Печка от Нансена
Первые полярники от жажды страдали больше чем от холода
Когда человечество решило взяться за освоение земных полюсов, выяснилось, что там, мягко говоря, совсем не жарко. И совершенно нет воды. Возникла необходимость в простом и экономичном приборе, позволяющем путешественникам-полярникам выжить в этих экстремальных температурных условиях.
С тех пор как люди научились добывать огонь, их жизнь, бесспорно, стала лучше — теперь можно было согреться у костра и приготовить горячую пищу. Затем с той же целью начали делать очаги. Венцом отопительного прогресса стали печки. Их было придумано так много и столь разных, что к началу XX века всем казалось, что эта тема исчерпана до дна.
Исследователь и политик
Новое слово здесь удалось сказать норвежцу Фритьофу Нансену, известному покорителю просторов Севера. Первое свое путешествие в акваторию Ледовитого океана он совершил на тюленебойной шхуне
«Викинг» в 1882 году. Спустя шесть лет пересек Гренландию на лыжах, и наконец, самая знаменитая экспедиция в его научном списке — к Северному полюсу в 1893-1896 годах на шхуне «Фрам», которая достигла берегов Земли Франца-Иосифа. Правда, добраться до самого полюса на собачьих упряжках путешественнику не удалось. Тем не менее Нансен впоследствии принял активное участие в создании фонда для финансирования путешествия своего молодого соотечественника Руаля Амудсена, к сожалению, погибшего во время экспедиции.
В последние годы своей жизни он активно занимался политикой, став одним из инициаторов разрыва унии со Швецией и обретения полной независимости Норвегии. Недолго, но пробыл на посту посланника в Великобритании, после чего полностью посвятил себя работе по линии Лиги Наций, предшественника ООН. Именно он изобрел так называемый нансеновский паспорт, который в качестве удостоверения личности выдавался беженцам, лишившимся своей родины. Например, русским эмигрантам, покинувшим Россию после революции.
Бесспорно, Нансен был выдающимся во многих отношениях человеком. Но… при чем здесь печь, спросите вы?
Как добыть воду?
Ответ на этот вопрос можно найти в его книге «»Фрам» в полярном море».
«Большинство путешествовавших на санях в полярных странах жаловались на «арктическую жажду», которая считается почти неизбежным злом при длительных переездах по снежным пустыням. Она усиливается, если попробовать есть снег… То, что мы ничуть не страдали от жажды, бывшей одним из величайших мучений во многих санных путешествиях, надо в значительной степени приписать нашей замечательной походной кухне. Расходуя минимальное количество горючего, мы могли растопить снег и вскипятить себе столько воды, что по утрам пили ее вволю».
Столкнувшись лично с проблемой, Нансен рассуждал предельно конструктивно: если мне нужно что-то, в природе не существующее, значит, это «что-то» нужно изобрести и сделать. Все просто.
Некоторое время спустя по чертежам Фритьофа Нансена был изготовлен «кухонный аппарат», как назвал свое творение автор. Конструкция состояла из помещенного в центр сосуда для варки пищи, под которым располагалась горелка, и кольцеобразного котла для таяния снега. Горячие продукты горения из горелки поднимались вверх, в пространство между сосудом для варки и кольцеобразным котлом; на последний надевалась плотно пригнанная крышка с отверстием посредине, сквозь которое горячий воздух проходил дальше, под дно другого, поставленного сверху плоского котла для таяния снега. Затем нагретый воздух поворачивал вниз, проходил вдоль наружной стороны кольцеобразного котла, внутри колпака, обнимавшего весь аппарат словно плащом. Здесь он отдавал последние остатки тепла внешней стороне кольцевого котла и затем, уже совершенно охлажденный, выходил из-под нижнего края колпака.
Проще говоря, готовящаяся в центральном котле пища имеет температуру около 100°. Образующийся еще весьма горячий поток газов омывает относительно большую поверхность периферийных сосудов с тающим снегом, температура которых остается до конца его таяния равной 0°. Конструктивно теплообмен между потоком отходящих газов и тающим снегом был решен Нансеном безукоризненно. Охлаждая, таким образом, отходящие газы, он смог максимально использовать тепло, столь нужное для получения воды.
Кстати, для нагревания «кухонного аппарата» в экспедиции использовалась шведская керосиновая горелка, в России ставшая известной как примус.
Леонид ЛУЖКОВ