Исчезнувшие Цивилизации

Народ кайтаги

Под железной пятою

Дагестан — самая многонациональная республика в составе современной России. В истории многочисленных народов, населяющих ее, отразились многие великие события, потрясавшие Среднюю Азию столетия тому назад. Народ, обладающий одной из самых сложных и трагических судеб, — кайтаги.

С древности на территории Дагестана живет народ, который называет себя кайтагами (кайтагцами). Точнее, варианты их самоназвания звучат более замысловато: дарг хайдакьанти, таб хай-дакьланти, кум хайдакълар, а то и лезги жьюгьяр. Считается, что сегодня кайтагов насчитывается чуть больше 25 тысяч человек. При этом, хотя все они именуют себя кайтагами и официально существует так называемый кайтагский язык

(разновидность даргинского), но дарг хайдакьанти говорят на литературном даргинском языке, таб хайдакьланти — на табасарангском, кум хайдакълар — на кумыкском, а лезги жьюгьяр — на — лезгинском. Один из османских путешественников XVII века считал, что язык у них монгольский, и вообще все они монголы турецкого происхождения, которые мигрировали на Кавказ из тогдашней Персии. Двумя веками позже известный ученый Василий Бартольд писал, что на Кавказе не осталось ни одного кайтага, все они вымерли. Так что же это за народ?

Вечный бой

В V веке в Дагестане образовалось Кайтагское (или Хайдакское) уцмийство. Что означает титул «уцмий», т.е. правитель Кайтага, никто не берется перевести адекватно. Одни считают, что название произошло от турецкого слова «именитый, родовитый». Другие — что от даргинского слова «брат». Третьи — что так трансформировалось арабское слово «усама» — «лев».

Как бы то ни было, заселившие Дагестан племена образовали свое «уцмийство», в котором власть переходила к старшему в роду. Какова была национальность первых кайтагов, к какому племени они принадлежали — неизвестно. Некоторые историки соотносят кайтагов с даргинцами, хотя никаких доказательств их идентичности не существует.

В начале нашей эры этот регион входил в состав Кавказской Албании с очень пестрым национальным составом, В III столетии сюда двинулись таты — переселенцы из сасанидского Ирана. Веком позже — вторглись племена гуннов. Соседи-армяне даже называли местность выше Дербента «страной гуннов».

Гунны подчинили себе дагестанские племена — алан, куртаргар, авар, хасар и мн. др. Однако ни кайтагов, ни даргинцев в этом перечне средневековые источники не упоминают. Единое государство гуннов в Дагестане не сложилось, весь он состоял из множества мелких владений -Дербент, ЛакзДабасаран и мн. др. Был среди них и Хайдак (Кайтаг). Кроме гуннов, сави-ров и кавказских народов в этот этнический «котел» влились также болгары, авчоры и пр.

Владения Хайдака располагались в среднем течении реки Уллучай и входили в состав Хазарского каганата. Жители Хайдака вместе с хазарами сопротивлялись власти Сасанидов (иранский правитель назначал своих ставлен-

ников на должность малика Хайдака). А с VII века у них появился новый враг — принявшие ислам арабы.

Три религии

Арабские полководцы то и дело устраивали набеги на Хайдак и возвращались с богатой добычей — скотом, золотом, рабами. Один из этих полководцев по имени Абу-Муслим полностью подчинил себе жителей Хайдака, обратил их в ислам и заставил платить дань — харадж. Вообще, в ходе своей грандиозной военной экспедиции Абу-Муслим покорил 70 разных народов.

Арабские хронисты, рассказывая об этом победоносном походе на неверных, писали, что в числе прочих храбрых воинов противника они казнили и правителя хайдаков, которого именовали Газанфар ал-Гаррар, т.е. «пожирающий лев». А на его место посадили своего эмира. Но он продержался всего год — покоренные кайтаги восстали.

Пришлось снова посылать арабское войско, назначать нового правителя Хайдака и казнить всех, кто проявил нелояльность. В том числе и предводителя кайтагов из города Жалаги — Казанапа (Казанпара), который, как отмечали современники, был человеком очень жестоким и очень храбрым. Но и этот поход на Хайдак был не последним.

Жители этого края совершенно не желали жить под иноземным владычеством. Арабам приходилось постоянно посылать на них своих воинов. В процессе этих бесконечных войн сложилась очень интересная ситуация: в стране кайтагов одновремен но сосуществовали три религии: иудаизм (поскольку это была вера хазар, в Хайдаке имелись целые села, где жили горские евреи), христианство и ислам. В X веке один из правителей Хайдака исповедовал все веры. В пятницу он молился вместе с мусульманами, в субботу — с евреями, а в воскресенье — с христианами.

Интересно, что после разгрома и падения Хазарского каганата, в кайтагский город Кахтан мигрировали 3 тысячи хазарских семей, которые прежде проживали в Итиле.

В XI веке власть кайтагского уцмия распространилась на соседние даргинские села. С ! тех пор Хайдак стал все чаще -азываться Хайдак-Дарго или Уцми-Дарго. Это наводит на мысль, что ведущую роль в кайтагском обществе стали играть этнические даргинцы.

Суровый хромец

В XI-XII веке кайтаги столкнулись с новыми недобрыми северными соседями — половцами. Если с арабами они как-то успели примириться, то половецкие набеги были настоящей бедой. Однако их целью было не завоевание земель, а лишь обыкновенный грабеж.

А в XIII веке Хайдак попал под власть монголов. И противиться этой власти уже не * смог. Уцмий быстро понял, что сопротивляться новому мощному врагу опасно и бессмысленно. Он выбрал меньшее из зол — подчинился и стал хорошим вассалом. Если сначала вера новых завоевателей могла еще вызывать негативные ассоциации (монголы частично были язычниками), то после официального принятия ханами Золотой Орды ислама исчезла последняя преграда.

Но поддержка ханов выходила кайтагам боком. Они послушно участвовали в походах, гибли в боях. А если выказывали хоть какое-то своеволие, на земли Хайдака врывались монгольские карательные отряды.

Еще более тяжелым стало положение Хайдака, когда наступило время нового великого завоевателя степей -Тимура (Тамерлана). Охотясь за своим приемным сыном, неудачливым ханом Золотой Орды Тохтамышем, с которым уцмий был в большой дружбе, Тимур прокатился разрушительным смерчем по всему Хайдаку. Биографы великого хромца отмечали: хорошо, если спасся один из тысячи.

Чтобы спасти собственную жизнь, уцмий поддержал карательные походы Тимур и систематические казни. Разумеется, народ кайтагов такого к себе пренебрежения не вынес. Уцмия выгнали из столицы — города Уркараха, а часть земель отложилась. Бывшему правителю пришлось бежать в городок Маджалис, где он чувствовал себя под ханской защитой. Оттуда он и управлял, если подданные соглашались подчиниться. Последующие уцмии больше таких ошибок не совершали. Поэтому им удалось присоединить лезгинские и кумыкские земли.

Тимур значительно проредил население Хайдага. Возросло количество межнациональных браков, народ получил сильное вливание тюркской и монгольской крови. В результате этого упомянутый выше османский путешественник и увидел вокруг себя сплошь монголоидные лица. Таковы были кайтаги в XVII веке.

Осталось только имя?

С XVIII века Хайдак оказался в орбите русского влияния, а в 1813 году вошел в состав России. Русское правительство ликвидировало Кайтагское уцмийство, а само оно вошло в Кайтаго-Табаса-рангский округ Дагестана.

Население занималось сельским хозяйством, скотоводством, ремеслом, торговлей. Первая интеллигенция среди тех, кто считался кай-тагами, появилась только в начале XX века. К тому времени кайтагами называли себя около 14 тысяч человек. И все они говорили на разных диалектах даргинского языка, которые именовались кайтагским. Кайтаги, веками жившие среди даргинцев, использовали дарг; жившие среди кумыков — кум; соседствующие с табасарангами — таб; с лезгинами — лезги. Друг друга, если общались на диалекте, они понимали с трудом. Поэтому предпочитали литературный даргинский язык.

В культурном отношении кайтаги ничем не отличались от соседей: они жили в таких же домах, носили такую же одежду, рассказывали сходные сказания, готовили похожие блюда, отмечали одни и те же праздники, молились одному богу — Аллаху.

Недаром кайтагов стали считать ближайшими родственниками даргинцев, кумыков, табасарангов или лезгин. Все очень просто: современные кайтаги — потомки этих народов. Крови настоящих кайтагов у них практически не осталось.

Такова память о завоеваниях Тимура.

Михаил РОМАШКО

6 thoughts on “Народ кайтаги

  1. Чушь собачья!

    Кайтаги это одно из родо-племенных обществ Даргинцев!
    Как по языку, так и генетике!

    Другое дело «равнинные Кайтаги». Это тюркские племена, подвластные Кайтагам (Даргинцам)

    А как же Хайландуры, которых севернее Дербента указывал армянский историк Элише. Имя гуннов историки использовали как нарицательное, называя так всех варваров.

    Элише называет их кавказскими гуннами, но уточняет их самоназвание — хайландуры (хайдакланы по даргински)

    1. И ты несешь чушь собачью. Что значит равниные кайтаги тюркские племена подвластные даргинцам? Ты хъяхба пойди к ним и скажи это в лицо. Сначала они фактами опровергнут твои слова, после воткнут тебе в одно место за такое оскорбление

      1. Долбоящер, там написано «тюркские племена», а не Кумыки.
        Кумыки в Уцмийстве как раз после Тамерлана стали расселяться, в том числе в Башлыкенте, Янгикенте, Утамыше и Каякенте. После 1500 годов когда Турция и Персия соперничали за территорию Дагестана (Шамхальства) Кумыки окончательно закрепились в Тарках, хотя изначально были расселены в междуречье Терека и Сулака.
        Даже в советские годы Даргинцы ещё жили в Башлыкенте. Можешь поднять перепись. Уже к развалу СССР в 1991г. Даргинцы в нижнем Кайтаге в селениях Башлыкентеи, Янгикент, Уцумикент тюркизировались.
        Кумыки это не однородная нация, как бы ты этого не хотел. В нижнем Кайтаге только Башлыкентеи был узденьским селом, все остальное тюркское население это были раяты уцмиев Кайтага. А верхний Кайтаг целиком состоял из узденьских селений.
        В истории нижнего Кайтага есть момент, когда после разгрома и падения Хазарского каганата, в кайтагский город Кахтан мигрировали 3 тысячи хазарских семей из города Итиль, и все они были тюркоязычные.
        В нижнем Кайтаге собственно Кумыкам принадлежат селения: Алхаджакент, Джаванкент, Капкайкент, Утамыш. Во всех остальных жили помимо самих Кумыков (Кимаков) и Даргинцы.
        А территории Кайтагского Уцмийства принадлежали Даргинцам. Сами уцмии тоже были Даргинцы.
        Иоганн Густав Гербер пишет:
        «Как скоро родился у усмея сын, то посылают его в наибольшую деревню сей земли, где все женщины по-порядку принимают его к грудям своим. И ежели (если) в оной (этой) деревне всех по ряду обойдут, то взять (берут) в другую и так по всей земле, пока младенец не отвыкнет». Данный адат согласно историку Расул Магомедову был только у Даргинцев, вот что он пишет об этом:»Мы этого не встречаем ни у Лаков , ни у Аварцев. Если два признака (короноции с головным убором) признания уцмия в Кайтаге сходствовали с кумыкскими обычаями (в шамхальстве), то совершенно не найти нам у Кумыков чего либо напоминавшего описанную выше церемонию с новорождённым ребенком».
        Так что и уцмии и само Кайтагское Уцмийство издревле принадлежит Даргинцам. Каякентский и Карабудахкетский район тоже наши территории, и рано или поздно мы их себе вернём. А вам лучше угомониться.

        1. Очень интересная история . С каких источников ?? Хотелось бы почитать

  2. И ты несешь чушь собачью. Что значит равниные кайтаги тюркские племена подвластные даргинцам? Ты хъяхба пойди к ним и скажи это в лицо. Сначала они фактами опровергнут твои слова, после воткнут тебе в одно место за такое оскорбление

  3. Я вот первый раз от тебя слышу что мы кумыки были когда то подвласные даргинцам)) даже смешно становится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *