Ракеты комплекса 9К52 «Луна-М»

«Дубинка» мощностью 250 килотонн

Ракеты комплекса 9К52 стали ядерным тараном

Небольшое пояснение — тактическими ракетами считаются ракеты, предназначенные для поражения целей на сравнительно небольшом расстоянии. Они могут нести как обычные боевые части, так и ядерные боеголовки.

В СССР в 1960-е годы на вооружение был принят тактический ракетный комплекс с неуправляемой твердотопливной ракетой и с ядерной боевой частью. Комплекс получил индекс 2К6 «Луна», по классификации НАТО -FR0G-5.

Восход новой «Луны»

«Луна» выпускалась крупной серией — завод «Баррикада» изготовил 432 единицы комплекса 2Кб. Но руководство СССР решило начать работу над новым комплексом, точнее, над модификацией старого. Проект получил обозначение 9К52 «Луна-М». Соответствующее постановление Совета Министров СССР о разработке перспективного ракетного комплекса вышло в середине марта 1961 года. Разработка проекта была поручена НИИ-1 (ныне Московский институт теплотехники), имевшему опыт создания тактических ракетных комплексов. В техзадании говорилось, что следует разработать одноступенчатую баллистическую ракету без систем управления, способную поражать цели на дальностях до 65 км. Требовалось учесть возможность использования боевых частей нескольких типов.Также следовало разработать два варианта самоходной пусковой установки с разными типами ходовой части и, как следствие, с отличающимися друг от друга характеристиками. Новый ракетный комплекс должен был иметь повышенные основные тактико-технические характеристики в сравнении с уже существующим комплексом «Луна». Кроме того, предлагалось улучшить эксплуатационные характеристики комплекса, а также сократить его состав. Колесную самоходную пусковую установку 9П113, например, собирались оснастить собственным подъемным краном для работы с ракетами. Это позволяло не включать в состав ракетного комплекса транспортно-заряжающую машину или самоходный подъемный кран, обойдясь только сравнительно простыми транспортировщиками.

Управлять работой ракетных комплексов 9К52 «Луна-М» должны были при помощи передвижного командного пункта 1В111. Он представлял собой кузов-фургон с набором аппаратуры связи, установленный на одном из серийных автомобильных шасси. Характеристики позволяли командному пункту перемещаться по дорогам и бездорожью вместе с другой техникой комплекса.

Наличие опыта в создании неуправляемых ракет позволило НИИ-1 завершить проектирование основных компонентов перспективного комплекса всего за несколько месяцев. Уже в декабре 1961 года состоялся первый запуск прототипа ракеты 9М21 с весовым имитатором боевой части. В этих испытаниях, по причине отсутствия требуемой техники, использовалась стационарная пусковая установка. Самоходная техника с требуемым оснащением появилась только в 1964 году, когда прошли ее первые испытания.

Отсутствие серьезных проблем в ходе испытаний позволило быстро завершить все необходимые проверки. В 1964 году новый тактический ракетный комплекс 9К52 «Луна-М» был рекомендован к принятию на вооружение. Вскоре было развернуто серийное производство комплексов, к которому при-
влекли несколько разных предприятий. К примеру, шасси ЗИЛ-135ЛМ выпускал Брянский автомобильный завод, а специальное оборудование делало предприятие «Баррикады». Последнее также осуществляло окончательную сборку.

Просто и надежно

Основой для самоходной пусковой установки 9П113 послужило четырехосное колесное шасси ЗИЛ-135ЛМ. Шасси имело колесную формулу 8×8 с управляемыми передними и задними колесами и два двигателя ЗИЛ-357Я мощностью по 180 лошадиных сил. Машина оснащалась двумя наборами трансмиссии, каждый из которых отвечал за передачу крутящего момента двигателя на колеса своего борта. Имелась независимая торсионная подвеска с дополнительными гидравлическими амортизаторами на передней и задней осях. При собственной массе 10,5 тонны шасси ЗИЛ-135ЛМ могло нести 10-тонный груз. На грузовой площадке шасси предусматривалось место для монтажа пусковой установки.

Кроме того, была разработана система стабилизации в виде четырех винтовых домкратов. Над задней осью
шасси монтировалось опорно-поворотное устройство пусковой установки для ракеты. Оно было выполнено в виде платформы с возможностью поворота в горизонтальной плоскости на небольшой угол. На платформе шарнирно закреплялся качающийся агрегат, основной деталью которого была балочная направляющая для ракеты. Длина направляющей составляла 9,97 метра. Имелась возможность поворота в горизонтальной плоскости на 7° вправо и влево от нейтрального положения. Вертикальный угол наведения менялся в пределах от +15° до +65°.

На правом борту шасси, позади третьей оси ходовой части, помещалось опорно-поворотное устройство подъемного крана. Еще на стадии проработки проекта ракетного комплекса предлагалось отказаться от использования транспортно-заряжающей машины в пользу более простой транспортной. В соответствии с этим предложением погрузка ракет на пусковую установку должна была осуществляться собственным краном боевой машины. Из-за этого машина 9П113 получила кран с гидравлическими приводами. Грузоподъемность этого устройства -2,6 тонны. Управление осуществлялось с пульта, расположенного рядом с краном.

Длина пусковой установки 9П113 составляла 10,7 метра, ширина — 2,8 метра, высота с ракетой — 3,35 метра. Собственный вес машины — 14,89 тонны. После снаряжения пусковой установки он увеличивался до 17,56 тонны. Колесная боевая машина могла развивать скорость до 60 километров в час на шоссе. На пересеченной местности максимальная скорость ограничивалась 40 километрами в час. Запас хода — 650 километров. Важной особенностью колесного шасси являлась мягкость хода. В отличие от гусеничных машин предыдущих ракетных комплексов, 9П113 не создавала чрезмерных перегрузок, воздействовавших на перевозимую ракету и ограничивавших скорость хода.

Баллистическая ракета не имела систем управления. По этой причине самоходная пусковая установка получила набор оборудования, необходимого для выполнения наводки. При помощи бортовой аппаратуры экипаж определял собственное местоположение, а также рассчитывал углы наведения пусковой установки. Большая часть операций по подготовке машины к стрельбе осуществлялась при помощи пульта.

Управлял машиной 9П113 экипаж из пяти человек. На марше он находился в кабине, во время подготовки к стрельбе или перезарядки пусковой установки — на своих рабочих местах. На подготовку к пуску после прибытия на огневую позицию требовалось 10 минут. Перегрузка ракеты с транспортной машины на пусковую установку требовала одного часа.

Для совместной работы с 9П113 была разработана транспортная машина 9Т29. Она базировалась на шасси ЗИЛ-135ЛМ и имела достаточно простое оснащение. На грузовой площадке шасси помещалась ферма с креплениями для перевозки трех ракет с установленными головными частями. Транспортной машиной управлял экипаж из двух человек.

Организационная структура подразделений, вооруженных комплексами «Луна-М», была определена следующим образом. Две пусковые установки 9П113 и одна транспортная машина 9Т29 сводились в батарею. Две батареи составляли дивизион. В разные периоды эксплуатации батареи комплексов 9К52 распределялись между танковыми и мотострелковыми дивизиями.

Главное оружие

Комплекс «Луна-М» оснащался твердотопливной одноступенчатой неуправляемой баллистической ракетой 9М21. Ракеты 9М21 ранних модификаций имели длину 8,96 метра при диаметре корпуса 544 миллиметров и размахе стабилизатора 1,7 метра. Использовался цилиндрический корпус большого удлинения с коническим головным обтекателем и Х-образным хвостовым стабилизатором. Ракета разделялась на три основные части: головную с боезарядом, отсек двигателя вращения и маршевый двигатель. Также предусматривалось использование стартового двигателя, сбрасываемого после схода с направляющей.

Двигатели ракеты использовали твердое топливо общим весом 1080 килограммов. При помощи стартового двигателя осуществлялся первоначальный разгон ракеты, после чего включался маршевый. Сразу после схода с направляющей включался двигатель вращения, задачей которого была раскрутка изделия вокруг своей оси. После вырабатывания топлива двигателя вращения стабилизация осуществлялась при помощи хвостовых стабилизаторов.

Для ракеты 9М21 были разработаны несколько вариантов боевых частей со снаряжением различных типов. Были созданы модификации ракеты с обозначениями 9М21Б и 9М21Б1, оснащенные ядерными боезарядами. Подрыв предлагалось производить на заданной высоте при помощи радиовысотомера. Мощность взрыва достигала 250 килотонн.

Ракета 9М21Ф получала фугасно-кумулятивную боевую часть с 200-килограммовым зарядом. Это позволяло поражать живую силу и технику противника ударной волной и осколками. Кроме того, кумулятивная струя могла пробивать бетонные укрепления. Ракета 9М21Ф получала осколочно-фугасную боевую часть, а 9М21К несла кассетное оснащение с осколочными суббоеприпасами. Имелось 42 элемента с 1,7 килограмма взрывчатого вещества в каждом.

Также были разработаны агитационная, химическая и несколько учебных боевых частей. Для хранения и транспортировки головные части ракет 9М21 всех модификаций комплектовались специальными контейнерами. Имеющийся твердотопливный двигатель позволял ракете развивать скорость до 1200 метров в секунду, в зависимости от стартового веса и типа головной части. Минимальная дистанция стрельбы при таких параметрах полета составляла 12 километров, максимальная — 65 километров.

К концу 1960-х годов, в ходе совершенствования комплекса «Луна-М», была создана ракета 9М21-1. Она отличалась иной конструкцией корпуса с меньшим весом. Кроме того, были улучшены некоторые другие характеристики. Несмотря на все изменения, изделие сохранило полную совместимость с существующими головными частями.

Существенным недостатком комплекса «Луна-М» являлась малая точность стрельбы, даже применение ядерной БЧ не обеспечивало гарантированное поражение точечных хорошо защищенных целей типа командный пункт и пусковая установка ядерных ракет.

Боевое применение

В 1968 году советская промышленность стала выпускать модификацию ракетного комплекса, предназначенную для поставок зарубежным странам. Комплекс 9К52ТС («тропический сухой») имел некоторые отличия, связанные с предполагаемыми условиями эксплуатации. Кроме того, он не мог использовать ракеты 9М21 со специальными боевыми частями. К продаже за рубеж были разрешены только осколочно-фугасные боезаряды.

В начале 1970-х ракетные комплексы «Луна-М» начали поставляться в Алжир, Афганистан, Йемен, Северную Корею, Египет, Ирак, Польшу, Румынию и другие дружественные страны. В большинстве случаев поставки не превышали 15-20 машин, однако некоторые контракты подразумевали поставку большего числа единиц техники. К примеру, Ливия имела до 48 пусковых установок комплекса 9К52ТС, а Польша — 52 машины.

За несколько десятилетий эксплуатации ракетные комплексы «Луна-М» приняли участие в боевых действиях.

В самом конце войны в Афганистане, в октябре 1966 года, 47-й отдельный ракетный дивизион произвел 92 пуска ракет «Луна» по позициям духов.

В 2003 году во время американской агрессии против Ирака армия Саддама Хуссейна выпустила несколько ракет «Аль-Самад» (иракская версия «Луны-М») по войскам агрессоров. 27 марта 2003 года одна ракета была запущена по главной американской базе в Кувейте «Кемп Доха». На подлете она была сбита ЗРК «Патриот». На базу упали обломки ракеты, никто при этом не пострадал. Другая иракская ракета упала недалеко от торгового центра в Кувейт-Сити. Было ранено два человека и поврежден торговый центр.

7 апреля 2003 года иракская версия ракеты «Луна-М» поразила командный центр 2-й бригады 3-й пехотной дивизии США. В результате взрыва погибли три солдата и два журналиста, 17 ранены. Также было уничтожено 17 военных автомобилей «Хамви» и повреждено пять бронемашин.

Александр ЕГОРОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *