Существовал ли Гостомысл?
Гостомысл — один из немногих известных нам персонажей самой ранней истории Руси. К сожалению, достоверных сведений о нем очень мало. Зато исторических споров — очень много.
Изгнание варягов
В древнейших русских летописях Гостомысл не упоминается. Первым нашел сведения о «новгородском старейшине», правившем до Рюрика, историк Василий Татищев в XVIII веке. Правда, он ссылался на Иоакимовскую летопись, которая до нас не дошла. Татищев сам восстановил ее из неизвестных источников. В итоге его объявили выдумщиком.
Что ж, Татищев в штыки воспринял «норманнскую теорию» о призвании варягов и вполне мог выдумать доказательства ее несостоятельности. Мол, славяне и без чужаков имели города, государство и единую власть. Но позднее историки доказали, что Татищев имел-таки дело с неким древним текстом, не дошедшим до нас.
Также нашлись летописи, включавшие в себя отрывки, более поздние, чем Повесть временных лет. Там о Гостомысле говорится много. Он был вождем племени словен, переселившихся в окрестности озера Ильмень с Дуная и основавших Новгород. Вместе с местными племенами словене воевали с варягами, обложившими их данью. Более того, варягов «изгнали за море».
У Гостомысла были двое сыновей и три дочери. Сыновья погибли, две дочери умерли, а одна — Умила -вышла замуж за князя русов. Возможно, так называли западнославянское племя ободритов, обитавшее по берегам Вислы и Дуная. К моменту изгнания варягов (около 860 года) Гостомысл был уже в преклонных годах.
Он боялся, что умрет, не оставив наследника, и его держава развалится. Тогда Гостомысл послал гонцов к мужу Умилы и попросил прислать в Новгород кого-либо из сыновей. Так появился Рорик, внук Гостомысла, которому и была передана власть. Так что вместо варяжского конунга Рюрика в основатели Русского государства вышел славянин и новгородец.
Но сторонники «норманнской теории» и не подумали сдаваться. По их мнению, все летописные своды, говорящие о Гостомысле, созданы в XV или XVI веке в Новгороде и других северных городах. Тогда новгородцы боролись за независимость от Москвы, вот и добавили в летописи отсебятины.
Могила на холме
Попробуем разобраться. Имя Гостомысл для восточных славян нехарактерно, зато встречается у западных.
Еще «Воскресенский хронограф», составленный в XVI веке, указывает, что Гостомысла похоронили на Волотовом поле в высоком кургане, «который и доныне виден». Холм и правда был приметным еще в 1820 году, когда польский археолог Зориан Доленга-Ходаковский произвел раскопки.
Он нашел следы древнего захоронения — останки человека, коня, собак, перемешанные с золой, а также фрагменты керамики и оружия, характерные для западных славян VTII-X веков. Кроме того, часть грунта из старинной могилы — это не новгородский чернозем, а суглинки, встречающиеся на берегах крупных рек.
Похоже, знатного вельможу захоронили на чужбине, но как бы в родной земле. Такие почести могли оказать князю, нашедшему для своего народа новую родину. И следы такого правителя есть в западных источниках IX века.
Так, «Фульдская хроника» сообщает, что в 844 году Людовик Немецкий совершил поход против ободритов. Часть их он привел к покорности, а часть во главе с князем Госто-мизом прогнал на восток. «Ксантенские анналы» повторяют рассказ, называя ободритского вождя Гестимусом и упоминая о его родиче Рорике. Они, дескать, переселились на восток Балтийского моря.
Время изгнания «ободритского» Гостомысла в общем совпадает со временем появления Гостомысла «новгородского». Он как раз успел бы повоевать с варягами, основать первые поселения на месте Новгорода и состариться к 860 году.
Видимо, летописные словене, основавшие Новгород и пригласившие варягов, — это и есть бежавшие от немцев ободриты. Тогда их вождь Гостомысл обретает черты реального исторического лица, настоящего основателя русской государственности. А Рюрик — не варяг, а прямой потомок первого правителя Новгорода.
Борис Шаров