еще и особенностью его конструкции. В ней широко применялась толстая трехслойная обшивка с внешними слоями из фанеры и внутренними из бальсы с еловыми вставками для прочности, оклеенная поверх полотном, что позволило достичь требуемой прочности при малом весе конструкции. Немецкие радары систем ПВО были не в состоянии своевременно засекать приближающийся «Москито», так как у этого самолета только двигатели и некоторые элементы управления были сделаны из металла.

Единственным недостатком «Де Хевиллэнд Москито», или, как его любовно называли англичане, «Мосси», отмеченным руководством Королевских ВВС Великобритании, оказалось то обстоятельство, что «этих самолетов всегда было слишком мало…»

Александр ЕГОРОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *