слово_о_полку_игореве_
Версия Главное сражение Историческое Расследование Легены Прощлых Лет Русская История

О битве князя Игоря с половцами

О битве князя Игоря с половцами

Как происходило то или иное событие древности? Ответить на этот вопрос никто не может. Летописи дают основное, но далеко не полно. Свидетельских показаний почти не сохранилось. Вместе с тем многое может проясниться, если пройти по местам происшествий и попытаться сочетать исторические данные с тем, что видит глаз. В таких случаях неизбежно создание предположений, гипотез или даже фантазий. Они невольно возникают как дополнение к имеющемуся, как результат воображения. Они необходимы, ибо если вы не разбираетесь в событии на месте происшествия, то должна быть хоть одна гипотеза, не натыкающаяся па противоречия, не имеющая неувязок, нелогичностей и пр.

поход_князя_игоря

Примером этого могут служить поиски места «Игорева побоища». Этому грустному событию посчастливилось: сохранились записи летописей, есть и свидетельские показания в виде «Слова о полку Игореве». Многие авторы пытались найти на карте поле боя, подводя под свою гипотезу различные обоснования. Но когда профессор К. В. Кудряшов взял в руки карандаш и по дням подсчитал километры похода, когда положил в основу своих расчетов походный марш пехоты в военное время, большинство вариантов отпало, как не выдерживающие критики простого арифметического расчета. Фактически остался один вариант, самого профессора К. В. Кудряшова: Игорево побоище в районе Торских Соляных озер.

Но работа профессора Кудряшова до конца не доведена. Мог ли в этом месте произойти бой? Если мы попробуем вообразить события боя, происходящие в районе города Славянска, не встретим ли мы противоречий и неувязок, в корне отвергающих гипотезу? Попытаемся ответить на этот вопрос.

РАЙОН ТОРСКИХ ОЗЕР

Район города Славянска в настоящее время густо населенный промышленный район. В былое время, когда властителем его был хан Кончай, это была ковыльная степь. Более того, тот, кто бывал в этом районе в 20-х годах нашего века, помнит его как распаханную степь, перемежающуюся с меловыми горами. Ни одного дерева на десятки километров; исключение — небольшие сосновые посадки около Славянского курорта и небольшие дубки, носившие громкое название Николаевского леса. Это правый берег Северского Донца. Левый берег низменный, участки леса, поляны, озера.

Иная картина в настоящее время. Искусственные насаждения покрывают примерно 20 — 30% территории. Лесозащитные полосы пересекают вдоль и поперек весь предполагаемый район битвы. То, что просматривалось 50 лет назад и было очевидно, требует уже дополнительных осмотров, предположений, доказательств.

Встреча войск произошла на так называемом «Залозном пути», который южнее Изюмского Холма — горы Кременец — по-видимому, проходил по рекам Голая Долина, Сухой Торец и вверх по течению Казанного Торца. Остатками этого пути является название города Краматорска — «Крамные торги». Крам — по-украински товар. Таким образом, Краматорск — место торговли, место встречи русских и северокавказских купцов, место, где происходил обмен товарами.

Залозный путь был одним из основных путей, соединявших Русь с югом, и на этом пути Игорь искал Кончака и Кончак поджидал Игоря.

Вся местность представляет собой холмистую степь, пересеченную меловыми кряжами, возвышающимися над уровнем рек на 100—200 метров. Многие возвышенности перекрыты лёссом, иногда покрывающим меловые отложения многометровым слоем. Долины мелких речек представляют собой наносный чернозем — слой иногда в несколько метров, через который проходит русло реки с крутыми невысокими берегами. Казанный Торец, в нижнем течении называемый Тор, и Северский Донец текут в коренных породах.

ЧЕТВЕРГ 9-ГО МАЯ

Согласно варианту К. В. Кудряшова, Игорь с войском в четверг 9 мая в обеденное время встретился со своими разведчиками в месте впадения реки Сальницы в Северский Донец. Река Сальница — где-то в городе Изюме, недалеко от «Изюмского Перевоза» — брода. С этого места начнем рассмотрение событий и пути Игоря.

Князь Игорь не послушал совета разведчиков — «не наше есть время» и решил идти «бозо» и напасть на Кончака врасплох. Он пошел, перейдя через Донец, по голой ковыльной степи. Возникает вопрос: каким образом, идя на виду у разведчиков вражеского войска, Игорь собирался напасть врасплох? Левый берег Донца лесистый; если бы он шел левым берегом, его маневр был бы понятен. Движение же по степи объяснению не поддается. Не есть ли это одна из тактических ошибок Игоря?

Переправившись через Северский Донец, Игорь перешел через гору Кременец, на которую профессор К. В. Кудряшов указывает, как на холм, называемый в «Слове» — Шеломя. Это верно. Если подъезжать к горе Кременец с юга, от города Славянска, то невольно возникает идея сравнения холма с шлемом — сильно растянутым в стороны, плоским, но все-таки со шлемом.

ПЯТНИЦА 10-ГО МАЯ

Дальше путь Игоря шел по реке «Сюурлий» — это река Голая Долина. К. В. Кудряшов указывает: Суярлы — по-татарски значит разлив воды, место разветвления рек на рукава или протоки. Сейчас Голая Долина запружена, на всем протяжении сделаны рыбоводческие садки, и протоки непосредственно просматриваются редко. Лет двадцать назад, когда садков не было и река текла сквозь толщу чернозема, протоки были на виду, некоторые сухие, другие с бочагами, некоторые в виде небольших речек. Наличие этих протоков оказало услугу при разбиве русла на рыбоводческие садки, и по виду садков еще можно выявить бывшие протоки. На реке Голая Долина, где-то при переходе через реку, Игорь встретился с передовым отрядом половцев. Это была, несомненно, только демонстрация Кончака с целью заманить Игоря вглубь и усыпить его бдительность. Кончак не только изобразил поражение и бегство, но и не пожалел своих «веж», оказавшись поблизости. Он дал войску Игоря полностью насладиться победой…

Все это произошло, по-видимому, в русле реки Голая Долина, недалеко от впадения ее в Сухой Торец. Весной, после разлива, недостатка в сырых заболоченных местах, наверно, не было.

Игорь, если не разгадал маневров Кончака, то во всяком случае подозревал: он не распускал своих полков и дальше шел медленно. Иначе поняли события молодые князья. Они увлеклись победой, бросились преследовать бегущих половцев.

Войско Игоря дошло до впадения реки Сухой Торец в реку Казенный Торец. У слияния этих рек находится возвышенность, которая сейчас носит название горы Карачун. Согласно К. В. Кудряшову в «Истории» Татищева имеется ценное указание о том, что когда русские князья, наступая, перешли через реку Сюурлий, то половцы отступили от реки за гору. Если учесть это указание, то естественно предположить, что половцы отступили в сторону Краматорска по Залозному пути. Молодые князья преследовали их некоторое время, но потом вернулись к основному ядру войска, которое дошло до горы Карачун.

Наступил вечер. Ночной и дневной переходы утомили войско, и оно остановилось на ночлег, по-видимому, на левом берегу реки Сухой Торец. Это было ошибкой, и Игорь это понимал. Как указано в Ипатьевской летописи, он предупреждал молодых князей. Игорь настаивал на втором ночном переходе и предупреждал, что, кто поедет завтра, «судьба того — как Бог даст». Надо было обязательно дойти до Северского Донца «до малого или большого перелаза» — брода, или по крайней мере до реки Каялы. Там около лесного левого берега войско было бы в относительной безопасности, несмотря на явное превосходство сил Кончака. Но этого сделано не было. Войско остановилось посредине открытой долины, окруженной возвышенностями.

Молодые князья настояли на своем, ссылаясь на усталость лошадей после погони за Кончаком.

СУББОТА 11-ГО МАЯ

Предположим, согласно сказанному, что войско Игоря переночевало около горы Карачун, на левом берегу реки Сухой Торец. Если это было так, как же развивались дальнейшие события?

Кончак, вернувшись после преследования молодыми князьями на гору Карачун, убедившись в намерении Игоря ночевать под горой, немедленно принял свои меры. За ночь он окружил войско Игоря. Если предположить, что Игорь имел в своем отряде 5000 бойцов, а Кончак в несколько раз больше, то есть 10—20 тысяч бойцов, то простой расчет покажет, что окружение было полным. Вокруг того места в долине реки, где заночевало войско, расположены возвышенности; расстояние до них 1—5 километров. Таким образом, если расположить войска на этих возвышенностях, поставив бойцов в один ряд, то из 20 000 можно было бы построить одну шеренгу. Конечно, сделано было не так: воеводы Кончака со своими отрядами заняли только вершины возвышенностей.

Что предпримет Игорь? Признает себя побежденным? Вопрос, который получил отрицательный ответ,— лагерь ощетинился. Что мог сделать Кончая? Войско его было растянуто; для того чтобы его собрать, перестроить для атаки, были нужны часы. Единственное, что он мог сделать немедленно — это атаковать отрядом, находившимся на горе Карачун, непосредственно под его командованием. Описание этого боя дано в «Слове о полку Игорево».

Обратим внимание па явление природы. Грозовое утро, тучи идут «с моря», то есть с юга. Южный ветер несет стрелы на полки Игоря. Для этого района характерны южные ветры, несущие дождь и непогоду. Восточные ветры — хорошая погода. Войско Игоря расположилось, по нашему предположению, на север от горы Карачун. Кончак атаковал с горы, с юга, и ветер нес его стрелы на север, на войско Игоря.

Игорь принял атаку конницы Кончака, выставив шеренгу воинов со щитами и копьями. Второй ряд — лучники. Конница Кончака расшиблась об эту стену, и атака была отбита. Наступила очередь действовать Игорю. Он принял решение — пробиться к Северскому Донцу, дойти до «перелаза» — брода, под защиту покрытого лесом левого берега Донца — конница Кончака там была бы не так опасна.

Возникает вопрос чисто тактического порядка: каким образом Игорь предполагал защитить пешую движущуюся колонну от атак конницы Кончака? Свою конницу он спешил, следовательно, конные контратаки исключались. Фронт колонны из щитов и копий был прочен. А фланги и тыл? Акт спешивания копницы, безусловно, благороден, но верен ли он с точки зрения тактики движения колонны? Не следовало ли оставить конницу в строю и обязать ее охранять пехоту?

Итак, войско Игоря двинулось к Донцу на северо-восток от места ночевки. Цель Игоря ясна — донецкие «перелазы» — броды. Половцам надо было его задержать — не допустить до Донца. Пользуясь преимуществом в скорости, половцы, обогнав движущуюся колонну, выставили заслон, не доходя до реки Каялы — Ложникова Оврага.

Ложников Овраг берет свое начало в степи в 2—3 километрах от Донца. Это бывший его приток, текущий с юга на север. Края, образующие овраг,— лёсс. В этом месте рыхлые отложения слоем в несколько десятков метров покрывают меловые. Вода, перерезав слой лёсса, текла по меловому руслу. Падение уровней значительное, так как правый берег возвышается над Донцом на несколько десятков метров. Сейчас овраг сух. Вода течет по нему, по-видимому, только от ливневых дождей. Весной по нему сходят талые воды. В былое время, когда степь не была распахана и была покрыта растительностью, река, наверно, текла постоянно: при впадении в Донец намыта значительная отмель, заставившая Донец сделать излучину.

Описания реки Каялы у нас нет. Единственное историческое указание, характеризующее реку Каялу, имеется в «Слове о полку Игореве». «Быстрая Каяла» — из сказанного следует, что вид Ложникова Оврага не противоречит такому указанию. Слово «каяла» переводят как «скалистая». Буквально к Ложникову Оврагу этот термин не подходит, но это и не река, текущая среди равнин, а каменистая речка, в овраге с крутыми берегами. Далеко не везде можно легко выйти, подняться на его края. Итак, перевод слова «каяла» — каменистая — данным не противоречит: дно Ложникова Оврага белокаменное.

Встает вопрос: дошло ли войско Игоря до русла реки Каялы? Надо полагать, что не дошло. Кончак встретил его на левом берегу, в верховьях Ложникова Оврага в открытой степи. Там сейчас распаханные поля и лесозащитные полосы. В этом месте, можно полагать, произошло «сражение на реке Каяле». На этом поле Игорь не смог снять заслон Кончака, здесь он потерпел решительное поражение. Если бы Игорю удалось пробиться до русла Каялы, если удалось бы «черному люду», то есть пехоте, спуститься в овраг, наверно, хоть немногие переправились через Донец и вышли обратно на родину. Но этого, по-видимому, не случилось — атаки Игоря были отбиты, войску пришлось отступить. Контратаки Кончака сделали свое дело — началось отступление, вернее, Кончак гнал остатки разбитого войска, куда считал нужным.

Обратимся теперь к Суздальской летописи, учитывая явную ее ошибку — указание, что бой продолжался несколько дней. Общая установка, описание создавшихся условий, в которых оказалось войско Игоря, по-видимому, описаны верно. Особо рассмотрим вопрос о воде.

После поражения Игоря на реке Каяле Кончак не пускал его войско к воде — следовательно, вода была. Это нынешняя полусухая река Бесарабка, текущая на юг в сторону реки Тор. Может быть, Кончак вообще не подпустил войско Игоря к Бесарабке, может быть, он энергично атаковал и заставил войско пройти обратно через Бесарабку, не останавливаясь. В этом последнем случае люди могли напиться, но лошадей нельзя было поить. Лошадям нужно дать выстояться пару часов; этим, надо полагать, объясняется то, что лошади первые «изнемогли». Тот и другой вариант возможны и не противоречат летописным указаниям.

Но куда дошли остатки войска Игоря вечером этого трагического дня? Указания Ипатьевской летописи конкретны — «при озере». Естественно предположить, что они дошли до Торских озер и расположились между Слепным и Вейсовым озерами. В этом месте войско было защищено от половецких стрел — легче было организовать оборону.

Но в озерах вода сильно соленая, для питья не пригодна. Таким образом, становится понятным, почему войско Игоря, находясь на берегу озера, страдая от жары, изнывало под лучами солнца.

ВОСКРЕСЕНЬЕ 12-ГО МАЯ

Ночь на воскресенье войско, по-видимому, провело спокойно. Никаких указаний о ночных событиях ни в летописях, ни в «Слове о полку Игореве» нет. Положение Игоря, в сущности говоря, было безнадежно. Он пощады не просил, не сдавался, но что-либо предпринять он был не в состоянии. Только самооборона.

Опять наступила очередь действовать Кончаку.

Как произошел последний бой? Возможны только предположения на основе местных данных. Имеется указание, что при прокладке железнодорожной ветки в районе Торских озер (в настоящее время этой ветки уже нет) были найдены на небольшой глубине человеческие кости и оружие, лежавшее в беспорядке. Ипатьевская летопись указывает, что удар Кончака был нанесен по участку обороны, занятому ковуями. Ковуи — оседлые половцы, входившие в состав войска Игоря под командой Ольстина Олексича. Надо учитывать, что отличительной чертой полководческой деятельности Кончака была хитрость.

Все эти сведения позволяют предположить, что последний бой произошел следующим образом. Игорь, будучи с запада, севера и юга защищен озерами, все внимание обратил на восток и, весьма вероятно, выставил заслон «преградиша чръвлеными щиты». Логично предположить, что Кончак демонстративно организовал атаку с востока, отвлекая внимание Игоря от будущего основного удара. Игорь в момент атаки, по-видимому, находился на востоке лагеря.

Основной же удар Кончак подготавливал среди возвышенностей на северо-запад от озер. В неровностях и лощинах этих возвышенностей не трудно было спрятать мощный конный отряд, который в несколько минут мог доскакать до лагеря Игоря и атаковать его. Судя по найденным некогда остаткам боя, атака была произведена с северо-запада по перешейку между озерами — схватка с ковуями произошла в районе бывшего железнодорожного вокзала. Наиболее полное описание конца боя имеется в Ипатьевской летописи.

Последняя схватка Всеволода могла быть около одного из двух озер: Слепного или Вейсова. Вейсово озеро мелководное, заболоченное. Надо полагать, что слова «идущие вокруг при озере» относятся к Слепному глубоководному озеру. Слепное озеро и есть «Озеро Всеволода».

ПОСЛЕ БОЯ

Плененный князь Игорь был отвезен с поля боя в лагерь-вежи Кончака. Этот лагерь был на берегу реки Тор. Возникает предположение, что Игоря отвезли в сторону Краматорска, расположенного в настоящее время по обоим берегам реки Казенный Торец. У Кончака, своего свата, Игорь не томился: «Мне ты отдан на поруки, а у меня ты гость…»

Одновременно поле боя не осталось без внимания победителей. Убитых половцев надо было похоронить. Это было сделано, по-видимому, в двух курганах. Один из них расположен недалеко от реки Сюурлий — Голая Долина; второй в районе боя на реке Каяле, на самой высшей точке этого участка степи. Еще во время Великой Отечественной войны эти курганы сохраняли свою форму, свой вид. Сейчас первый находится где-то среди поселка, второй распахан.

Что это за курганы? Действительно ли это половецкие захоронения? Ответ на этот вопрос должны дать археологи. Раскопки же дадут окончательный ответ на вопрос: верна ли гипотеза о бое Игоря с половцами в районе Торских озер?

ПОБЕГ ИГОРЯ

Подтверждением того, что лагерь Кончака был на берегу реки Тор, служат приведенные слова Ипатьевской летописи. Из этой выписки следует вывод, что лагерь Кончака был на правом берегу Тора. Дорога — «Залозный путь», по-видимому, шла по левому берегу. Тут же на правом берегу Тора, около дороги, видимо, были половецкие вежи, через которые ночью проехал князь Игорь с Овлуром.

Еще одна подробность, которая может служить подтверждением — это заросли тростника на берегу Казенного Торца в районе Краматорска. Эти тростники выше человеческого роста; они могли скрыть Овлура с конями и быть исходной точкой бегства. Далее беглецы могли направиться к броду через Донец, к которому стремился Игорь в субботу 11 мая. Расстояние от Краматорска до брода они могли на конях проехать за ночь. Перейдя па левый берег Донца, покрытый лесом, они оказались в относительной безопасности.

Они загнали своих коней. Это, надо полагать, был правильный шаг: уйти от погони, выиграть километры расстояния. Никто из погони не будет загонять своих коней, даст им отдых и время беглецам уйти дальше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, все указания «Слова о полку Игореве» и летописей находят соответствие в районе Торских озер.

Есть моменты, которые могут считаться изначальными.

Каким образом Игорь, идя по открытой степи, собирался напасть врасплох? — Единственное объяснение этому — тактическая ошибка Игоря.

Ночевка у горы Карачун! — Явная тактическая ошибка молодых князей: Игорь предупреждал и настаивал на ночном переходе.

Cпешивание конницы — акт благородный, но едва ли верный с точки зрения тактики движения пешей колонны. Правильнее было бы не спешивать конницу, а защищать контратаками конницы тыл и фланг колонны; это сопровождение конницы было бы действительно благородно.

Не эти ли ошибки Игоря явились причиной поражения? Игорю противостоял, несомненно, талантливый полководец Кончак. Князь Святослав его бил, по в 1202 году Кончак взял Киев. А на счету у Игоря и впоследствии не было побед. Ошибки Игоря и хитрость Кончака четко вырисовываются около Торских озер, где фактических противоречий, отвергающих предположение, что «Игорево побоище» произошло в этих местах, нет.

Может ли в этом районе найтись еще такое место, где все исторические данные также точно находили свое выражение?

Вывод: битва Игоря и Кончака произошла у Торских озер. Как она произошла? Так, как предположено выше, или иначе (в целом или мелочах) ? На этот вопрос ответа нет. Было бы в высшей степени интересно получить дополнительные о ней сведения и основные поиски этим завершить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *