потомки_македонского_минангкабау
Исчезнувшие Цивилизации

Наследники завоевателя

Наследники завоевателя

В Индонезии живут потомки Александра Македонского?

У Александра Македонского было всего два сына, и оба они прожили очень недолго, не оставив наследников. Несмотря на это, около десятка народов в разных странах мира считают себя потомками великого полководца. Один из них — минангкабау. Этот довольно многочисленный народ живет на Па-дангском нагорье и в примыкающих к нему районах Западной и Центральной Суматры, а также некоторых других районах Индонезии и в одном из штатов Малайзии.

Легенда народа минангкабау гласит, что Александр Македонский лично повелел своему сыну отправиться на Суматру и создать там новое государство. Послушный его воле сын немедленно сел на корабль и отбыл на далекий остров, где высадился в плодородном районе у подножия горы Марапи, в местечке под названием Галунди-Нанбасе-ло. Местное население с пониманием отнеслось к миссии принца из Македонии. Однако его мудреное греческое имя запомнить никто не смог, поэтому люди стали звать его Шри Махараджо Дираджо.

Сын или не сын?

потомки_македонского_минангкабауВскоре Шри Махараджо Дираджо женился на девушке с Суматры, и у них родились четыре дочери. Они вышли замуж за воинов, которые стали родоначальниками четырех школ боевых искусств.

Воинов этих звали Кусианг, что значит «кот», Харимау -«тигр», Камбианг — «козел» и Анджиенг — «пес». О каждом из них существует отдельная легенда.

Удивительно, но сын Александра Македонского лишь основал государство, которое назвал Кото Бату, но сам не правил в нем. Распоряжалась всем его старшая дочь.

О том, чем же он занимался на Суматре, вообще нет ни слова в предании. Быть может, было, но забылось? Ведь легенда передавалась из уст в уста много веков, поскольку в IV веке до нашей эры, когда якобы прибыл легендарный сын Македонского, письменности у местных народов еще не было. Самые ранние из

письменных памятников появились здесь лишь к V веку. Впрочем, в них ни слова не было об Александре или его отпрысках. Суматра упоминалась в некоторых китайских и античных источниках соответствующего периода, но и там не было даже намеков на какие-либо связи с македонским царем. Так что поверить минангкабау можно только на слово!

Конечно, сложно представить, что Александр Македонский отправил своего сына на остров, о существовании которого он, скорее всего, вообще ничего не знал. Кроме того, единственный законный потомок царя — Александр IV — родился через месяц после смерти своего отца. И, соответственно, наставлений от него получить не мог. Да и вообще прожил бедный сын Александра Великого всего 14 лет. Если верить древнегреческому писателю Павсанию, его вместе с матерью Роксаной тайно казнили по приказу Кассандра, мечтавшего о титуле царя.

У Александра Македонского, правда, был и другой сын -Геракл, рожденный вне брака от любовницы Барсины. Но Гераклу было четыре года на момент смерти отца, так что и он вряд ли бы мог отправиться куда-то с поручением от него. И вообще мальчик с матерью жил довольно далеко от отца. Геракл прожил немного дольше, чем его брат, — до 18 лет. Его вместе с матерью удавили по приказу еще одного претендента на македонский престол — Полисперхона.

«Победители буйвола»

Несмотря на то что легенда о сыне Александра Македонского не выдерживает никакой критики, некоторые исследователи полагают, что его след на Суматре все же есть. В частности, американский ученый Глэдвин считает, что после смерти царя Македонии его флот под командованием Неарха отправился на восток, вдоль берегов Южной Азии. Вроде бы это даже было последним указанием великого полководца. По пути корабли сделали остановку в Индии, потом в Бирме, а затем на Суматре. Далее они направились в Новую Гвинею и к островам Полинезии. Ученый предположил, что во время некоторых остановок часть экипажа оставалась на берегу, например, из-за болезни. Отставшие от флота македонцы и могли войти в легенды минангкабау. Суматранцы вряд ли разбирались в родословной македонских правителей и записали в принцы простого воина.

Косвенно эта теория подтверждается тем, что на рубеже IV и III веков до нашей эры минангкабау вдруг обогнали в развитии все окрестные народы. Они начали использовать буйволов, а также научились приручать и заставлять работать диких слонов. Первыми освоили выплавку бронзы, в то время как другие жители Суматры пользовались более примитивными технологиями. Это подтверждается данными археологических раскопок. Можно предположить, что этот скачок в развитии обеспечили именно македонцы.

Стоит отметить, что в те далекие времена остров Суматра назывался иначе — Ан-далас. А народ минангкабау звался тогда «пинангкабу», что означает «родная земля». Название «минангкабау», которое переводится как «победитель буйвола», появилось только в конце XIII века.

Согласно легенде, произошло это так: пришли в земли пинангкабу яванские войска из Сингосари и стали требовать дань. Старейшины сказали им: «К чему проливать кровь на войне? Решим это дело единоборством буйволов!» Яванцы выставили со своей стороны могучего взрослого буйвола карбау, а суматранцы — теленка. Яванцы были уверены в победе, но суматранцы их обхитрили — теленка долго не кормили перед поединком, а к его рожкам привязали длинные острые ножи. Поэтому, увидев буйвола, теленок со всех ног бросился искать вымя и пропорол живот большого буйвола. С тех пор народ и стал именоваться минангкабау.

Мусульманский матриархат

Память о том знаменательном событии сохранилась не только в легенде и в названии народа, но и в женском головном уборе — он у них «рогатый», называется tikuluak-tanduak. То, что традиция сохраняется именно в женском костюме, — не случайность. У минангкабау до сих пор матриархат. Говорят, что так повелось еще со времен, когда внучка Александра Македонского стала править на острове. Она и три ее сестры стали легендарными прародительницами четырех «суку» — суматранских родов.

Основной ячейкой общества считается сапаруи, что означает «плоды одного чрева» — это род по матери, включающий в себя пять поколений. Сапаруи делится на семьи — джураи, во главе каждой из которых стоит старейшая женщина в роду, а входят в джураи ее потомки женского пола — дочери и внучки. Именно им принадлежит все имущество, они распоряжаются финансами семьи. Да и фамилию все члены семьи носят одну — ту, что передается по материнской линии.

Когда девочка подрастает, она выбирает, за кого ей хочется выйти замуж. Если семья одобряет выбор, засылают сватов. Мужей у минангкабау называют «оранг сумандо», что означает «пришельцы». И это неудивительно, у этого народа именно муж приходит в дом жены, который называется «румах гаданг», т.е. «большой дом». В нем живут несколько поколений. Если муж плохо заботится о жене или мало зарабатывает, то его могут просто выгнать из дома. Дети при этом остаются в семье, а незадачливый муж уходит жить в сурау — общинный дом для разведенных или холостяков.

Далеко не всем мужчинам минангкабау по душе такие традиции, поэтому в середине XX века многие молодые люди стали уезжать на заработки из родных мест в большой город Паданг или даже на соседний остров Яву. Как следствие — в поселках женщин становилось все больше, им приходилось брать на себя всю работу на плантациях каучука и рисовых полях. Так что одна из последних матримониальных общин на земле постепенно исчезает.

Удивительно, что при всем своем матриархате минангкабау являются мусульманами. Они ходят в мечеть, совершают намаз и чтут другие исламские традиции. Только в отличие от всего остального мусульманского мира роль мужчины у них отдана женщинам. Всего несколько мужчин во всей общине имеют власть и влияние, а также свои собственные землю и дом. Это имам и датук — кто-то вроде шамана или колдуна.

Да-да! Вера в Аллаха у минангкабау мирно уживается с языческими верованиями. Например, местное население почитает Мать Риса и проводит особый ритуал перед засеиванием поля. Минангкабау, живущие в деревнях, верят в духов и оборотней, носят амулеты для защиты от них.

Марина ВИКТОРОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *