Афера леди Митчелл

Афера леди Митчелл

Кто написал «Унесенных ветром»?

Роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» завершил плеяду великих классических романов. И самое удивительное, что произведение о любви и войне написал не литературный «зубр», знающий толк и в том, и в другом, а тихая, закрытая, незаметная женщина, которой в момент написания было совсем немного лет.

Или же это эпическое полотно создала не она?

Легенда о создании «Унесенных ветром» гласит: однажды Маргарет заболела, и ее муж Джон Марш, уставший носить ей книги из библиотеки, сказал: «Лучше-ка напиши роман, который сама хотела бы прочесть». Маргарет подумала, села и написала.

Верите ли вы в эту сказку? Вот и многие литературоведы не поверили. И самый главный их довод: каким образом никому не известная дамочка вдруг сумела такое написать? Ведь роман такой силы и сложности требует длительной подготовки, выработки собственного стиля и языка. А Маргарет ни до, ни после «Унесенных ветром» больше ничего не написала. Да и все подготовительные материалы к этому роману, все черновики ее муж после смерти писательницы сжег. Это была ее последняя воля.

И зачем ей это понадобилось?

Раз и в дамках

Маргарет Митчелл родилась на юге Америки, в штате Джорджия, в 1900 году. Ее предки по одной линии были ирландцами, по другой — французами.

Отец Маргарет, владелец юридической конторы, был председателем местного исторического общества. И нередко услышанные от кого-то истории он пересказывал дома. А впечатлительная дочь все впитывала в себя как губка. И постепенно множество эпизодов великой гражданской войны стали для Маргарет чем-то вроде семейного предания.

После окончания престижного женского Смитского колледжа в штате Массачусетс Маргарет вернулась в Атланту (столица Джорджии), а в 1922 году пришла на работу в газету «Атланта джорнал» в качестве репортера. Фактически это был единственный литературный опыт Маргарет (если, конечно, считать, что журналистика имеет сходство с литературой). Потом она неудачно вышла замуж, развелась, а в 1925 году снова вышла замуж за своего старого знакомого Джона Марша.

Получив травму лодыжки, она ушла из журнала и стала домохозяйкой. Вот тут-то и проснулся литературный дар. В течение 10 лет Маргарет писала роман, о котором никто не знал, кроме мужа.

Когда роман появился в печати, в один день было продано около 50 тысяч экземпляров. А за год роман переиздали 31 раз! Так Маргарет Митчелл повторила судьбу сказочной Золушки — она практически мгновенно из никому не известной домохозяйки запрыгнула на пьедестал великих романистов. Туда, где уже возвышались Сервантес, Диккенс, Толстой, Гюго, Твен. Да может ли такое быть?

Автора! Автора!

Разговоры о том, что Митчелл не могла изваять такую «глыбу», начались сразу после публикации. И тут бы писательнице, женщине твердых принципов и жесткого характера, взять и предъявить имеющиеся доказательства — рукописи, варианты, отрывки. Но Маргарет ничего этого не сделала. А когда после ее трагической смерти выяснилось, что муж, согласно завещанию, все сжег, подозрения усилились.

Начались поиски кандидатов на роль «теневого гения». Первым делом примерили туда ее супруга Джона Марша. Он тоже был человеком литературно одаренным, работал редактором в газете, что-то писал и, создав шедевр, мог вполне отдать его жене по вполне прозаическим причинам — роман по большей части оказался «дамским». Поэтому автору-мужчине пришлось бы ох как несладко -его бы заклевали, тем более что в те годы американское общество было весьма патриархальным. А женщина-автор выглядела более сенсационно. А раз так, то и продавать книгу легче.

Еще одним кандидатом на роль автора был отец Маргарет — Юджин. Это был хорошо образованный, умный и одаренный человек. Юджин хотел стать писателем, но что-то помешало. Возможно, Маргарет после смерти отца нашла рукопись его романа.

Они с Маршем его доделали. И отсюда такое нежелание посвящать посторонних в творческую кухню.

Еще один кандидат — выдающийся американский писатель, лауреат Пулитцеровской премии Эптон Синклер. Этот писатель за свою жизнь создал гигантское количество произведений. При этом он писал в разных стилях: производственные драмы, романы, разоблачительные эссе, публицистику. Он был одним из столпов жанра, получившего название «разгребатели грязи», — они изобличали язвы современного общества. Так что Синклер вполне мог отдать свой роман, написанный в несвойственном ему стиле, неизвестной дамочке. Слава его не грела, его и так знала вся Америка. А вот деньги, наверное, пригодились. Впрочем, не исключено, что Митчелл передала Синклеру роман отца и попросила довести до ума. Писатель сделал свое дело, получил гонорар и умыл руки.

Как было на самом деле, нам, наверное, уже никогда не узнать. 16 августа 1949 года писательницу сбил автомобиль, за рулем которого сидел пьяный водитель.

Спустя пять дней Митчелл умерла, унеся свою тайну в могилу.

Игорь РОДИОНОВ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *