истребитель_f_82_мустанг
Монстры войны

В воздухе «Сиамские близнецы»!

В воздухе «Сиамские близнецы»!

«Твин Мустанг» открыл счет сбитым советским самолетам

Один из самых необычных боевых самолетов был построен в США в конце Второй мировой войны. Причем прототипом для его разработки стал лучший американский истребитель с поршневым двигателем Р-51 «Мустанг». Что же стало причиной создания нового самолета, который представлял собой два фюзеляжа обычного «Мустанга», превращенные в нечто, похожее на «сиамских близнецов»?

мустанг_f_82

В конце войны, когда бомбовым ударам стали подвергаться Японские острова, командованию американских ВВС срочно понадобился истребитель сопровождения, радиус действия которого был бы равен радиусу действия гигантских четырехмоторных стратегических бомбардировщиков В-29 «Суперфортресс». Обычные одномоторные истребители для этого не годились. Даже с дополнительными подвесными топливными баками они не могли прикрыть бомбардировщики на всем их пути к целям в Японии. И тогда в конструкторском бюро фирмы «Норт Америкен» решили «спарить» два обычных истребителя Р-51 «Мустанг».

Было два — стал один

Заказ от командования армейских ВВС в КБ «Норт Америкен» на постройку четырех опытных истребителей сопровождения поступил 7 января 1944 года. Изготовленный макет будущего самолета получил обозначение ХР-82. Внешне он представлял собой фюзеляжи двух серийных «Мустангов», соединенных одним общим крылом. В каждом фюзеляже располагалось по летчику. Две кабины с двойным управлением имели те же самые каплевидные фонари, как и у Р-51 «Мустанг». Левая кабина была оборудована полным комплектом навигационных приборов и приборов для контроля двигателя. В этой кабине размещался пилот. В правой кабине устанавливались только необходимые для полета приборы. В этой кабине размещался штурман или второй пилот.

Дело в том, что на одномоторных истребителях во время длительных полетов нагрузка на пилотов была запредельной. Проведя в тесной кабине истребителя до восьми часов и управляя при этом скоростной машиной, летчики испытывали огромное напряжение. Случалось, что летчики, вернувшиеся из дальнего полета, часто даже не могли самостоятельно выбраться из кабины самолета. Поэтому второй пилот для истребителя был не роскошью, а насущной необходимостью.

Позаботились конструкторы и о дополнительном размещении на самолете достаточного количества горючего. Фюзеляжи опытного образца внешне были похожи на фюзеляжи серийных «Мустангов». Но это было не так — их длина была увеличена на 145 сантиметров благодаря дополнительной вставке перед хвостовым оперением. Крыло же ХР-82 представляло собой абсолютно новую конструкцию, что позволило увеличить не только взлетный вес дальнего истребителя, но и запасы топлива, расположенного в его крыльевых баках. Центроплан самолета, который объединил в себе два фюзеляжа обычного истребителя Р-51, имел закрылки и мог нести один-два пилона. Консоли крыла истребителя были усилены и также могли нести по два пилона каждая.

Из-за появления сильной инерции истребителя при управлении по крену авиаконструкторам пришлось существенно увеличить площадь элерона. Тем самым элероны самолета стали двухсекционными, а используемые в них шарниры были рассчитаны на возросший уровень нагрузок.

Основным вооружением истребителя Р-82 были 12,7-миллиметровые пулеметы системы Браунинга, всего на самолете их было шесть. Боекомплект каждого из них составлял 300 патронов. Все пулеметы были смонтированы в центральной секции крыла машины. При этом вооружение истребителя достаточно легко можно было усилить с помощью установки под центральной секцией крыла контейнера с восемью 12,7-миллиметровыми пулеметами. Помимо этого самолет мог нести бомбовую нагрузку и неуправляемые реактивные снаряды для штурма наземных целей.

Истребитель первоначально планировалось оснастить двумя V-образными 12-цилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения Packard Merlin V-1650-25 (правый) и V-1650-23 (левый), максимальная мощность каждого из должна была составить 1860 лошадиных сил. Друг от друга двигатели отличались направлением вращения их винтов. Правый винт вращался против часовой стрелки, а левый винт — по часовой. Благодаря этому удалось устранить разворачивающий и кренящий момент во время работы двигателей самолета. Истребитель оснащался пропеллерами Aeroproducts. В связи с тем что производство двигателей V-1650 Merlin компанией Packard Motor Car Company после окончания Второй мировой войны должно было быть прекращено, третий и четвертый опытные образцы предполагалось оснастить другими двигателями. К этому времени двигатель Allison V-1710, оснащенный двухступенчатым механическим нагнетателем, показал достаточно высокие характеристики на больших высотах. Его и было предложено установить на третий и четвертый опытные образцы будущего серийного истребителя, которые получили обозначение ХР-82А. Направление вращения пропеллеров осталось таким же, как и на ХР-82. «Твин Мустанг» с двигателем Allison внешне мало отличался от аналога с двигателем Merlin, поскольку V-1710-119 также оснащался карбюратором с восходящим потоком. Воздухозаборник карбюратора располагался под нижней частью двигателя примерно на 30 сантиметров дальше, чем на ХР-82.

Основные стойки шасси прототипа крепились к переднему лонжерону крыла с наружной стороны каждого из фюзеляжей. Стойки шасси убирались внутрь под фюзеляж и крыло машины.

Зрение как у кошки

Прототип ХР-82 впервые поднялся в воздух 6 июля 1945 года, когда Вторая мировая война фактически уже была закончена. Все это привело к тому, что первоначальный заказ ВВС США на 500 самолетов Р-82 «Твин Мустанг» был уменьшен в конце 1945 года до 270 самолетов. Истребители F-82 (после 1948 года Р-82 получил новое обозначение — F-82 — в связи с заменой в ВВС США класса «самолеты-преследователи» (Р — Pursuit) на класс «самолеты-истребители» (F -Fighter)). Первые серийные самолеты были переданы 27-й группе истребителей сопровождения SAC (Стратегического авиационного командования) в марте 1948 года. Она занималась сопровождением бомбардировщиков В-29, В-50 и В-36 SAC до лета 1950 года, когда их заменили реактивными истребителями F-84E «Тандерджет». Всего было поставлено сто F-82E.

Помимо обычных Р-82Е командование американских ВВС заказало 91 самолет P-82F — ночной истребитель с радаром APS-4 или APG-28, размещенным в большом выпуклом контейнере, установленном под центральной частью крыла, причем передняя часть контейнера выступала за коки воздушных винтов. Кабина правого борта была изменена, и в ней теперь находился оператор РЛС. Вооружение «ночника» состояло из шести 12,7-миллиметровых пулеметов, установленных в центральной части крыла непосредственно над контейнером радара. Изготовленные самолеты получили серийные номера от 46-405 до 46-495. Первый P-82F поднялся в воздух 11 марта 1948 года. К удивлению многих, дополнительный вес и аэродинамическое сопротивление от большого контейнера радара оказали незначительное воздействие на скоростные характеристики самолета.

Полтора десятка «Твин Мустангов» было доработано для возможности использования их в условиях холодного климата. Предполагалось, что они будут базироваться на Аляске и перехватывать советские бомбардировщики.

В небе Кореи

Боевые действия на Корейском полуострове начались 25 июня 1950 года. Истребители F-82 «Твин Мустанг», базировавшиеся на японских авиабазах, практически сразу же вступили в бой. В тот момент они были единственными истребителями ВВС США, которые были в состоянии, действуя с авиабаз на территории Японии, охватить почти весь район боевых действий. F-82 обеспечивали истребительное прикрытие транспортных самолетов С-54 и С-47, доставлявших грузы и людей на летное поле Кимпо в районе Сеула.

Уже 27 июня один истребитель F-82G, входивший в состав 68-й истребительной эскадрильи, под управлением лейтенанта Вилльяма Хадсона, а также штурмана лейтенанта Кэрла Фрэйзера в воздушном бою сбил Як-7У Северной Кореи (по другим данным, это был двухместный учебно-тренировочный истребитель Як-11). Это была первая победа американских ВВС в Корейской войне. Позднее в тот же день другой F-82G из состава 339-й истребительной эскадрильи под управлением майора Джеймса Литтла сбил в бою истребитель Як-9.

Рекорд еще не побит

В феврале 1947 года Р-82В (серийный номер 44-65168, получивший свое название в честь супруги пилота Роберта Такера «Бетти Джо») совершил беспосадочный перелет из Гонолулу (Гавайские острова) в Нью-Йорк на расстояние примерно 8047 километров (около 5000 миль) при средней скорости 342 мили в час. Перелет занял 14 часов 32 минуты. Пилотировали самолет, оснащенный четырьмя подвесными баками, пилоты Роберт Такер и Джон Ард. Этот рекорд дальности полета для поршневого истребителя не побит до сих пор. Сам же истребитель «Бетти Джо» находится в авиационном музее ВВС США в Дейтоне. Он сохранен в том виде, в каком был во время своего рекордного перелета.

Самолеты F-82 «Твин Мустанг» широко применялись в Корее в роли истребителей сопровождения и штурмовиков до ноября 1951 года. Однако F-82 всегда играл второстепенную роль по сравнению со своим предшественником — одномоторным F-51.

Кроме всего прочего, возникли трудности с их использованием из-за нехватки запасных частей. Когда в 1948 году производство истребителей F-82 было остановлено, ВВС США даже не позаботились о том, чтобы заказать для их последующей эксплуатации комплекты запчастей. В итоге уже к февралю 1952 года все самолеты F-82 «Твин Мустанг» были выведены из состава боевых частей.

Несмотря на достаточно ограниченное участие в боевых действиях в Корее, истребители F-82 успели записать на свой счет 20 уничтоженных вражеских самолетов (при этом лишь четыре уничтожены в воздухе и 16 на земле). Поскольку к концу 1951 года на вооружение воюющих сторон поступило большое количество реактивных самолетов, конкурировать с которыми «Твин Мустанг» уже не мог, F-82 перестали применять для боевых вылетов и вскоре сняли с вооружения. Последний из этих самолетов сняли с вооружения в середине 1953 года.

Александр ЕГОРОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *