сферический_танк_sfericheskij_tank
Монстры войны

Бронированные «колобки» Сталина

Бронированные «колобки» Сталина

Идея создания бронированной боевой машины, способной под огнем противника передвигаться по полю боя, родилась еще до Первой мировой войны. Конструкторы предлагали разнообразные проекты, среди которых были и весьма экзотические.

Можно вспомнить знаменитый Царь-танк русского конструктора Николая Лебеденко, который за необычный внешний вид получил прозвище Нетопырь. Это сооружение, больше похожее на гигантский артиллерийский лафет, построили в 1915 году в единственном экземпляре. Как оказалось, эта боевая машина не представляла собой никакой боевой ценности, и ее позднее разобрали на металлолом.

Не гусеницей единой

сферический_танк_sfericheskij_tankВ конечном счете к концу Первой мировой войны появилось два канонических варианта боевых машин -бронированные автомобили, вооруженные пулеметами и пушками, и гусеничные танки. Как показал опыт применения новых видов боевой техники, общим их недостатком была плохая проходимость. Бронеавтомобили могли передвигаться только по хорошим дорогам. Окопы и колючая проволока становились для них непреодолимым препятствием. Проходимость танков была гораздо лучше, но они все же часто застревали во рвах, наматывали на гусеницы колючую проволоку, к тому же большие по габаритам бронированные машины служили хорошей мишенью для вражеской артиллерии.

Конструкторы всего мира продолжали ломать голову над созданием новых вариантов бронетехники. В мае 1917 года в патентное бюро США обратился Арсен Парэ, житель города Броктон (штат Массачусетс), который предложил запатентовать его изобретение, названное им «Военной машиной». Правда, военные, познакомившись с проектом Парэ, так и не рискнули создать опытный образец его «Военной машины».

Именно этот проект стал первым из многочисленных проектов боевой техники подобного типа. До Арсена Парэ изобретатели предлагали различные транспортные средства, которые в лучшем случае могли выступать в роли техники двойного назначения.

«Военная машина» же, как можно судить по ее названию, изначально создавалась для ведения боевых действий. Внешне она напоминала предмет военного назначения — гигантскую оборонительную гранату: «Предмет представленного изобретения предусматривает самоходную и бронированную военную машину. Изобретение воплощено в виде двух сферических оболочек из металла, одна внутри другой. Внутренняя оболочка снабжена колесами, катящимися по внутренней поверхности внешней оболочки, содержит двигатель и трансмиссию для приведения в движение одного или большего числа колес. Во внутренней оболочке возится балласт для сохранения центра тяжести, в результате чего внутренняя оболочка постоянно сохраняет горизонтальное положение с находящимся внизу балластом, ведущее колесо или колеса вращают или управляют поворотом внешней сферы…

Машина может передвигаться по земле или в воде. Во время передвижения по земле она может быть использована для уничтожения при помощи ударов таких объектов, как гидранты, телеграфные столбы, столбы для поддержания троллейбусных линий, железнодорожные вагоны и небольшие здания. Машина таких размеров вмещает в себя экипаж из одного человека и заряды, которые могут быть использованы во время стоянки, при открытых внешних и внутренних сферах».

Вооружен и очень опасен

После окончания Первой мировой войны интерес к шарообразным боевым машинам на время исчез. Правда, в 1926 году французский конструктор Альбер Мобаре получил патент на конструкцию, которую он, как и Арсен Парэ, назвал «Военной машиной». Запатентованная им машина представляла собой конструкцию эллипсоидной формы. Внутри основного корпуса на осях крепилась платформа, на которой находились водитель, двигатель и другие агрегаты. Как и у его тезки из США, вооружения не было, и предполагалось, что машина будет давить противника. Однако творение французского конструктора тоже не было воплощено в металл.

Первый «шаротанк», получивший имя «Динасфера», был построен по проекту англичанина Джона Арчибальда Парвеса. Самой известной оказалась вторая модель «шаротанка». Машина с диаметром колеса три метра весила всего 450 килограммов. В движение второй образец «Динасферы» приводил 2-цилинДровый мотоциклетный двигатель. Еще больше по габаритам был третий образец, получивший имя «Динасфера 5». Номер в названии означал, что машина пятиместная. Парвес планировал изготовить 8-местную машину, но она так и осталась проектом.

Изображение «Динасферы» замелькало на страницах научно-популярных журналов. Это вызвало интерес к подобным конструкциям, и в ноябре 1933 года журнал Popular Science («Популярная наука») опубликовал материал, озаглавленный «Военный танк на одном колесе, управляемый одним человеком». Речь шла о «самоходной машине», патент на которую получил Анхель Гарсия Гутиеррес. Главным в его патенте стало то, что его изделие было бронированным и вооруженным. На боковинах располагались входные люки и иллюминаторы, а также закреплялись пулеметы. Они устанавливались в подвижных шаровых установках. Автор решил сделать свою машину амфибией.

«Самоходная машина» Гутиерреса так и не была построена, но ее изображения вдохновили многих изобретателей, в том числе и в СССР.

Сделано в СССР

Идея «шаротанка» заинтересовала военных, занимавшихся бронетехникой. Конечно, стальные «колобки» выглядели несколько экзотично, но в то же время у этих машин были несомненные плюсы: высокая проходимость (весь корпус — одно большое колесо, а его большой объем обеспечивал положительную плавучесть, что делало «шаротанк» способным преодолевать водные преграды. Сферический бронекорпус имеет и хорошую бронестойкость — его форма повышает вероятность рикошета.

 

В 1925 году инженер Зайцев запатентовал «шарообразный танк», который состоял из двух вложенных одна в другую сферических оболочек. Внутренняя, не вращающаяся оболочка служила основным корпусом машины, в ее нижней части размещались все механизмы и экипаж. Внешняя броне-оболочка вращалась, перекатывая танк по местности. Движение машины происходило с помощью двигателя внутреннего сгорания за счет вращения внешней оболочки относительно неподвижной внутренней. Управление машиной по направлению осуществлялось за счет перемещения специального груза, который вызывал изменение центра тяжести внутренней оболочки.

Проблему с наблюдением за полем боя через две сплошные оболочки изобретатель довольно остроумно решил, предложив установить два перископа, проходящих через полые оси по бокам танка (по оси вращения оболочек). Автор подчеркивал преимущество своей машины, утверждая, что вращение наружной оболочки повышает ее пулестойкость, так как увеличивается вероятность рикошета.

В 1928 году была получена заявка на танк в виде огромного шара с пушками. Автор, правда, почему-то забыл показать их на чертежах. Кроме того, «шаротанк» был вооружен пулеметами в боковых спонсонах по оси вращения. Двигатель, как самая тяжелая часть конструкции, помещался в центре на карданном подвесе, а поворот осуществлялся «изменением центра тяжести».

Но все же всплеск конструкторской активности произошел в 1941 году. С началом Великой Отечественной войны люди искренне старались помочь Красной армии, сражавшейся с немецко-фашистскими захватчиками.

В Центральном архиве Министерства обороны сохранилось множество проектов «шаротанков», присланных советскими изобретателями в Государственный комитет обороны на имя Сталина. В них они пытались рассказать о своих творческих изысканиях и обосновать необходимость принятия на вооружение сферических боевых машин.

Неуязвимый «ежик»

Вот, к примеру, текст пояснительной записки Беневоленского, который в конце трудного для СССР 1942 года предложил проект сферического танка. Автор пишет, что его танк, в отличие от существующих, не имеет уязвимого в бою гусеничного хода. Корпус — шар из толстой брони, внутри которого расположена неподвижная площадка на роликовых подшипниках, и на ней же -мощный тракторный мотор. Мотор приводит в действие колесо с пневматической шиной.

Колесо катится внутри шара по его оболочке и заставляет ее вращаться, в то время как внутренняя площадка и соединенные с ней броневые башни остаются неподвижными. В башнях, расположенных по бокам шара, находятся пулеметы и орудия. «Шаротанк» поворачивается с помощью ведущего колеса при помощи рулевого управления. Наблюдение за местностью осуществляется с помощью двух перископов, выпущенных через броневые башни танка и передающих изображение местности на специальное табло, расположенное перед водителем. Выхлопные газы выводятся через специальный воздуховод, а в корпус «шаротанка» нагнетается свежий воздух.

Размеры «шаротанка» должны быть не менее 1,5 метра. Большой вес машины не должен сказаться на ее проходимости, так как он распределяется по окружности оболочки. Во избежание скольжения на наружной оболочке «шаротанка» расположены шипы.

«Шаротанк» должен быть весьма маневренным и развивать огромную скорость. В случае поражения одной или двух броневых башен «шаротанк» из строя не выходит. Вывести его из строя может лишь пробитие броневого корпуса. «Шаротанк», по утверждению автора проекта, может преодолевать различные противотанковые препятствия — противотанковые рвы, надолбы и прочее, а при условии герметизации всех его отверстий «шаротанк» может преодолевать водные преграды.

КАМИКАДЗЕ ИЛИ ПУНКТ НАБЛЮДЕНИЯ?

Вокруг этой загадочной разработки Третьего рейха споры кипят до сих пор. Учитывая, что от проекта не сохранилось фактически ничего, кроме единственного экземпляра, выставленного в Бронетанковом музее в Кубинке, с Kugeipanzer связано больше домыслов, чем фактов. «Шаротанк» был захвачен в 1945 году бойцами РККА на Кум-мерсдорфском полигоне вермахта. Судя по всему, эта машина была разработана в 1930-х годах фирмой Krupp. Она представляет собой цилиндр с двумя вращающимися полусферами по бокам. Вместо гусениц на полусферах имеются простейшие грунтозацепы. В передней части корпуса на уровне глаз водителя сделана смотровая щель. Бронемашина приводилась в движение простым мотоцикпектным мотором, а вооружение на нее не устанавливали вовсе. Хотя в кабине вместе с водителем мог поместиться один пехотный пулемет.

Традиционно считается, что Kugeipanzer использовался в качестве передвижного наблюдательного пункта на полигонах. Для корректировки артиллерийского огня в реальном бою он непригоден в силу слабого бронирования. Однако, по некоторым данным, образцы «шаротанков» отправлялись немцами в Японию. Не исключено, что их могли предназначать для «танковых камикадзе». Однако никаких подтверждений этому нет. Сколько было произведено машин — неизвестно. На единственной уцелевшей имеется надпись «Экземпляр 37».

Боевая масса: 1,8 тонны.

Толщина брони: 5 миллиметров.

Скорость: 8 километров в час.

Экипаж: 1 человек.

Вооружение: отсутствует.

Произведено: неизвестно

И несть им числа…

Среди тех, кто работал над проектами «шаротанков», были самые разные люди. Красноармеец Филиппов, воевавший в 7-м гвардейском воздушно-десантном полку, предложил проект «малого танка новой конструкции» для нужд ВДВ. Инженеры Швалев и Щербук работали над проектом «быстроходного прыгающего танка»-амфибии, который, как полагали его разработчики, мог даже кратковременно планировать в воздухе. Он был чем-то похож на проект Анхеля Гутиерреса.

Интересным и качественно проработанным оказался проект «Истребителя танков СИГ» инженера Гальперина. Автор предполагал вооружить свое детище противотанковой пушкой с коническим стволом, способной пробивать на дистанции 100 метров 75-миллиметровую броню. Помимо пушки, СИГ должен был иметь на вооружении гранатомет, огнемет и пулемет ДТ. Машина весом 2,5 тонны могла развивать просто фантастическую скорость-до 120 километров в час. Правда, экипаж СИГ состоял всего из одного танкиста, который должен был выполнять функции командира машины, артиллериста, водителя и стрелка из гранатомета, огнемета и пулемета.

А проект «сферотанка» Микова совмещал самые разные технические решения. Он имел моногусеницу, кузов в форме шара, а повороты совершал с помощью вспомогательных гусениц, находившихся в кормовой части машины. Чтобы усилить впечатление на тех, кто будет заниматься его проектом, Миков добавил к пояснительной записке цветные рисунки, на которых его «сфе-ротанки» беспощадно расправлялись с фашистскими захватчиками. Но техническая сторона проекта оказалась слабо проработанной, и он не заинтересовал Главное автобронетанковое управление Красной армии.

Ни один из предложенных проектов «шаротанков» так и не был реализован. Войну победоносно закончили советские танки, построенные по классической схеме. Но это совсем не значит, что идея сферических боевых машин изначально порочна. И сегодня солидные КБ продолжают работать над опытными образцами, напоминающими «колобки» Сталина.

Александр ЕГОРОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *