Чудесные превращения

Чудесные превращения

Как карандаши завоевали мир?

История такого привычного предмета, как обыкновенный карандаш, уходит в глубокую древность. Когда-то он был совсем не таким, как нынче, пережив ряд трансформаций, приобретая свойства и формы, остающиеся неизменными последние 200 лет.

Прообраз нынешних карандашей имелся уже у древних греков. Правда, на карандаши эти приспособления для рисования были совсем не похожи.

Рисовальные стержни

Греческие художники пользовались маленькими оловянными дисками, которые оставляли за собой серый след. Ими наносили линии на пергаментах и папирусах, чтобы можно было ровнее держать строку.

Металлические стержни с заостренным концом, оставлявшие след на поверхности, стали непременным атрибутом художников эпохи Возрождения, наряду с пером, иглой и углем. В ту пору карандаши, называвшиеся «серебряными палочками», уже больше походили на современный аналог. Серебряным в них был разве что оттенок цвета, а готовили эти стержни из сплава двух частей олова с одной частью цинка или из чистого свинца. Чтобы не сильно пачкать руки при рисовании, их просто обматывали тряпками.

Пером художники делали рисунки, иглой намечали точки перспектив, углем и «оловяшками» наносили вспомогательные линии, которые потом стирались.

В середине XVI века над английским графством Камберленд пронеслась сильная буря, повалившая много вековых деревьев, выворотив их из земли с корнями. В образовавшихся глубоких ямах пастухи нашли нечто похожее на уголь. Местные рудознатцы решили, что это такая разновидность олова. Выплавить металл из найденного минерала не удалось, зато заметили, что им можно рисовать, а потому, особо не мудрствуя, назвали «рисовальным оловом». Так в Камберленде начали разрабатывать залежи графита, из которого стали делать карандаши.

На фабриках глыбы графита распиливали на пластины, а их — на тонкие палочки, которые вставляли в деревянную оправу. На тот момент больше нигде в мире графитовых карандашей не делали. Спрос на них был велик, и стоили они дорого. Цена килограмма графита доходила до 16 фунтов стерлингов — по тем временам сумасшедшие деньги! Возник нелегальный рынок скупки краденого графита и карандашей, в сделки которого было вовлечено едва ли не все население округи. Разбойники нападали на обозы, перевозившие железные ящики с «рисовальным оловом», сбывая захваченный графит контрабандистам. Однажды большая шайка оккупировала сами копи и добывала графит до тех пор, пока из Лондона не прибыл сильный воинский отряд, взявший рудник штурмом.

При такой криминальной обстановке в Камберленде вести разработки в полном объеме можно было только недель 6-7 в году, и тем не менее копи давали графита на 30-40 тысяч фунтов стерлингов.

Большой прогресс

Английская монополия на производстве карандашей продержалась до тех пор, пока не были найдены залежи графита на континенте. Начиная с XVII века «рисовальное олово» стали добывать в Богемии, Моравии, Штирии и Испании.

Главными конкурентами английских карандашных фабрикантов стали немцы. Чтобы снизить цену на свой товар, на фабриках баварского города Штайн под Нюрнбергом попытались изменить технологию производства, заменив дорогой графит его композитным материалом. Истолченный в порошок графит пытались сплавлять с серой, смешивать с клеем, смолами, сурьмой, однако успехи были весьма посредственными. Карандаши с композитными грифелями стоили дешевле, но качество их было ниже.

Секрет успеха таился в воде и глине. Именно их работавший в Вене чешский изобретатель Йозеф Гардмут в 1790 году смешал с порошковым графитом, добавил крахмал и сажу, а потом обжег эту смесь в печи, получив материал высокого качества. Варьируя пропорции глины и графита, Гардмут изготовлял стержни разной степени твердости, что открывало возможности производства карандашей для разных целей.

Спустя пять лет, во время войны Англии с республиканской Францией, когда экспорт английского графита прекратился, химик-дилетант Никола Жак Конте, не зная о работе Гардмута, после восьми дней опытов с порошковым графитом, водой и глиной пришел к аналогичному результату.

Оба изобретателя, заложившие основы производства карандашей современного вида, взяли патенты и основали компании, назвав их собственными именами. Фирма Conte просуществовала до 1979 года. Сейчас она является частью консорциума Societe Bic.

Компания Йозефа Гардмута Koh-i-Noor Hardtmuth, принадлежавшая двум поколениям его потомков, существует до сих пор, оставаясь популярным брендом на мировом рынке.

Валерий ЯРХО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *