Стражи севера
Чукчи оказались самым сложным противником для русских казаков!
Покорение Сибири долгое время шло очень бойко. Местные народы соглашались платить царским воеводам такой же ясак, как и прежним захватчикам (татарам). Так было до тех пор, пока российские землепроходцы не подошли к Колыме и Анадырю. Здесь они-то и встретились с чукчами.
Начиная с XV века Московское государство постоянно расширяло свои границы. Причем если в западном направлении дело продвигалось не очень быстро, то прорыв на восток исчислялся тысячами километров. Еще в 1552 году Волга была татарской рекой, и полки Ивана Грозного штурмовали Казань. А уже в 1644 году казак Михаил Стадухин принес в Якутский острог весь о новом народе — «чюкоч».
Похитители оленей
Сами инородцы называли себя ораветлат («люди) или луораветлат («настоящие люди»). Западной границей их территории была река Колыма, южной — река Анадырь.
Делились они на тех, кто жил на берегу океана и ездил на собачьих упряжках (таких называли «анкальын»), и тех, кто выращивал оленей — «чау-чу» («богатый оленями»). Кстати, оленеводством ораветлат начали заниматься незадолго до прихода казаков — до этого они на оленей просто охотились. Их уклад был, по сути, еще первобытным, большинство изделий были каменными или костяными.
Русские землепроходцы шли по следу соболя, попутно облагая местное население данью шкурками пушных животных в пользу московского царя. Нещадное истребление быстро сокращало популяцию пушных зверей. Но добытчиков это не смущало — они двигались дальше, на восток.
Чукчи оказались принципиально новым противником. У них не было ни постоянных городов, ни единого вождя, захватив или убив которого, можно было бы принудить все племя к покорности. Не знакомые с цивилизацией, они еще никому не платили дань, да и не знали, что это такое.
Будучи с детства охотниками, они прекрасно владели копьем и луком. Широкоплечие, крепкого телосложения, они много времени проводили за физическими упражнениями. Согласно записям этнографов, одних «чаучи» тренировали как «бегунов», чтобы те могли целый день бегать со стадом оленей, преодолевая при этом 40 километров и более по заснеженному полю. Других готовили как «борцов», чтобы те, в случае чего, могли отстоять честь стойбища (рода, племени) в единоборстве с представителем другого племени.
Любопытен рассказ, как однажды «научи» отобрали у коряков оленье пастбище. Один корякский силач, чтобы утвердить претензии своего племени на территорию, схватил огромный камень и отнес его на ближайшую сопку (при этом он, правда, надорвался). Каков же был ужас коряков, когда через несколько дней они обнаружили злополучный камень на другой сопке, повыше! После этого коряки признали свое поражение и откочевали к морю.
Впрочем, далеко не всегда трения между племенами удавалось решить миром. Чукчи в буквальном смысле отвоевывали свое место под солнцем. По некоторым данным, за почти 50 лет, с 1725 по 1773 год, чукчам удалось отбить у коряков около 240 тысяч оленей (правда, о том, сколько коряки отбили оленей у чукчей за тот же период, статистических данных нет).
Вся жизнь чукчей проходила в охоте или в походах. Зимой на санях — на коряков и юкагиров. Летом на байдарах — против американских эскимосов. В своих морских рейдах они добирались до берегов современной Канады. Кстати, последняя чукотско-эскимосская война случилась аж в 1947 году, и победу в ней одержали чукчи! Что касается коряков, то говорят, что отряд московские казаки, «чаучи» и им дали бой.
Копья против ружей
До поры до времени россияне и чукчи обменивались набегами. Но в 1727 году, когда Россия уже стала империей, с «немирными чюкочами» было велено разобраться по-настоящему. Сенат по этому случаю даже выпустил распоряжение: «…а ко обладанию таких народов и земель следующие причины: 1. Что те земли прилегли к российскому владению и не подвластные…; 2. Для прибыли государственной, понеже в тех местех соболь и протчей зверь родитца…; 3. Для познания по восточному морю морского ходу, от которого может впредь воспоследовать комерция с Японною или Китайскою Кореею…; 4. Наипаче для предбудущей заимки, пока нихто других земель, а особливо от китайской стороны, яко Сибирью пограничной, в те новосысканные земли не ступили…»
Базой для последующего наступления на чукчей был выбран Анадырский острог. Во главе военной экспедиции были поставлены якутский казачий голова Афанасий Шестаков и драгунский капитан Дмитрий Павлуцкий. Под их началом было 400 солдат и казаков (не считая «ясачных людей»). Но с началом экспедиции российскую сторону преследовали неудачи. Сначала
Шестаков и Павлуцкий разругались по поводу полномочий, в результате чего разделились и начали действовать самостоятельно. 14 марта 1730 года на реке Егаче отряд Шестакова (20 казаков и 113 ясачных якутов, тунгусов и коряков) был разбит 2 тысячами чукчей (по версии проигравших). В жарком бою погибли 10 казаков и 18 ясачных людей, остальные бежали. Сам Шестаков был тяжело ранен стрелой в горло, а затем убит.
Павлуцкий провел несколько карательных походов на Чукотский полуостров, но привести чукчей к подданству так и не сумел. А потом случился погром. Чукчи угнали у коряков табун оленей, в котором были и олени, принадлежавшие Анадырскому гарнизону. Павлуцкий лично, с отрядом около 100 человек, бросился в погоню. Но, похоже, это была ловушка. 14 марта 1747 года (ровно через 17 лет после гибели отряда Шестакова!) у устья реки Орловой Павлуцкий наткнулся на войско численностью около 500 человек. Он атаковал их, но после ружейного залпа чукчи не бросились врассыпную, а пошли на россиян в копейную атаку.
«Пошли неприятели чукчи на копьях, также и они насупротив их, неприятелей чюкоч, пошли на копьях же и бились с ними не малое время». В итоге погибли сам майор Павлуцкий, 40 казаков и 11 коряков. 13 казаков и 15 коряков получили ранения, один казак попал в плен. Победителям удалось захватить часть обоза отряда Павлуцкого, в том числе одну железную пушку и знамя. Чукчи потом рассказывали, что «наши нежданно напали, победили, всех перерезали, только начальника живым взяли мучить…» Но это только предание. Фактически им досталась лишь кольчуга убитого, которая долгое время хранилась как реликвия. Лишь в 1870 году чукотский старшина, которому она досталась от деда, подарил ее колымскому исправнику барону Майделю. С 1748 по 1755 год россияне еще трижды ходили в поход на «чукоч», но те умело избегали решающих сражений. Стало понятно, что военной рукой их не усмирить.
Упраздненный острог
В 1760 году анадырским начальником стал подполковник Фридрих Христиа-нович Плениснер. Тот своим немецким умом прикинул и предложил сибирскому губернатору вообще упразднить Анадырскую партию. По расчетам Плениснера, на ее содержание за время существования было израсходовано 1 381 007,49 рубля, а ясачного и других сборов за тот же период получено всего 29 152,54 рубля. При этом чукчи не только не были усмирены, но и конфронтация с ними только усилилась.
К 1771 году Анадырский острог был ликвидирован. Гарнизон перевели в другие крепости, а укрепления разрушили. Так закончилась военная эпопея российско-чукотского противостояния. Чукчи тут же воспользовались уходом военных, проникнув на Анадырь, вытеснив коряков на реку Гижигу, а юкагиров — на Колыму.
При императрице Екатерине II «чукоч» было предписано обращать в российское подданство «лаской». По указу императрицы они освобождались от ясака на 10 лет и сохраняли полную независимость во внутренних делах. Но и спустя 10 лет чукчи платить ясак не желали.
Царское правительство, ничтоже сумяшеся, продлило «налоговые льготы», и впредь делало так не раз. Согласно
«Уставу об управлении инородцев» 1822 года чукчи жили по своим законам и судились собственным судом. Ясак -шкурка лисицы с лука (то есть с мужчины) — платился коренными жителями Чукотки только по их желанию.
Да и позже в своде законов Российской империи чукчи относились к народам, «не вполне покоренным», которые «платят ясак, количеством и качеством какой сами пожелают». Впрочем, с помощью меновой торговли ловкие купцы научились выманивать у чукчей гораздо больше, чем с помощью ясака.
Андрей ПОДВОЛОЦКИЙ