Город черных мастеров

Город черных мастеров

Культуру народа йоруба создали атланты?

С незапамятных времен побережье Верхней Гвинеи — от Берега Слоновой Кости до устья Нигера — населяли многочисленные народы, относящиеся к бенуэ-конголезской языковой семье. Особо примечательна историческая роль народности йоруба, предки которых основали город-государство Бенин и уже в Средние века умели создавать шедевры прикладного искусства, которые и в наши дни вызывают восхищение.

О средневековой истории Бенина известно очень немногое. Слишком мало письменных источников дошло до нас, и относятся они все уже к XV веку. В основном это записки голландских и португальских путешественников.

Свидетельствуют путешественники и археологи…

В 1486 году Аффонсу ди Авейру по приказу португальского короля предпринял исследовательскую и торговую экспедицию ко двору правителя Бенина — обы. Согласно воспоминаниям Аффонсу, он увидел большие корабли, вмещавшие около 100 человек. Его и других европейцев изумляли размеры и красота столицы, богатство жителей, расцвет не только торговли, но и ремесел, искусства. Ди Авейру был поражен и пышным придворным церемониалом при дворе обы. Другой автор, побывавший в этой стране во второй половине XVI века и подписавшийся инициалами Д.Р. в своем «Описании королевства Бенин», так изображает столицу средневекового африканского государства: «…

Дома в этом городе стоят в большом порядке и построены один возле другого, так же, как дома в Голландии. В дома, в которых живут важные люди, знать или другие, надо подыматься на две-три ступени. Они имеют спереди галерею, где можно укрыться в дождь… Каждое утро галерею подметают рабы». А голландский географ Олферт Даппер, побывавший здесь в XVII столетии, отметил в своих записках, что дворец правителя Бенина имел четкую форму квадрата и размерами не уступал тогдашнему голландскому городу Харлему. Столица была обнесена прочной стеной с воротами.

В 1897 году сюда прибыл немецкий ученый Лео Фро-бениус, утверждавший, что йоруба являются прямыми потомками атлантов, и именно здесь следует искать следы исчезнувшей Атлантиды. К сожалению, к его приезду никаких признаков пребывания здесь атлантов не сохранилось, более того — Фробени-ус обнаружил, что англичане успели не только разграбить дворцы, но и вывезти почти все ценнейшие украшения из бронзы. В 1938-1939 годах в стране йоруба были проведены и археологические раскопки. Ученые откопали дворец правителя. Были обнаружены коллекции и отдельные предметы из латуни и бронзы. Археологи были поражены резными работами из слоновой кости. Все эти находки не только привлекли к себе внимание, но вызвали множество предположений и гипотез. Стены дворца правителя Бенина были украшены бронзовыми рельефами и изображениями знатных людей, священнослужителей, священных животных, военачальников, богов. Бронзовые фигуры и головы членов царской фамилии, стилизованные изображения животных, в том числе змеи и петуха, были выполнены методом высококачественного литья и, по-видимому, служили культовыми предметами и украшали алтарь предков во дворце обы.

Искусство и ремесла процветали

В Бенине в сельских общинах объединялись в касты литейщики и резчики. Все, что они изготовляли, должно было прославлять богатство и могущество правителя, его предков. В основном эти мастера работали с терракотой, глиной, деревом. К сожалению, все это были недолговечные материалы, и очень многое из творений «крестьянских» искусников до нас не дошло. А вот при дворе самого обы трудились мастера, создававшие свои шедевры уже из слоновой кости и бронзы. Многих исследователей поразило то, что стилизованные портретные изображения доведены почти до совершенства. В них явно подчеркнуты типические черты, а индивидуальные особенности — одежда, раскраска тела, головные украшения и драгоценности — играют второстепенную роль, даже если они говорят о социальном положении. Всего этого местные литейщики и резчики добивались, потому что уже тогда владели искусством особого литья -техникой «утерянного воска».

Конечно, все эти богато украшенные изделия с трудом поддаются датировке. Но современные исследователи с помощью химико-физических методов сумели установить время их создания — XIII-XVII века.

Если верить преданию, то технику бронзового литья Бенин позаимствовал у города Ифе, считавшегося религиозным центром йоруба. Якобы в середине XIII века правитель Бенина Огуола и пригласил из Ифе мастеров. На самом деле некоторые произведения искусства, выполненные мастерами Бенина, относятся к более раннему периоду. Следует отметить, что металлы, используемые для бронзового литья, в том числе медь, в Бенине не добывали. Возможно, их завозили из Южной Сахары и Северной Африки. Большинство исследователей единодушно отмечают, что по совершенству технического исполнения, по тщательности художественной обработки и качеству литья изделия бенинских мастеров не уступают произведениям мастеров европейского Ренессанса.

Откуда корни…

Некоторые историки склонны считать, что цивилизация Бенина основана выходцами из Атлантиды. Другие полагают, что Бенин основал в середине XII века правитель Эвека, выходец из Ифе. На территории Бенина некогда проживало племя эдо, родственное народу йоруба. Считается, что голову

каждого умершего обы из Бенина обязательно хоронили в Ифе. Своего расцвета Бенин достиг, когда закончилась борьба за власть между членами царских фамилий. Появилась сложная система титулов, а отсюда и связанные с ними обязанности и права. В первой половине XIII века оба Эведо вводит культ новых правителей, учреждает новые придворные должности и строит… тюрьму. Его преемник возводит укрепленные стены столицы, при нем получает широкое распространение бронзовое литье.

Следует отметить, что имена некоторых правителей Бенина, прославившихся своими военными походами, занесены в хроники. В конце XV века, когда в Бенине появились первые португальцы, оба Озуола уже удачно воевал против народа эгба и заставил их платить дань. Над покоренными территориями он ставил вождями и правителями своих многочисленных сыновей.

По поводу государственного устройства среди историков также существуют различные точки зрения. Большинство склоняется к тому, что для Бенина были характерны черты племенного строя. В сельской местности существовали свободные крестьянские общины, где правили староста и совет старейшин. Община в деревне долгое время оставалась такой же, как и у предков йоруба. Даже каждый городской округ имел отдельного вождя. До распространения в Африке ислама в Ифе, выступавшем как религиозный центр, хранился священный меч. У йоруба был культ предков со множеством богов -целый пантеон. Правители тоже были объектами истового религиозного поклонения. Согласно хронике, города-государства йоруба очень часто враждовали между собой и подчиняли одно другое. Власть оба была ограничена советом сановников. В награду за «доблестную службу» правители Бенина жаловали своим приближенным различные привилегии, статьи дохода и титулы (правда, без права передачи по наследству). В этом обществе доступ к иерархической лестнице был открыт для всех, что надолго задержало возникновение широкого слоя наследственной знати.

Следует отметить, что служилая знать средневекового Бенина поддерживала тесный контакт с родовой аристократией через тайное религиозное общество. Доходы правящей верхушки состояли в основном из податей и трудовых повинностей свободных крестьян, таможенных сборов и налогов с внутренней и внешней торговли, ремесел. И хотя голландские и португальские путешественники уже с XVI-XVII веков упоминают рабов, появление здесь самого института рабства вполне могло быть следствием основания европейских факторий. И если с первым появлением европейцев в Бенине его правители первоначально извлекали какую-то выгоду из некоторых торговых сделок, то с XVI века город-государство Бенин начинает клониться к упадку.

Виктор ЕЛИСЕЕВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *