«Ночная ведьма» Северной Кореи

ночные_ведьмы

«Ночная ведьма» Северной Кореи

Американцы прозвали По-2 «чокнутыми китайскими будильниками»

Имя Тхе Сон Хи знают и почитают в Корейской Народно — Демократической Республике. Первая женщина — летчик этой страны, ставшая Героем КНДР, вполне заслуживает уважения. Достаточно сказать, что она во время Корейской войны 1950 — 1953 годов воевала в составе ночного бомбардировочного полка и летала на легендарном самолете По-2.

Тхе Сон Хи повторила подвиг советских девушек-летчиц периода Великой Отечественной войны, которых враги называли «ночными ведьмами». Воевать на тихоходном, практически беззащитном учебном самолете — это, без сомнения, героический поступок.

Путь в небо

К сожалению, о частной жизни этой женщины сведений мало — северокорейское общество довольно закрытое, а западным СМИ нет резона распространяться о своих противниках, в особенности о тех, кто доставил им много неприятностей.

Она родилась и выросла в крестьянской семье. Требования к социальному происхождению будущих летчиков КНДР были очень строгими. Нельзя было допустить, чтобы пилот совершил побег в Южную Корею, что непременно использовалось бы там в пропагандистских целях. Впрочем, соколы Ким Ир Сена никуда бежать и не собирались. Зачем? Все понимали, что военная мощь КНДР, созданная с помощью СССР, на порядок превосходила все то, что могли противопоставить южане. А что касается авиации, и подавно: против 93 штурмовиков Ил-10 и 79 истребителей Як-9 северокорейских ВВС могли действовать всего два десятка боевых самолетов Южной Кореи.

В КНДР было еще 67 учебно-тренировочных машин и самолетов связи. Вот на одном из таких самолетов — биплане По-2 и начинала свой путь в небо первая женщина-летчик Северной Кореи Тхе Сон Хи. В числе десятков юношей и девушек она пришла в аэроклуб, где быстро освоила матчасть самолета и, совершив несколько полетов, стала сама готовить будущих пилотов.

Как сложилась бы ее военная карьера, если бы не война, неизвестно. Успешно выполнявшую свои обязанности инструктора, Тхе Сон Хи не спешили переводить в боевые части.

После начала войны 25 июня 1950 года южнокорейские войска стали терпеть поражения, в том числе и благодаря превосходству в воздухе ВВС КНДР. Южанам буквально нечего было противопоставить десяткам пусть и устаревших боевых машин, на которых воевали хорошо подготовленные летчики северян. Кроме того, что они считали себя элитой вооруженных сил молодой республики, летный состав ВВС по образцу советской авиации снабжался более качественными продуктами и униформой. При поддержке с воздуха армия северокорейцев захватила летом 1950 года почти 90% всего Корейского полуострова.

Однако вскоре в боевые действия вмешались США. Реактивные истребители американцев, за рулями которых сидели пилоты с опытом Второй мировой войны, быстро расправились с поршневыми машинами северян. Уже в августе из 172 боевых самолетов КНДР в строю остались всего один штурмовик и два десятка истребителей.

Потерпели ряд поражений и сухопутные войска страны. Армия северян оставила не только всю занятую ранее территорию, но и большинство своих северных областей и даже столицу страны Пхеньян.

В трудный час

Следует отметить, что воины Северной Кореи старательно копировали опыт своих старших товарищей из СССР. Они справедливо полагали, что если Советский Союз сумел победить такого сильного противника, как гитлеровская Германия, то у него есть чему поучиться. Иногда брали и не самые лучшие примеры, но чаще всего этот опыт, оплаченный кровью, действительно помогал.

К осени 1950 года в северокорейской авиации остались лишь самолеты вспомогательной авиации, в основном По-2. Один из офицеров ВВС КНДР — Пак Ден Сик предложил создать из них ночную легкобомбардировочную эскадрилью, по образцу советских авиачастей, в которых наряду с мужчинами воевали и женщины («ночные ведьмы»).

Военное руководство одобрило эту идею. Потренировавшись в ночных полетах и вооружив бипланы бомбами и пулеметами для самообороны, в октябре 1950 года пилоты на По-2 совершили первый налет на аэродром Кимпхо, разбомбив десять вражеских легких бомбардировщиков. В составе эскадрильи действовала и одна из лучших специалистов по полетам на По-2 — Тхе Сон Хи. Она была счастлива, ей разрешили воевать!

28 ноября 1950 года эскадрилья атаковала полевой аэродром врага в районе оккупированного противником Пхеньяна. По данным пилотов КНДР, было сожжено одиннадцать поршневых истребителей F-51 «Мустанг», но американцы заявили, что их «всего лишь повредили». Правда, три из них «не подлежали восстановлению».

Затем последовало еще несколько налетов на авиабазы, но, по американским данным, По-2 при этом повредили ночью 1 декабря лишь один транспортный самолет. Зато ночная эскадрилья неплохо отработала тактику нанесения ударов по полевым позициям. При этом подразделение не понесло потерь, так как днем самолеты укрывали в пещерах и железнодорожных туннелях, а небольшие взлетно-посадочные полосы для них тщательно маскировали. Сбить же По-2 в воздухе оказалось непростой задачей — для этого нужно было или точно попасть именно в мотор, или убить сразу двух членов экипажа, так как они оба могли управлять самолетом. Матерчатая обшивка самолета не обнаруживалась радарами, а его деревянные конструкции были стойки к повреждениям. Чтобы гарантированно уничтожить, требовалось или изрешетить всю машину, или поджечь ее.

Командир эскадрильи

С января по июнь 1951 года По-2 на боевые задания не летали. Шло формирование целого полка ночных бомбардировщиков, и Тхе Сон Хи, хорошо проявившей себя, доверили командование эскадрильей.

В ночь на 14 июня 1951 года северокорейцы возобновили налеты на авиабазы и объекты врага. Пострадали склады в Инчене и авиабаза в Сувоне. Разведав систему ПВО вражеского аэродрома, «ночники» наведались туда 17 июня и уничтожили девять реактивных самолетов F-86 «Сейбр». Эскадрилья Тхе Сон Хи уничтожала склады горючего и объекты в порту Инчхон.

Американцы заявили, что 17 июня был потерян только один их истребитель, а восемь — повреждены. Тогда Пак Ден Сик снова повел По-2 на Сувон и уничтожил там 10 вражеских самолетов. А эскадрилья Тхе Сон Хи той же ночью обнаружила автоколонну врага между селами Намсури и Бувалри и разбомбила 30 грузовиков с пехотой и военным снаряжением. С 28 июня авиаполк приступил к плановым налетам на вражеские позиции.

Неуязвимые для средств ПВО «ночники» доставляли врагу немало неприятностей. Кроме того, что они наносили бомбовые удары, их монотонный стрекот действовал на нервы врагу и тем самым ослаблял боевой дух, не давая спать. Американцы называли По-2 «Чарли, срывающие с кровати» или «чокнутые китайские будильники».

Северокорейское командование высоко оценило боевую работу авиаполка — в конце 1951 года его командир Пак Ден Сик был удостоен звания Героя КНДР. В дальнейшем полк продолжил налеты на врага, но уже не столь безнаказанно. Американцы со временем нашли способы борьбы с По-2. Сбить первые «ночники» северокорейцев им удалось лишь весной 1952 года. Однако при этом было потеряно два реактивных истребителя: один врезался в По-2 и погиб вместе с ним, а другой, целясь в противника, потерял скорость и свалился в штопор. Всего же врагу удалось сбить, по разным данным, от шести до девяти По-2.

Ну а Тхе Сон Хи, дослужившаяся до звания подполковника, поставила яркую точку в боевой деятельности ночных бомбардировщиков. Ее эскадрилья 1 января 1953 года «поздравила» американцев с Новым годом, отбомбившись по складам с боеприпасами и горючим в Пусане. Огромный пожар, возникший там после налета По-2, надолго запомнился врагу.

После войны Тхе Сон Хи была награждена Золотой звездой Героя КНДР и орденом Государственного флага I степени. На ее родине был сооружен памятник отважной «ночной ведьме».

Олег ТАРАН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *