Полет «Елового гуся»

самалет_лодка_samalet_lodka

Полет «Елового гуся»

Почему лучший в мире транспортник оказался никому не нужен?

В истории мировой авиации было немало случаев, когда важное открытие оказывалось несвоевременным, поэтому на время ложилось под сукно. Нечто подобное случилось и с самолетом знаменитого авиатора, бизнесмена и конструктора Говарда Хьюза. Его самолет, способный нести 60 тонн груза и весивший около 180 тонн, оказался невостребованным…

еловый_гусь_elovyj_gus

Говард Хьюз, ставший легендой еще при жизни, все делал с невероятной страстью. Вначале он с необыкновенным азартом занимался производством кино, в результате снял несколько фильмов, ставших каноном голливудской гангстерской драмы и приключенческого боевика. Причинами этого были не только фантастическая работоспособность Хьюза и его невероятное упорство. Дело еще и в том, что он был фантастически богат, тратил на одни лишь спецэффекты столько, сколько другие на создание всего фильма.

Но в 1932 году Хьюз, к тому времени не только успешный режиссер, но и опытный летчик, основал в Глендейле, штат Калифорния, авиакомпанию Hughes Aircraft. Несколько лет спустя он перебазировал ее в Калвер-Сити, где она выросла в одну из самых прибыльных компаний по производству самолетов в мире. Уже к концу 1930-х годов он вышел на рынок коммерческой авиации, и осенью 1939-го начал проектировать новые виды военных самолетов на случай участия Соединенных Штатов в войне. Среди них были удивительные машины. Например, знаменитый «Еловый Гусь».

Назло подлодкам

В начальный период Второй мировой войны союзники не сразу осознали опасность немецких подводных лодок. Опыт Первой мировой войны был забыт. И самалет_лодка_samalet_lodkaэто повлекло за собой катастроические потери в торговом флоте. Если в 1939-1940 годах количество потопленных немцами судов не выходило за рамки приемлемых норм потерь, то в 1941-1942 годах Kriegsmarine устроили в Атлантике настоящий террор. Положение удалось стабилизировать только к концу 1942 года. Для этого торговое судно должно было пересекать океан только в сопровождении кораблей прикрытия. Но даже при такой страховке угроза со стороны подводных лодок оставалась. В такой ситуации был найден вполне предсказуемый вариант -грузы можно перебрасывать не только по воде, но и по воздуху. Главная проблема состояла лишь в том, что на тот момент никто не имел самолета с достаточной грузоподъемностью.

Говард Хьюз решил эту проблему устранить. Он предложил правительству проект самолета с размахом крыльев почти 100 метров — невиданных по тем временам размеров. Кроме того, самолет мог перевозить около 60 тонн груза и 700 солдат. Чтобы нести такую тяжесть, Хьюз предложил поставить в крылья 8 двигателей. Властям США идея понравилась, и они выделили на постройку самолета 13 миллионов долларов — гигантскую по тем временам сумму. Но одним из условий правительства была дешевизна материалов — в создании самолета нельзя было использовать дорогой алюминий, поэтому Хьюз решил использовать дерево.

Точнее, клееную березу. Поэтому будущий самолет, вначале получивший обозначение НК-1 Hercules, впоследствии назвали «летающим лесным складом», а потом и «Еловым Гусем». Под этим именем он и вошел в историю.

С неба — в музей

Проект был разработан довольно быстро, но строительство началось только в 1943 году. По мере его продвижения денег требовалось все больше, правительству пришлось добавить еще 10 миллионов. Потом Хьюз вложил в него еще собственные 18 миллионов. Так что игрушка получилась дорогостоящей. Так как Хьюз часто отвлекался на суды, которые преследовали его со всех сторон, машина была построена лишь в 1947 году. К этому моменту необходимость такого аппарата уже исчезла — война закончилась, можно было без всяких проблем доставлять грузы по Атлантике. Кроме того, пугала и дороговизна этого летающего монстра.

И все же Хьюз во всем хотел идти до конца. 2 ноября 1947 года самолет поднялся в небо. За штурвалом сидел Хьюз.

«Еловый Гусь» совершил небольшой полет на высоте 21 метр, преодолев по воздуху два километра вдоль побережья Лос-Анджелеса. На этом его история практически подошла к концу. Он поднялся в небо как исполин, способный приблизить будущее, а приземлился в качестве музейного образца. А ведь размер этого самолета в семь раз превосходил самые больше машины того времени, к 8-поршневым двигателям можно было добраться по специальным проходам, проложенным в гигантских крыльях. Кроме того, в самолете было предусмотрено множество технических новинок, управлять им мог экипаж всего лишь из трех человек!

Но такая дорогостоящая и большая «летающая лодка» оказалась на тот момент никому не нужной. Размах крыла 98 метров оставался рекордным до 31 мая 2017 года (почти 70 лет) — до появления двухфюзеляжного транспортного самолета Stratolaunch с размахом крыльев 117 метров.

В настоящее время «Еловый Гусь» находится в музее авиации, его ежегодно посещают порядка 300 тысяч человек. Так что, вероятно, он уже давно «отбил» затраченные на него средства.

Егор ШВАРЦ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *