Трехглавое копье

монахи_с_копьями_яри

Трехглавое копье

Японским яри сражались и самураи, и простолюдины

За самураями закрепился стереотип воинов, сражающихся исключительно мечом, не использующих даже щит. Между тем на самом деле японские рубаки владели различными видами оружия. И далеко не последнее место в их арсенале занимало копье яри, имеющее много уникальных черт и огромное количество вариаций формы.

монахи_с_копьями_яри

Японские копья известны с раннего Средневековья, и уже самые первые их разновидности (хоко и тэ-боко) отличались довольно длинными наконечниками своеобразной формы. В начале XII века возникло копье яри, ставшее основным типом вплоть до наших дней. Поначалу копья были довольно короткими и использовались как для ближнего боя, так и для метания. К XIII веку они стали длиннее, а также начали появляться многочисленные модификации.

Клинок вместо наконечника

Изначально копья предназначались главным образом для вооружения простых пехотинцев-асигару. Ведь в массовом производстве они были проще и дешевле мечей. Самураи же если и брали в бой древковое оружие, то выбирали нагинату. Но к XV веку яри, безусловно, заняло в Японии положение древкового оружия номер один. В самурайской среде даже появился почетный титул «Итибан Яри-но Комо» -«первое копье» или буквально «тот, кто первым бросается с копьем на врага».

Стандартное яри имеет длину древка 1,8-2,5 метра. Древко изготавливалось из твердых пород дерева (например, дуба) и покрывалось лаком. Верхнюю часть обматывали шнуром, что придавало ему дополнительную прочность. Для надежности на древке размещались несколько металлических стяжных хомутов. Нижняя часть не лакировалась, а оставлялась полированной — чтобы исключить лишнее скольжение в руке воина.

Понятно, что при таком серьезном «обвесе» древко получалось довольно тяжелым. Это требовало от бойца мастерства и физической силы. Для лучшей балансировки оружия на конце древка размещался подток, который часто был заостренным.

Наконечник чаще всего имел длину от 15 до 40 сантиметров, однако встречаются и почти метровые экземпляры (при этом яри становится очень похоже на нагинату, однако сохраняет круглое, а не овальное, сечение древка). Любопытно, что именно наконечник яри -фактически единственный японский клинок, имеющий обоюдоострую заточку. Впрочем, это правило соблюдалось не всегда. Также не обязательной была и круглая гарда — цуба, чуть ниже наконечника. Хотя они встречаются довольно часто.

Яри — возможно, единственное в мире копье, к которому обязательно полагались ножны, надевавшиеся на наконечник. Невысокое качество японского железа и чрезвычайно влажный климат вынуждали воинов заботиться о своем оружии. Древко тоже часто оборачивали специальным полотняным чехлом.

Охотник на тигров

Яри имеет множество разновидностей. В основном это связано с длиной древка и формой наконечника. Нагаэ-яри -длинные пехотные пики, которыми вооружались рядовые пехотинцы, воевавшие в плотном строю. Средняя длина нагаэ-яри составляла 4,8 метра. При этом объединитель Японии Ода Нобунага вооружил своих асигару гигантскими копьями длиной 6,5 метра, напоминавшими уже сариссы македонской фаланги.

Тэ-яри — копья с укороченным древком, которыми часто вооружалась городская полиция или охрана замков. Макура-яри (буквально — «копье-подушка») тоже было очень коротким и предназначалось для боя внутри помещений. Его, как правило, ставили у изголовья кровати, чтобы схватить в случае неожиданного нападения.

Варианты форм наконечников исчисляются десятками. Самый популярный среди них — трехглавый, с двумя дополнительными клинками, слегка загнутыми вперед. Стоит заметить, что это не является сугубо японским изобретением — в Европе такие копья имеют общее название «рунка» (а иногда и более просто — «боевые вилы») и широко использовались пехотой в XV-XVI веках. Однако именно эта форма под названием дзюмондзи-яри пользовалась наибольшей популярностью у самураев и чаще всего ассоциируется в популярной культуре со Страной восходящего солнца. А сами японцы придают трехглавому копью особое значение, считая оберегом от опасностей.

Признанным мастером дзюмондзи-яри был известный генерал Като Ки-ёмаса, командовавший в конце XVI века японским вторжением в Корею. С копьем он блистал не только на поле боя, но и на охоте. Согласно легенде, однажды огромный тигр откусил один из боковых клинков у его дзюмондзи-яри. Это не смутило Киёмасу — он расправился со зверем и заодно изобрел новую разновидность копья — катакама-яри. Впоследствии она стала самой популярной именно среди самураев.

Некоторые наконечники имеют настолько причудливую форму, что едва ли могут использоваться как боевое оружие. Но и эти разновидности яри находят свое применение — например, во время церемониальных процессий, которые японцы просто обожают.

ВЫБОР МОНАХОВ

Многие синтоистские монахи превосходно владели яри. Вплоть до того, что слово «осё» в японском языке имеет сразу два значения — «мастер копья» и «синтоистский священник». Среди традиционных религиозных праздников Японии существует яри-мацури (буквально — «праздник копий»), который отмечается и в наши дни. Одним из традиционных развлечений в этот день являются показательные выступления с различными видами древкового оружия, а также поединки на специальных учебных копьях (сиай-яри), снабженных подушечкой на конце. Также вполне красноречив тот факт, что в некоторых синтоистских храмах и монастырях миниатюрные копья раздавались паломникам в качестве амулетов. Не брезговали копьем и представители буддизма, несмотря на всю миролюбивость этой религии. Одна из самых известных школ владения яри в наше время — Ходзоин-рю. Она была основана в середине XVI века буддийским монахом Ходзоином Какудзэнбо Иннэем. Ему же приписывают изобретение формы дзюмондзи-яри.

Чудо техники

Особенности некоторых разновидностей яри напрямую влияют на технику боя. Таково, например, куда-яри, снабженное надетой на древко трубкой длиной около 10 сантиметров, иногда с цубой. Воин одной рукой держит за трубку, а другой — за конец древка, нанося очень быстрые удары-тычки. Это позволяло колоть очень быстро, однако ограничивало использование рубящих ударов. Считается, что куда-яри особенно любили японские охотники, но запись в оружейном трактате «Яги дзуйхицу» свидетельствует, что в бою оно также использовалось нередко.

«Создатель этого копья куда-яри, которое сейчас так превозносят, был мастером боя простым копьем, но когда ему отрубили большой палец левой руки, он уже не мог пользоваться су-яри и поэтому стал привязывать к запястью трубку. А его ученики позабыли, что у них все пальцы на месте, и тоже стали пользоваться трубками и теперь отговариваются, что делают это для скорости уколов. Вот так получается: то, что ныне почитают как чудесное искусство, в действительности восходит к трубке, которую копейщик использовал в безвыходной ситуации».

Техника боя яри обусловлена его массивностью — этим копьем не очень-то покрутишь, как это делают с легкими бамбуковыми китайскими пиками. Колющий удар наносился, как правило, двумя руками, без выбрасывания вперед. Это придавало ему больше силы, хоть и сокращало дистанцию. Зато длинный мечевидный наконечник позволял наносить широкие рубящие и режущие удары.

Нередки обманки, когда боец будто бы промахивается, нанося укол, а затем подсекает или режет противника на возвратном движении. Подтоком атаковали в ноги, замахиваясь на рубящий удар и неожиданно нанося короткий тычок вниз. Многообразие видов наконечника делало технику очень сложной и вариативной. Поэтому в XVI-XVII веках в Японии сформировалось множество семейных школ владения яри. Правда, в отличие от других видов оружия, до наших дней они практически не сохранились, так что искусство владения яри сегодня можно считать почти утраченным.

Виктор БАНЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *