линейный_корабль_родней
Монстры войны

Могучие близнецы

Могучие близнецы

Линкоры с именами британских адмиралов на борту стали самыми необычными кораблями Королевского флота

На фоне линейных кораблей, с которыми Королевский флот Британии встретил начало Второй мировой войны, несколько необычно выглядели два линкора, вступившие в строй в предвоенное время. Три башни главного калибра, размещенные перед надстройкой и занимающие половину корпуса корабля, причем средняя башня возвышалась над двумя другими, башни среднего калибра, сосредоточенные на корме, мощный броневой пояс и огромная башнеподобная надстройка — все это делало силуэт этих двух линейных кораблей непохожим на другие и легко узнаваемым.

линейный_корабль_нельсон

Линейные корабли, получившие имена в честь прославленных британских адмиралов времен парусного флота — Горацио Нельсона и Джорджа Роднея, — спроектировали сразу после Вашингтонской конференции 1922 года, в которой участвовали представители пяти ведущих морских держав того времени: Англии, Франции, Италии, США и Японии. Принятые на этой конференции правила серьезно ограничили общий тоннаж флотов, а также характеристики проектируемых и строящихся кораблей. С учетом всех этих ограничений и проектировались линейные корабли «Нельсон» и «Родней», получившие неофициальное прозвище «вашингтонские линкоры».

«Все или ничего»

Линейные корабли типа «Нельсон» стали первыми линкорами королевского флота, спроектированными с учетом Вашингтонского договора. Согласно ему Британия получила право построить два линкора с орудиями калибром до 406 миллиметров и стандартным водоизмещением до 35 560 тонн.

Корабли проектировались с учетом опыта Первой мировой войны. Впервые для британских линкоров их бронирование было выполнено по схеме «все или ничего». Они получили хорошо защищенную цитадель, но за ее пределами бронирование было сведено к минимуму. В рамках отведенного договором лимита водоизмещения новые линкоры получили максимально возможную защиту.

Общая компоновка корабля была разработана с целью сконцентрировать все жизненно важные механизмы и вооружение на как можно меньшей длине, обеспечив их максимальной защитой. Все три башни главного калибра с орудиями 406 миллиметров были размещены перед настройкой, при этом третья башня располагалась приблизительно на середине длины корабля. Башни среднего калибра располагались в кормовой части линкора и были сведены в две группы — по три башни по каждому борту, средняя — с возвышением над остальными. Все мостики были сведены в башенноподобную надстройку. Основной причиной» такого решения было желание получить устойчивое основание для артиллерийских командно-дально-мерных постов, а также хорошо защитить сами мостики от непогоды и обеспечить комфорт при работе экипажа. Центральный пост управления кораблем находился под броневой палубой между погребами и машинным отделением. Там же находился центральный артиллерийский пост.

Корабли типа «Нельсон» стали первыми британскими линкорами, вооруженными 406-мм пушками. Также впервые защитное вооружение линкора ставилось в башнях с гидравлическими сервоприводами. Размещение главной артиллерии было далеко от идеала. Ввиду очень мощной ударной волны, образовывавшейся при произведении залпа, сектор обстрела ограничивался передней полусферой (180 градусами) из-за опасения нанести повреждения кораблю.

Несмотря на несколько необычный внешний вид, конструкция новых линкоров отличалась простотой и рациональностью. Корпус был гладкопалубным. На протяжении всего корпуса шли верхняя, главная и средняя (броневая) палубы. Корпус ниже броневой палубы делился 22 водонепроницаемыми переборками. Экипаж линейного корабля типа «Нельсон» состоял из 1314 человек, при пребывании корабля в качестве флагманского -1361 человек.

16 октября 1922 года был объявлен тендер на постройку новых кораблей для Королевского флота, а 11 ноября объявлены победители. Заказы получили фирмы Cammell Laird и Armstrong Whitworth. На строительство линкоров были ассигнованы необходимые средства — каждый из них должен стоить 1 479 000 фунтов стерлингов. Оба корабля были заложены 28 декабря 1922 года, хотя официальные заказы на их строительство выдали лишь 1 января 1923 года.

3 сентября 1925 года был спущен на воду линейный корабль «Нельсон», а еще через три месяца — «Родней». Весной 1927 года «Нельсон» прошел испытания, 9 августа того же года был принят заказчиком и 15 августа был включен в состав Атлантического флота ВМС Великобритании в качестве флагманского корабля. «Родней» вступил в строй в ноябре 1927 года.

От Норвегии до Таиланда

В 1939 году, после объявления войны нацистской Германии, линкор «Нельсон» совершил четыре выхода в Северное море на перехват германских рейдеров и охраны норвежских конвоев. При возвращении из пятого похода 3 декабря 1939 года на входе в Лох-Ю линкор подорвался на магнитной мине, выставленной германской подлодкой. Обшивка была вдавлена на 1,2 метра в корпус, но выдержала, дав лишь небольшую течь. Затопления были небольшими и ограничились несколькими отсеками в носовой части. Погибших не было, ранено 74 человека.

После возвращения в строй в сентябре 1940 года «Нельсон» участвовал в авианосном рейде к Норвегии, а в ноябре 1940 года привлекался к поискам в Северной Атлантике немецкого карманного линкора «Адмирал Шеер». В июне 1941 года он вернулся в Англию и позже был переведен в Средиземное море. «Нельсон» принял участие в проводке конвоев на Мальту. 27 сентября 1941 года южнее Сардинии линкор подвергся атаке итальянской авиации и получил попадание авиационной торпедой в левый борт, в носовую оконечность перед башней «А». «Нельсон» принял 3700 тонн воды, что привело к увеличению осадки носом на 3,3 метра. После ремонта в марте 1942 года линкор вошел в состав Флота метрополии и в августе принял участие в проводке очередного конвоя на Мальту (операция «Пьедестал»). Он участвовал в операциях «Торч» (высадка в Северной Африке) и «Хаски» (высадка на Сицилии). В октябре 1943 года «Нельсон» вернулся в состав Флота метрополии. В июне 1944 года он принял участие в операции «Оверлорд». 18 июня у побе-

режья Нормандии линкор подорвался на магнитной мине и был отправлен в США для ремонта. Ремонт завершился в апреле 1945 года, после чего «Нельсон» ушел в Индийский океан.Там он обстреливал в июле 1945 года береговые укрепления японцев на острове Пхукет. 19 мая 1948 года «Нельсон» был исключен из списков флота, а в январе 1949 года продан на слом. Как имевший хорошо сохранившийся и сравнительно недавно отремонтированный корпус, линкор использовали в качестве мишени для учебного бомбометания. 15 марта 1949 года в результате использования его в этих целях он затонул недалеко от восточного побережья Великобритании.

«ЧТО ТАКОЕ НЕ ВЕЗЕТ?»

30 октября 1939 года немецкая подводная лодка U-56 типа НС под командованием капитан-лейтенанта Вильгельма Цана западнее Оркнейских островов обнаружила шедшие в охранении 10 эсминцев британские линкоры «Нельсон», «Родней» и линейный крейсер «Худ». Цан, умело маневрируя, сумел преодолеть заслон эсминцев и занять позицию для атаки «Нельсона». По команде командира субмарины три торпеды вышли из носовых аппаратов и вскоре достигли линкора. На подводной лодке слышали, как они ударили в борт «Нельсона», но взрыватели не сработали, и торпеды не взорвались. U-56, так и не замеченная английскими эсминцами, ушла из этого района. В этот же день от Вильгельма Цана было получено донесение: «10:00. «Родней», «Нельсон», «Худ», 10 эскадренных миноносцев. Квадрат 3492, курс 240 градусов. Выпустил три торпеды. Отказы».

Командир подводной лодки Вильгельм Цан, проведший с огромным напряжением торпедную атаку среди эсминцев противника, был настолько потрясен этой неудачей, что командующий подводным флотом Третьего рейха адмирал Карл Дёниц принял решение отозвать его из действующего флота и использовать в качестве преподавателя учебной флотилии подводных лодок.

Позднее стало известно, что в момент атаки на «Нельсоне» находился глава Адмиралтейства, будущий премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. И неизвестно, как бы повернулся ход истории, если бы в тот октябрьский день магнитные взрыватели торпед U-56 все-таки сработали.

Охота на «Бисмарк»

Линкор «Родней» в 1939 году совершил пять выходов в Северное море для прикрытия конвоев с железной рудой, идущих из Норвегии, и в попытке перехватить германские рейдеры. Линкор принимал участие в Норвежской кампании и 9 апреля 1940 года у побережья Норвегии подвергся налету германской авиации. Он получил попадание 500-килограммовой бомбы в район машинных отделений. Бомба, к счастью для линкора, отскочив от броневой палубы, не разорвалась, поэтому повреждения были незначительными.

В сентябре 1940 года «Родней» осуществлял прикрытие авианосного рейда в Норвегию, а в ноябре принимал участие в поиске карманного линкора «Адмирал Шеер». Начало 1941 года «Родней» провел, охраняя конвои в Атлантике. 16 марта он своим присутствием предотвратил атаку германских линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» на атлантический конвой НХ-114.

В мае 1941 года «Родней» ушел в США в качестве конвоя войскового транспорта (бывшего лайнера) «Британик». А уже 24 мая линкор принял участие в одном из главных морских сражений в Северной Атлантике — операции по поиску и уничтожению германского линкора «Бисмарк». 27 мая он застигнул поврежденный вражеский корабль в море и вместе с линкором «Кинг Джордж V» вступил в перестрелку с грозным противником, добившись около 40 попаданий. За время боя «Родней» выпустил 375 406-мм и 716 152-мм снарядов и одну 622-мм торпеду. Пуск торпеды был единственным за всю войну случаем боевого применения торпедного аппарата кораблями этого класса. Попаданий в «Родней» при этом не было, но от собственной стрельбы была повреждена палуба, а ряд механизмов пострадал от сотрясений.

До августа 1941 года «Родней» проходил ремонт в США. После ремонта «Родней» вошел в состав «соединения Н» в Гибралтаре и в сентябре 1940 года принял участие в проводке конвоя на Мальту (операция «Халберд»).

В ноябре 1941 года «Родней» вернулся в состав Флота метрополии и до января 1942 года базировался на Хваль-фьорде в Исландии, обеспечивая дальнее прикрытие арктических конвоев. С февраля по март 1942 года он ремонтировался в Ливерпуле. В августе 1942 года линкор участвовал в проводке еще одного конво.я на Мальту (операция «Пьедестал»). В октябре 1942 года он был переведен в состав «соединения И» и вместе с ним участвовал в ноябре 1942 года в высадке в Северной Африке -операции «Торч», в июле 1943 года в высадке на Сицилии (операция «Хаски») и в сентябре 1943 года у Салерно (операция «Эваланш»).

В октябре 1943 года «Родней» вернулся в Англию. В июне-июле 1944 года он принимал участие в высадке союзников в Нормандии (операция «Оверлорд»). В августе 1944 года «Родней» обстреливал германские береговые батареи на острове Олдерни в проливе Ла-Манш. В конце августа -начале сентября 1944 года «Родней» прикрывал арктический конвой в СССР YW-59 и обратный RA-59A, а в середине сентября — YW-60 и RA-60A. Корабль требовал капитального ремонта, который из-за загруженности британских верфей никак не удавалось провести. Поэтому с ноября 1944 года он стоял в Скапа-Флоу. Экипаж был сокращен на 60%, и линкор служил в качестве стационарного флагмана Флота метрополии. По окончании войны в ноябре 1945 года «Родней» был выведен в резерв и в 1948 году исключен из списков флота. Линкор продали на слом, и 26 марта 1948 года он был переведен на судоразделочную верфь.

Александр ЕГОРОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *