капитан_гельмут_фон_мюкке
Морское дело

Долгая дорога Фон Мюкке

Долгая дорога Фон Мюкке

С началом Первой мировой войны на просторы Мирового океана, чтобы вершить разбой на торговых путях Британской империи, вышли немецкие рейдеры. Одним из них стал крейсер «Эмден». После ряда успешных операций против кораблей и портов англичан утром 9 ноября 1914 года «Эмден» приблизился к крошечному архипелагу Кокосовые острова, затерявшемуся в северо-восточной части Индийского океана. От ближайшего материка Австралия острова отделяло 2 100 километров.

германский_крейсер_эмден_german_cruiser_emden

Опоздавшие на корабль

капитан_гельмут_фон_мюкке
Капитан Гельмут фон Мюкке

Сегодня Кокосовые острова — элитный курорт, рай для любителей дайвинга. Но в 1914 году «Эмден» прибыл сюда отнюдь не для развлечений. Немцев интересовала расположенная на острове Дирекция радиостанции англичан, обеспечивающая связь между Австралией и британской метрополией, а также кораблями английского ВМФ, действующими в этом регионе. Командир немецкого рейдера Мюллер принял решение уничтожить станцию. С этой целью он высадил на остров десантную команду, состоявшую из 47 матросов и технических специалистов под командованием старшего офицера крейсера капитана Гельмута фон Мюкке. На вооружении команды было четыре пулемета, 29 винтовок, а также пистолеты и изрядное количество взрывчатки. Шлюпки с десантниками были отбуксированы к берегу корабельным паровым катером. Поначалу оружие морякам не понадобилось: на острове не было даже подобия военного гарнизона, станцию обслуживали лишь гражданские специалисты, не оказавшие никакого сопротивления немцам. А те, захватив станцию, немедленно взорвали радиомачту, порушили все приборы и принялись за уничтожение кабельных трасс.

Однако Мюкке не знал, что, прежде чем его люди ворвались на станцию, ее радиуса успел передать сигнал SOS и сообщение о появлении немецкого рейдера. Радиограмму принял новейший австралийский крейсер «Сидней». Он находился всего в нескольких часах хода от станции, по скорости и вооружению значительно превосходил «Эмден». Морской бой длился несколько часов, но силы были явно неравны.

Мюллер принял решение выбросить свой разгромленный корабль на коралловый риф, а затем поднял белый флаг. Уцелевшие в сражении немецкие моряки, включая командира крейсера, оказались в плену, а фрагменты их некогда грозного рейдера до сих пор попадаются аквалангистам среди коралловых рифов на дне лагуны…

Перед боем с «Эмдена» был подан звуковой сигнал, означавший для десанта команду немедленно вернуться на корабль. Но десантники не успели это сделать. Попытка нагнать на шлюпках удаляющийся «Эмден» тоже не увенчалась успехом.

Мирная жизнь капитана

В 1917 году Гельмут фон Мюкке ушел в отставку. О своей одиссее он рассказал в изданных в Германии мемуарах. В 1920-х годах Мюкке избирался в саксонский ландтаг, поначалу сочувствовал нацистам, но вскоре порвал с ними, обвинив Гитлера в предательстве интересов народа. Дважды довелось ему побывать, хоть и недолго, в концлагерях. После Второй мировой войны Мюкке превратился в убежденного пацифиста, активно выступал против милитаризации обоих германских государств, за их нейтралитет. В начале 1957 года недовольные политическими выступлениями Мюкке власти ФРГ завели против него судебное дело с целью лишить капитана военной пенсии. Однако завершить начатое они не успели: 30 июля 1957 года 76-летний Мюкке скончался от сердечного приступа.

«Эйша» выходит в океан

Мюкке прекрасно понимал, что командование «Сиднея»,  осведомленное о нападении на радиостанцию, сделает все возможное, чтобы захватить и наказать десантников. Укрыться на крошечном острове полсотне человек было нереально. Но сдаваться Мюкке не собирался. Выход был лишь один — срочно и без шума покинуть Дирекцию и, пройдя полмира, любым путем добраться до Германии.

Еще при высадке на остров Мюкке заметил болтающуюся у берега старую шхуну. Была мысль на всякий случай отправить ее на дно — к счастью, этого не сделали. Теперь «Эйша» (так называлась эта старая посудина водоизмещением порядка 100 тонн) давала шанс на спасение.

эйша
Еще при высадке на остров Мюкке заметил болтающуюся у берега старую шхуну. «Эйша» давала шанс на спасение. Мюкке приказал всем немедленно перейти на шхуну и принял командование парусником.

Мюкке приказал всем немедленно перейти на шхуну и принял командование парусником. На борт загрузили все продовольствие, что удалось раздобыть на острове, и пресную воду. Паровой катер потащил шхуну в море. .Глубины вокруг были небольшими, бухта изобиловала рифами. Лоции архипелага немцы не имели, поэтому новоявленный капитан взобрался на фок-мачту, с которой хорошо просматривалось дно бухты, и оттуда подавал команды буксиру. Когда стемнело, Мюкке пришлось перебраться на бушприт шхуны и, сидя на нем верхом, руководить движением, пока «Эйша» не оказалась на просторах Индийского океана.

После тщательного осмотра судна выяснилось, что его состояние оставляет желать лучшего: борта подгнили, в трюме плескалась вода. Необходимая для ее откачки помпа не работала, но морякам удалось привести ее в порядок. Состояние такелажа и парусов тоже не давало повода для оптимизма. Шхуна была рассчитана на команду из шести человек, именно таким числом коек она и располагала. Люди Мюкке разместились в трюме на тюфяках. Однако первая же ночь показала: не загруженную шхуну океанская волна болтала так, что ночевка в трюме оборачивалась борьбой за выживание. Хорошо, что на борту обнаружился запас старого такелажа, из которого изготовили гамаки. На крохотном камбузе готовить пищу на полсотни человек было невозможно. Из имеющегося на шхуне чугунного балласта соорудили подобие очага, однако поставить на него кастрюли не позволяла постоянная качка, их приходилось держать над огнем с помощью самодельных ухватов. Очень скоро возникла проблема с водой, поэтому с целью экономии при приготовлении пищи в пресную воду приходилось подмешивать морскую. При любой возможности собирали воду дождевую.

И все же 14 декабря 1914 года «Эйша» вошла в расположенную на западном берегу Суматры гавань Паданг. В те годы остров принадлежал Голландии, которая в Первую мировую оставалась нейтральной. В связи с этим портовые власти потребовали от Мюкке в течение суток покинуть гавань. В Паданге капитан случайно узнал о построенной всего 6 лет назад на Аравийском полуострове железной дороге, связавшей Мекку и Медину со Стамбулом, столицей Османской империи — союзника Германии. Но сначала до дороги нужно было добраться, ведь между Аравийским полуостровом и Суматрой лежал ни много ни мало Индийский океан.

Сделать это удалось благодаря помощи немецкого консула в Паданге, который пристроил всю команду Мюкке на уходящий в нужном направлении пароход-угольщик.

Удачно проскочив патрулируемый английским флотом Баб-эль-Мандебский пролив, пароход высадил своих пассажиров на южном побережье Аравийского полуострова в районе, подконтрольном Османской империи. При высадке турецкая береговая охрана едва не расстреляла их, приняв за английских агентов. Чтобы доказать, что перед ними союзники — немцы, Мюкке показал туркам монеты с профилем кайзера.

По пескам Хиджаза

экипаж_эйши
Члены экипажа «Эйша»в саду Императорского консульства в Дамаске 11 мая 1915 года

Теперь Мюкке решил двигаться на север, чтобы по железной дороге через Стамбул вернуться в Германию. Совершив тяжелейший пеший переход по пустыне Хиджаза, отряд добрался до Саны, резиденции турецкого губернатора, на помощь которого Мюкке очень рассчитывал. Однако губернатор предпочел удержать нежданно появившихся немцев при себе: для него сплоченный отряд опытных, хорошо вооруженных бойцов представлялся мощной поддержкой в борьбе с арабами-повстанцами, щедро спонсируемыми Англией… Мюкке и его команда сбежали из Саны и двинулись дальше на север, держась берега Красного моря.

Сначала двигались на двух парусных лодках, затем по суше, через пески Хиджаза. Здесь на моряков напали бедуины, вооруженные английскими винтовками. Бой длился почти весь день, но огонь немецких пулеметов вынудил бедуинов отступить. И немцы продолжили свой пеший поход по пустыне в направлении Медины.

Когда запасы воды и продовольствия, как и силы бредущих по пескам людей, были на исходе, произошло чудо: 2 мая 1915 года изможденные странники наткнулись на рельсы. Из последних сил скитальцы дошли до ближайшей станции, откуда на поезде через Дамаск 23 мая 1915 года прибыли в Стамбул. В июне поредевший отряд Мюкке (в ходе беспримерного 7-месячного похода погибло шесть человек) вернулся на родину, где моряков встретили как героев.

Анатолий БУРОВЦЕВ, Константин РИШЕС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *