хазары_hazary
Версия

Хазары: из ниоткуда в никуда

Хазары: из ниоткуда в никуда

История Хазарского каганата — это сплошная загадка. О хазарах много писали соседние народы, но сами они никаких сведений о себе не оставили. Неожиданно появившись на исторической сцене, хазары столь же внезапно сошли с нее, и след их затерялся во времени.

ДВА НАРОДА, ДВА ЦАРЯ

Впервые о хазарах в V веке сообщил армянский историк Моисей Хорен-ский. По его словам, хазары ранее жили на территории современного Ирана и были вытеснены в Закавказье персами.

Сирийский историк Захария Митиленский называет хазар в числе 13 тюркоязычных племен, обосновавшихся на рубеже V-VI веков в северо-западном Прикаспии.

Эти разношерстные племена вошли в состав Тюркского каганата, причем хазары, будучи незначительной величиной как в военном, так и в экономическом отношении, поначалу вели себя весьма скромно.

И вдруг в VII веке, после распада Тюркского каганата, хазары становятся самым крупным и влиятельным племенем Северного Кавказа, создав новый союз племен — Хазарский каганат. Его столицей был сначала город Семендер на территории нынешнего Дагестана, а затем — Итиль на Нижней Волге.

В составе каганата оказались болгары, савиры, бар-силы, беленджеры, аланы. В конце VII — начале VIII века хазары смогли покорить и обложить данью восточнославянские племена полян, радимичей, северян, вятичей. Воюя с Византийской империей, они овладели Таманским полуостровом и всем Крымом за исключением Херсонеса.

Хазары наносили военные поражения таким могущественным государствам, как Иран и Арабский халифат. Во времена наивысшего расцвета Хазарский каганат включал в себя обширные территории Северного Кавказа, все Приазовье, большую часть Крыма, контролировал степные и лесостепные просторы вплоть до Днепра. Успех этой экспансии многие историки связывают с появлением в Хазарии еврейских переселенцев.

Население каганата было пестрым в этническом отношении. И все же оно разделялось на две основных группы — белых и черных хазар.

Белые хазары — это каста воинов, сохранившая свое господствующее положение со времен Тюркского каганата. Эти люди в основном были светловолосыми и голубоглазыми.

По сравнению с ними черные хазары выглядели действительно очень темными. Это тюркские племена, пришедшие в низовья реки Итиль (Волги) из глубин Азии. У них были черные смоляные волосы, черные глаза и смуглая кожа.

Каждая из этих групп занималась своим делом. Черные хазары пасли скот, ловили рыбу, выращивали хлеб и овощи, занимались различными ремеслами и, естественно, платили подати. А белые — правили, а также составляли элиту армии.

В Хазарском каганате было два верховных правителя. Главный царь -каган — всегда принадлежал к одной и той же фамилии, причем старший брат наследовал младшему. Власть кагана считалась установленной небом. Он являлся главой языческого культа и наделялся в глазах своих подданных сверхъестественными способностями.

По обычаю, при возведении на престол кагана душили шелковым шнуром, и он в полубессознательном состоянии должен был сам назвать число лет своего правления. По прошествии этого срока его убивали.

Если каган называл непомерно большую цифру, то его все равно убивали, едва ему исполнялось сорок лет. Считалось, что с возрастом божественная сила покидает его.

Вера в божественную силу кагана приводила к тому, что в случае несчастья, происходившего со страной, его могли обвинить в неудачах и сместить. И все же поначалу он обладал всей полнотой военной и административной власти.

Однако после возвышения другого хазарского клана, исповедовавшего иудаизм, реальная власть оказалась у второго лица в государстве — бека. Он руководил всеми земными делами, оставив кагану сакральные функции. Но при этом бек оказывал кагану ритуальные почести, граничащие с унижением. Так, входя к нему, он становился на колени и держал в руках горящую ветвь.

МИГРАНТЫ ИЗ ПЕРСИИ И ВИЗАНТИИ

Откуда в Нижнем Поволжье взялся иудаизм? На этот вопрос разные историки отвечают по-разному. Видимо, принятие иудаизма частью хазар связано с миграцией еврейского населения из Персии и Византии.

В конце V века власть в Персии фактически захватил визирь Маздак. Он, можно сказать, возглавил первую в истории социалистическую революцию. Маздак отнимал имущество у богатых и отдавал его бедным. Но бедных было слишком много, поэтому обогащались лишь сторонники Маздака — маздакиты.

В какой-то момент персам это надоело. И они, собравшись с силами, казнили Маздака и жестоко расправились с маздакитами. Их зарывали живьем в землю вниз головой.

Часть иудеев, которая поддерживала Маздака, бежала и осела в Хазарии. А те иудеи, которые выступали против «визиря-социалиста», еще раньше бежали в Византию. Но там их начали преследовать, и они переселились в Хазарский каганат.

Около 730 года хазарский военачальник Булан принял иудаизм. А в 799 году его потомок Обадия произвел государственный переворот и превратил кагана в послушную марионетку. Власть полностью перешла в руки царя-иудея (бека), а иудаизм стал государственной религией Хазарии.

Через Хазарию пролегали важные торговые пути, связывающие Европу с Азией. И если в начальный период Хазарский каганат жил в основном за счет военной добычи, то постепенно главным источником дохода стала транзитная торговля. Этот источник приносил не просто прибыль, а сверхприбыль.

Восточнославянские племена платили хазарам дань. Некоторые историки считают, что они вообще находились под хазарским игом, а Киевом некоторое время правили тудуны — наместники кагана.

Все мы помним пушкинские строки: «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Князь Олег действительно успешно воевал с хазарами и нанес им ряд чувствительных поражений. Но в 939 году хазарский полководец Песах — в свою очередь — разбил русское войско.

И лишь князь Святослав Игоревич во время своего знаменитого рейда в Нижнее Поволжье разгромил хазарскую армию и стер с лица земли Итиль, Семен-дер и другие хазарские города-крепости.

Хазарский каганат был разбит, и хазары исчезли так же внезапно, как и появились.

Но куда же они делись? Часть из них растворилась в кавказских и южнославянских народах. В частности, хазарские корни может иметь кое-кто из кубанских, терских, уральских и запорожских казаков. Потомками хазар считают себя крымские караимы.

Писатель Артур Кест-лер выдвинул такую идею: хазарские евреи, переселившись после падения каганата в Восточную Европу, стали ядром мировой еврейской диаспоры. По его мнению, это подтверждает тот факт, что потомки «Тринадцатого колена» (так писатель назвал хазар-иудеев), будучи несемитского происхождения, в этническом и культурном плане имеют мало общего с евреями Израиля.

Николай Медведев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *