Гелон Геродота

гелон_герадота

Гелон Геродота

На притоках Днепра процветал город древних греков

О будинах — древнем народе, обитавшем севернее савроматов, живших за рекой Танаисом, то есть Доном, — впервые рассказал в V веке до нашей эры «отец истории» Геродот. О них он узнал, вероятно, во время своего пребывания в причерноморской греческой колонии Ольвии, жители которой вели товарообмен с кочевыми народами.

Места обитания будинов приходились на среднее течение Днепра (древнего Борисфена).

По словам Геродота, бу-дины были многочисленны, голубоглазы, рыжеволосы и вели кочевой образ жизни. К числу основных занятий — этих людей относились охота и рыболовство.

гелон_герадота

Деревянный Дионис

«Вся земля их, — пишет Геродот, — покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров… Мехом этих зверей будины оторачивают свои шубы…» На землях будинов, предположительно в VII веке до нашей эры, стали селиться земледельцы. Но вот что удивительно — ими были эллины, изгнанные (вероятно, скифами) из некоторых приморских колоний. Источник, поведавший о них Геродоту, именовал их гелонами, а сам древний историк указывает: гелоны — «изначально суть эллины». Говорили они на языке отчасти скифском, отчасти эллинском (древнегреческом). По внешнему виду и цвету кожи гелоны совсем не были похожи на будинов.

Гелоны разбили свои огороды на возвышенности у реки, а территорию обнесли стеной. Стены были высокие и сооруженные из бревен. Дома, стоявшие под защитой этих стен, также были деревянными. Строительного камня не хватало, и поэтому даже храмы эллинских богов, украшенные по-эллински, были не мраморными, а деревянными, в том числе статуя Диониса, в честь которого каждые три года гелоны устраивали празднества, впадая, как положено, в вакхическое исступление.

Свой город греки назвали Гелоном, ибо его жители почитали Гелона — одного из сыновей Геракла, матерью которого была Ехидна — женщина-змея. Так что наверняка главным святилищем в городе был храм в честь эпонима, то есть прародителя «лесных» греков.

Любопытно, что в «Истории» Геродота сообщений о конкретных поселениях очень мало. Что касается территории Восточной Европы, расположенной к северу от побережья Черного и Азовского морей, он упоминает лишь один город — Гелон в стране будинов. Скорее всего, осведомитель Геродота сам побывал в этом городе, поразившем его прежде всего своими деревянными строениями и размерами. Такие постройки, видимо, были необычны для грека «с побережья», а размеры Гелона показывают, что это было далеко не рядовое поселение, даже по сравнению со многими городами античного мира. Геродот сообщает: «Каждая сторона городской стены длиной в 30 стадий». Ее смело можно было сопоставить даже с размерами грандиозных укреплений Афин.

К сожалению, кроме Геродота, никто и никогда из древних авторов не рассказывал в своих сочинениях ни о будинах, ни о гелонах, и эти народы, казалось, должны были исчезнуть из исторической памяти без остатков материальных следов.

Вельское городище?

В 1980 году профессор Харьковского государственного университета Борис Шрамко впервые обратил внимание на огромное городище скифского времени, которое уже было в поле зрения ученых. Расположенное на возвышенности в междуречье Ворсклы (левого притока Днепра) и речки Сухая Грунь у села Бельск в Полтавской области, оно таило в себе обломки старинной керамики, а то и какие-то сказочные мечи. А однажды при земляных работах нашли красивый бронзовый котел с ручками в виде козлов.

Раскопки показали, что свыше 2,5 тысячи лет назад в районе нынешнего села Вельска находился «геродо-товский» город Гелон. Изучение уникального памятника далекой эпохи позволило воссоздать картину жизни, быта и устройства обороны древнего поселения. Оказалось, что Бельское городище по своим размерам и функциям сравнимо с древнегреческими городами античной эпохи — более 10 тысяч квадратных метров городской площади раскопали археологи.

Профессор Шрамко установил, что древнее городище было обнесено высокими земляными валами, над которыми возвышались мощные оборонительные стены, сооруженные из дерева. По внешнему виду они напоминали палисады крепостей Древней Руси. К деревянным стенам примыкали помещения для стражи, казематы. Входы охранялись надврат-ными башнями на каменных основаниях.

Внутри крепости археологи расчистили остатки домов, срубленных из дерева, хозяйственные и производственные помещения: мастерские, погреба, хлева для скота, ямы для хранения зерна. Были найдены кузница с большой каменной наковальней, различные инструменты и кузнечные изделия от простых ножей до серпов, топоров и мечей.

Неоднократные перестройки, следы пожарищ и ремонтных работ говорят о том, что жизнь аборигенов Бельского городища не была спокойной и беззаботной. Они не раз подвергались нападениям врагов. Будины вместе с другими соседними племенами участвовали в войне против Дария I, вторгшегося в пределы Скифии в VI веке до нашей эры.

В случае военной опасности за стенами города укрывались жители близлежащих земледельческих общин. Из них формировались многочисленные отряды, обеспечивавшие дополнительную защиту огромной оборонительной линии. Ведь общая длина бельских укреплений составляла свыше 25 километров! Городище было обнесено крепостным рвом шириной до пяти с половиной метров и такой же глубиной.

В мирное время Гелон был крупнейшим на юге Восточной Европы политическим, ремесленным, торговым и культурным центром. Судя по обилию обломков греческих амфор и богатых чернолаковых античных сосудов, находкам изделий из стекла, его население поддерживало тесные торговые контакты с причерноморскими греческими колониями уже с конца VII — начала VI веков до нашей эры. Из Гелона, в первую очередь в Ольвию, везли хлеб, а взамен получали амфоры с вином и маслом, а также предметы роскоши -золотые украшения, изделия из бронзы. Пристань и торговые склады находились на берегу Ворсклы — здесь был найден склад античных амфор.

К сожалению, остается неопределенным вопрос о том, каким образом эллины, которые, по словам Геродота, бежали от притеснений из причерноморских колоний, собрались в одном месте, в землях будинов, расположенных довольно побережья. Как они, в отсутствие дорог, достигали этих мест, покрытых в те времена дремучими лесами?

Чуть меньше Москвы XX века

Убедительным свидетельством в пользу отождествления Бельского городища с геродотовым Ге-лоном является совпадение их размеров. Крепостная стена Гелона имела с каждой стороны длину в 30 стадий. Если мерить греческим стадием, равным 210 метрам, то общая длина стен должна составлять 25 200 метров. В своем капитальном историческом труде «Геродотова Скифия» академик Борис Рыбаков приводит любопытную деталь: Бельское городище лишь немногим уступало по площади Москве начала XX века.

Академик Рыбаков, досконально изучив языческое прошлое Руси, утверждает, что будины археологически соответствуют праславян-ским народам юхновской культуры. В VIII-VII веках до нашей эры они проникли на Ворсклу, где найдены характерные для них погребения. Бельское городище, по его мнению, возникло еще в до-скифское время и просуществовало до конца IV века до нашей эры. В нем проживало от 60 до 80 тысяч человек. Жителями, конечно, были не только эллины, но и скифы, и будины, и выходцы из соседних земель.

Так, в начале XX столетия на противоположном, правом берегу Днепра, археологи вскрыли другое, не меньшее по размерам городище — Трахтемировское. Городище, расположенное в излучине Днепра (там, где когда-то были знаменитые пороги), защищала мощная система земляных валов длиной 40 километров, а протяженность собственно городской черты равнялась 3,5 километра. С большой степенью вероятности его жители были сколотами, то есть славянским племенем. Но, как пишет Борис Рыбаков, «сущность Трахтемиров-ского городища выяснится в дальнейшем, в процессе будущих раскопок».

Ирина СТРЕКАЛОВА      

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *