Трехглавое копье
Японским яри сражались и самураи, и простолюдины
За самураями закрепился стереотип воинов, сражающихся исключительно мечом, не использующих даже щит. Между тем на самом деле японские рубаки владели различными видами оружия. И далеко не последнее место в их арсенале занимало копье яри, имеющее много уникальных черт и огромное количество вариаций формы.
Японские копья известны с раннего Средневековья, и уже самые первые их разновидности (хоко и тэ-боко) отличались довольно длинными наконечниками своеобразной формы. В начале XII века возникло копье яри, ставшее основным типом вплоть до наших дней. Поначалу копья были довольно короткими и использовались как для ближнего боя, так и для метания. К XIII веку они стали длиннее, а также начали появляться многочисленные модификации.
Клинок вместо наконечника
Изначально копья предназначались главным образом для вооружения простых пехотинцев-асигару. Ведь в массовом производстве они были проще и дешевле мечей. Самураи же если и брали в бой древковое оружие, то выбирали нагинату. Но к XV веку яри, безусловно, заняло в Японии положение древкового оружия номер один. В самурайской среде даже появился почетный титул «Итибан Яри-но Комо» -«первое копье» или буквально «тот, кто первым бросается с копьем на врага».
Стандартное яри имеет длину древка 1,8-2,5 метра. Древко изготавливалось из твердых пород дерева (например, дуба) и покрывалось лаком. Верхнюю часть обматывали шнуром, что придавало ему дополнительную прочность. Для надежности на древке размещались несколько металлических стяжных хомутов. Нижняя часть не лакировалась, а оставлялась полированной — чтобы исключить лишнее скольжение в руке воина.
Понятно, что при таком серьезном «обвесе» древко получалось довольно тяжелым. Это требовало от бойца мастерства и физической силы. Для лучшей балансировки оружия на конце древка размещался подток, который часто был заостренным.
Наконечник чаще всего имел длину от 15 до 40 сантиметров, однако встречаются и почти метровые экземпляры (при этом яри становится очень похоже на нагинату, однако сохраняет круглое, а не овальное, сечение древка). Любопытно, что именно наконечник яри -фактически единственный японский клинок, имеющий обоюдоострую заточку. Впрочем, это правило соблюдалось не всегда. Также не обязательной была и круглая гарда — цуба, чуть ниже наконечника. Хотя они встречаются довольно часто.
Яри — возможно, единственное в мире копье, к которому обязательно полагались ножны, надевавшиеся на наконечник. Невысокое качество японского железа и чрезвычайно влажный климат вынуждали воинов заботиться о своем оружии. Древко тоже часто оборачивали специальным полотняным чехлом.
Охотник на тигров
Яри имеет множество разновидностей. В основном это связано с длиной древка и формой наконечника. Нагаэ-яри -длинные пехотные пики, которыми вооружались рядовые пехотинцы, воевавшие в плотном строю. Средняя длина нагаэ-яри составляла 4,8 метра. При этом объединитель Японии Ода Нобунага вооружил своих асигару гигантскими копьями длиной 6,5 метра, напоминавшими уже сариссы македонской фаланги.
Тэ-яри — копья с укороченным древком, которыми часто вооружалась городская полиция или охрана замков. Макура-яри (буквально — «копье-подушка») тоже было очень коротким и предназначалось для боя внутри помещений. Его, как правило, ставили у изголовья кровати, чтобы схватить в случае неожиданного нападения.
Варианты форм наконечников исчисляются десятками. Самый популярный среди них — трехглавый, с двумя дополнительными клинками, слегка загнутыми вперед. Стоит заметить, что это не является сугубо японским изобретением — в Европе такие копья имеют общее название «рунка» (а иногда и более просто — «боевые вилы») и широко использовались пехотой в XV-XVI веках. Однако именно эта форма под названием дзюмондзи-яри пользовалась наибольшей популярностью у самураев и чаще всего ассоциируется в популярной культуре со Страной восходящего солнца. А сами японцы придают трехглавому копью особое значение, считая оберегом от опасностей.
Признанным мастером дзюмондзи-яри был известный генерал Като Ки-ёмаса, командовавший в конце XVI века японским вторжением в Корею. С копьем он блистал не только на поле боя, но и на охоте. Согласно легенде, однажды огромный тигр откусил один из боковых клинков у его дзюмондзи-яри. Это не смутило Киёмасу — он расправился со зверем и заодно изобрел новую разновидность копья — катакама-яри. Впоследствии она стала самой популярной именно среди самураев.
Некоторые наконечники имеют настолько причудливую форму, что едва ли могут использоваться как боевое оружие. Но и эти разновидности яри находят свое применение — например, во время церемониальных процессий, которые японцы просто обожают.
ВЫБОР МОНАХОВ
Многие синтоистские монахи превосходно владели яри. Вплоть до того, что слово «осё» в японском языке имеет сразу два значения — «мастер копья» и «синтоистский священник». Среди традиционных религиозных праздников Японии существует яри-мацури (буквально — «праздник копий»), который отмечается и в наши дни. Одним из традиционных развлечений в этот день являются показательные выступления с различными видами древкового оружия, а также поединки на специальных учебных копьях (сиай-яри), снабженных подушечкой на конце. Также вполне красноречив тот факт, что в некоторых синтоистских храмах и монастырях миниатюрные копья раздавались паломникам в качестве амулетов. Не брезговали копьем и представители буддизма, несмотря на всю миролюбивость этой религии. Одна из самых известных школ владения яри в наше время — Ходзоин-рю. Она была основана в середине XVI века буддийским монахом Ходзоином Какудзэнбо Иннэем. Ему же приписывают изобретение формы дзюмондзи-яри.
Чудо техники
Особенности некоторых разновидностей яри напрямую влияют на технику боя. Таково, например, куда-яри, снабженное надетой на древко трубкой длиной около 10 сантиметров, иногда с цубой. Воин одной рукой держит за трубку, а другой — за конец древка, нанося очень быстрые удары-тычки. Это позволяло колоть очень быстро, однако ограничивало использование рубящих ударов. Считается, что куда-яри особенно любили японские охотники, но запись в оружейном трактате «Яги дзуйхицу» свидетельствует, что в бою оно также использовалось нередко.
«Создатель этого копья куда-яри, которое сейчас так превозносят, был мастером боя простым копьем, но когда ему отрубили большой палец левой руки, он уже не мог пользоваться су-яри и поэтому стал привязывать к запястью трубку. А его ученики позабыли, что у них все пальцы на месте, и тоже стали пользоваться трубками и теперь отговариваются, что делают это для скорости уколов. Вот так получается: то, что ныне почитают как чудесное искусство, в действительности восходит к трубке, которую копейщик использовал в безвыходной ситуации».
Техника боя яри обусловлена его массивностью — этим копьем не очень-то покрутишь, как это делают с легкими бамбуковыми китайскими пиками. Колющий удар наносился, как правило, двумя руками, без выбрасывания вперед. Это придавало ему больше силы, хоть и сокращало дистанцию. Зато длинный мечевидный наконечник позволял наносить широкие рубящие и режущие удары.
Нередки обманки, когда боец будто бы промахивается, нанося укол, а затем подсекает или режет противника на возвратном движении. Подтоком атаковали в ноги, замахиваясь на рубящий удар и неожиданно нанося короткий тычок вниз. Многообразие видов наконечника делало технику очень сложной и вариативной. Поэтому в XVI-XVII веках в Японии сформировалось множество семейных школ владения яри. Правда, в отличие от других видов оружия, до наших дней они практически не сохранились, так что искусство владения яри сегодня можно считать почти утраченным.
Виктор БАНЕВ