Буддистский храм в Улан-уже Бурятия
Загадки Истории Русская История

Страна Дхармараджи

СТРАНА ДХАРМАРАДЖИ

К числу самых экзотических государственных образований, возникших в годы Гражданской войны на территории Российской империи, безусловно, относится Кодунское государство. Это была буддийская теократическая монархия.

СТРОПТИВЫЙ ЛАМА

В 1851 году для охраны границы с Китаем было сформировано Забайкальское казачье войско, состоявшее из трех русских, одного тунгусского и двух бурятских полков. Тогда же была создана и Забайкальская область.

По переписи 1897 года, в области проживало 170 тысяч бурятов, 160 тысяч из которых относили себя к буддистам, Формально отвергавшим насилие. Впрочем, это не мешало существованию бурятских казачьих частей, при которых состояли буддистские священники.

B результате смешанных браков русских с представителями туземных народов. B Забайкалье образовалась особая народность — гураны. Самым известным ее представителем стал атаман Григорий Семенов, видный деятель Белого движения. Но в районах своего компактного проживания буряты держались особняком, в казаки не записывались и военную службу отвергали.

Отношения с русскими в начале ХХ века постепенНО ухудшались, что объяснялось притоком новых переселенцев. В отличие от старых переселенцев благовоспитанных и трудолюбивых старообрядцев, — новая публика была преимущественно буйной, состоявшей в значительной степени из ссыльных.

В то же время среди бурятов сформировалась собственная интеллигенция и даже появилась партия национальных демократов, правда, не оформленная юридически. Своих соплеменников бурятские интеллигенты собирались спасать через европеизацию, но, разумеется, сохраняя традиции и национальные корни.

Впрочем, самый внушительный из национальных корней буддизм — интеллигенция считала «опиумом для народа». Российская власть, со своей стороны, урезала автономию и отнимала земли, так что кочевые буряты все чаще переходили на территорию соседней внешней Монголии, где проживало родственное им население.

Глава монгольских буддистов Богдо-гэгэн VIII считал себя также и лидером бурятских буддистов. Бурятское же духовенство стремилось Выстраивать прямые отношения с Тибетом, где сидел глава всех буддистов мира Далай- лама.

Среди бурятских лам наибольшей известностью пользовался Лубсан-Сандан Цыденов, уроженец села Кижинга, воспитывавшийся в тамошнем Дацане (буддийском монастыре). В 1896 году он входил в бурятскую делегацию, посланную в Москву на коронацию Николая II.

Цыденов обратил на себя внимание тем, что в предусмотренный церемониалом момент не встал на колени перед, самодержцем. На подобные церемонии его больше не приглашали, что стимулировало Цыденова заниматься духовным ростом.

Своим Наставником он признал авторитетного тибетского ламу Гьяяга Ринпоче. В 1910 году, приехав в Россию, тот пообещал, что в следующей жизни обязательно станет бурятом.. Через три года Ринпоче скончался, а в Бурятии в семье одного из лам — учеников Цыденова родился сын — Бидия Дандарон. Его-то Цыденов и признал новым воплощением Ринпоче.

Страна Дхармараджи

ВИХРИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Между тем волны исторических катаклизмов докатывались и до Бурятии. На фоне начавшейся В Китае революции Монголия объявила о независимости. Прибывшая в Петербург монгольская делегация попросила о вхождении в состав Российской империи, но получила только благожелательные заверения в духе когда-нибудь, может быть».

Затем грянула революция уже в самой России. В Бурятии национальные демократы создали Бурятский национальный комитет — Бурнацком, ратовавший за создание бурятской автономии. Его руководство балансировало между красными и белыми, признав в апреле 1918 года советскую власть, а в ноябре — власть атамана Семенова.

Еще в мае, при большевиках, началось формирование отрядов «Улаан-цагда», что в переводе с бурятского означало «Красная гвардия». Однако на Фронт эти отряды не отправлялись, а обеспечивали порядок в тылу.

Сменявшие друг друга председатели Бурнацкома в конечном счете выбирали сторону красных, но все они успели посотрудничать и с Семеновым. А последний председатель — Даши Сампилон — даже входил в ближайшее окружение атамана. Он преобразовал Бурнацком в Бурятскую народную думу и внушал атаману планы создания государства, включавшего территории нынешней Монголии, части Маньчжурии и Бурятии. Учитывая смуту и в России, и в Китае, ничего Сверхъестественного в таком плане не было.

Семенов, однако, утвердив свою власть в Забайкалье, предпочитал заниматься более насущными задачами и сформировал бурятско-монгольский дивизион. Но одних добровольцев было мало, и 23 января 1919 года с подачи атамана Бурятская народная дума издала указ о мобилизации 2000 бурятов и тунгусов в возрасте от 22 до 25 лет и формировании из них бригады «Зориктобатор» («Неустрашимый богатырь»).

Бурятская семья
В 1897 году в Забайкальской области проживало 170 тысяч бурятов

«Я СЧИТАЮ СВОЮ ИНИЦИАТИВУ ЗАБЛУЖДЕНИЕМ»

Энтузиазма эта идея не вызвала. На востоке Бурятии народ обсуждал, как саботировать призыв. И решил действовать более радикально, создав собственное государство.

Политическим и духовным вождем предложили стать 78-летнему Цыденову. Привыкший к уединению и не демонстрировавший каких- либо политических амбиций лама воспринял это предложение как возможность свершить некое великое дело.

В учредительном собрании, состоявшемся 6 мая 1919 года на священной горе Челсан, участвовало 102 делегата. Они представляли селения, прилегавшие к Кижинге — родине Цыденова.

Созданное государство стало именоваться Кодунай эрхидж балгасан — по названию кодунайской долины, в которой располагалась большая часть его территории. Цыденов получил титул «Дхармараджа-хан, царь трех миров, владыка учения». Резиденция у него оставалась прежняя келья в урочище Соорхэ. Текущая управленческая работа возлагалась на правительство из вице-президента (заместителя хана) и восьми министров.

Преемника Джармараджа должен был назначить сам. При этом у государства имелась конституция из 36 статей, а все важнейшие решения правительства ратифицировались Народным собранием (Великим сугланом).

Атрибутом власти Дхармараджи являлась корона с изображением ваджры (ритуального оружия) и человеческого черепа, что выглядело не очень миролюбиво. Однако армию создавать не стали — это противоречило принципам буддизма. Все население Кодунского государства не превышало 16 тысяч человек.

Сообщение о создании нового государства было отправлено Семенову, который отреагировал вполне предсказуемо. 11 мая 1919 года в Соорхэ нагрянул отряд, арестовавший 14 виднейших сепаратистов, включая самого Дхармараджу.

Арестованных доставили в главный город Бурятии — Верхнеудинск (ныне — Улан-Удэ). Но уже через месяц выпустили Цыденова попросту сочли ненормальным. Сам он высказался так: «Я считаю свою инициативу заблуждением, объясняемым моей старостью, политической неосведомленностью и нахождением в изолированном от общества созерцании». Однако попытки провести воинский призыв в Кодунском государстве по-прежнему сталкивались с саботажем, поскольку Цыденов продолжал считать, что буряты-буддисты не должны служить в армии. Белые еще дважды арестовывали бывшего Дхармараджу, но потом все равно отпускали.

В контексте Гражданской войны все эти события привели к тому, что Семенов недосчитался примерно двух тысяч воинов. А это сыграло не решающую, но заметную роль в том, что ему пришлось оставить Забайкалье.

БУРЯТСКОЕ ВОССТАНИЕ 

2 марта 1920 года в Верхнеудинск вошли красные. Город был провозглашен столицей Дальневосточной республики (ДВР) — буферного образования между Советской Россией и Японией. ДВР просуществовала до ноября 1922 года, а в следующем году Верхнеудинск стал столицей Бурято-Монгольской АССР в — составе РСФСР.

Бидия Дандарон
Бидия Дандарон получил титул Дхармараджи в семь лет

Параллельно был установлен контроль над Монголией, которую, впрочем, включать в состав СССР не стали, провозгласив в 1924 году Монгольскую Народную Республику. Богдо-гэгэн VIII очень своевременно скончался.

Цыденов умер еще раньше — 15 мая 1922 года — от двухстороннего плеврита. При советской власти он практически не покидал мест заключения, но продолжал руководить своими сторонниками через переписку. Именно по его указаниям в начале июля 1921 года новым Дхармараджей провозгласили 7-летнего Бидия Дандарона, в которого, как уже говорилось, переселился дух тибетца Ринпоче.

В то время буряты были возмущены попытками согнать их на принудительные работы по возведению трех совершенно неинтересных им заводов. Они подняли восстание и сформировали подобие партизанских отрядов, которые продолжали сопротивление до 1927 года.

А Дандарон, отучившись в Ленинграде в Авиаприборостроительном институте, загремел в лагеря. В 1956 году он был реабилитирован и фактически стал лидером советских буддистов. В 1972 году его снова посадили за «организацию буддийской секты». В заключении он неоднократно уходил в медитацию, подолгу не подавая признаков жизни. И 26 октября 1974 года ушел навечно.

Дмитрий Митюрин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *