«Червонцы» братьев Эдер

«Червонцы» братьев Эдер

Фальшивые купюры пользовались большим спросом, чем настоящие

Сегодня очень популярны сувениры в виде различных банкнот, которые ничем не обеспечены и на которые нельзя ничего купить. Но почти 100 лет тому назад подобные банкноты выпускались со смысловым значением — это были цирковые афишки.

Сразу после окончания Гражданской войны в России оставалось огромное количество денег, выпускавшихся различными правительствами. Хождение их было официально прекращено в 1922 году, поэтому купюрам, из-за нехватки в стране бумаги, было найдено новое применение. Керенками и царскими рублями растапливали печи или оклеивали стены вместо обоев. На оборотные стороны деникинских «колокольчиков» наносили трафаретом сетку продуктовых карточек, а отпечатанные на шелке деньги хивинского хана становились подкладкой для тюбетеек.

                                                                                           Приходите в цирк!                                                                                                

Очень скоро цирковые артисты решили, что обесцененные денежные знаки можно использовать как афишки для рекламы своих выступлений. Например, николаевские кредитки, на которых была сделана надпечатка «Подарокъ от И. Поддубного. Рубль за минуту французской борьбы».

Наиболее активно использовали такие афишные листовки артисты «Труппы Московско-Ленинградского госцирков» братья Эдер (Борис Эдер и Стефан Богатков). Сначала они пустили в ход 100-рублевые купюры донского правительства, где было напечатано: «Граждане, все в цирк! Сегодня состоится торжеств. прощальный бенефис воздушных гимнастов бр. С. и Б. Эдер. Обновленная программа, выступают лучшие №№. Сегодня поставл. будет пантомима КИНТО». Борис Эдер впоследствии вспоминал: «Купюры в 100 рублей донские были аннулированы, а мною использованы для рекламы. Пантомима КИНТО исполнялась всей группой, а роль Кинто вел я, как бенефициант во многих городах — Ростове-на-Дону, Армавире, Сочи, Сухуми и Т.Д.».

Спустя пять лет братья Эдер пошли еще дальше, отпечатав имевшие тогда хождение червонцы 1922 года, 10-рублевые купюры, обеспеченные золотом. Те же орнамент, виньетки и шрифт, но, в отличие от настоящих купюр, вместо слов «Государственный банк» и «Банковский билет» значилось: «Государственный цирк» и «Цирковой билет». А текст на листовке, например, отпечатанный во время гастролей в Ижевске, гласил: «Один червонец тому, кто посетит бенефис братьев Эдер, состоящийся 4 января 1927 года. Только сегодня, бр. Эдер исполнят мировой трюк вне конкуренции. Спешите все в цирк».

Клише для печати выполнил артист цирка Феликс Бальжак, оставив места для даты начала представленияи выходных данных, чтобы заполнять их уже при печати в городах, где проходили гастроли.

Идея, ушедшая в народ

Поскольку Борис Эдер не патентовал свое изобретение, идею взяли на вооружение и другие цирковые коллеги-артисты. Например, клоуны Теодор Скороспехов и Виталий Сакелиус обещали на червонце: «Тому, кто не засмеется 1 зол. чистого золота. Масса новостей спешите сегодня видеть все ново оригинально смешно забавно и красиво 1000 секунд безпрерывного смеха смех до слез».

Подобный рекламный трюк использовали и зарубежные артисты. Например, иллюзионист Герман Мел-лини. За основу афишки он взял банковский банкнот достоинством в 300 талеров. В левой стороне суррогата, выполненного на тонкой бумаге голубого цвета, был изображен рисунок, похожий на старые гербы европейских государств. Но венчающую герб корону заменил купол цирка, под ним — подбитая горностаем мантия. Вместо традиционного щита в центре была помещена в полный рост фигура артиста, держащего в вытянутой руке свою голову. Под фигурой расположился текст, выполненный готическим шрифтом на немецком языке: «Сувенир Меллини: 300 талеров тому, кто сто раз посетит представление. Дать не могу я больше злата… Фантастический вечер Германа Меллини. Профессор магики и физики. Виртуоз на губной гармонике. Серьезная жизнь и радостное искусство. Этот билет действителен на все представления, которые Вами будут оплачены».

Меллини был не единственным зарубежным артистом, печатавшим подобные деньги-листовки. Например, «Фатти-миллионер из Таллинна», чей «банкнот» «обеспечивался неограниченным запасом юмора Фатти». А в США иллюзионисты Фред Кэпе и Барри использовали копию доллара, где вместо портретов президентов красовались их собственные портреты.

Сергей УРАНОВ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *