полотенце_polotence
Люди и Вещи

Махровое чудо

Махровое чудо

Славяне наделяли полотенце сакральным смыслом

В любом доме в ванной комнате, на кухне или возле душевой кабины неизменно висит эта вещь. А может, и не одна. Полотенце для лица, рук, тела или посуды. Избавляя тело от остатков влаги, полотенце несколько тысячелетий является спутником человека, и, несмотря на все попытки, альтернативы ему не предвидится.

Как гласит Евангелие от Иоанна, Иисус «встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». Строки Библии не указывают, какое полотенце было у Христа, хотя уже тогда люди использовали разные его виды.

полотенца

Безальтернативный лен

Самым распространенным сырьем для ткани у древних цивилизаций был лен. По некоторым оценкам, его культивировали для получения волокна еще до нашей эры в Ассирии и Месопотамии. Потому льняная ткань признана самой старинной — ей около 10 тысяч лет. Древние ткачи могли создать ткань, через 5 слоев которой просвечивало тело, а само льняное одеяние легко проходило через кольцо. Кроме того, лен имел хорошие антибактерицидные свойства — ни грибки, ни бактерии на нем не живут, а значит, даже впитав пот и грязь, такая ткань все равно была безопасна. Ну и самое главное — льняная ткань хорошо впитывала влагу и при этом быстро сохла. То есть ответ на вопрос, из чего древние делали полотенца, очевиден. Разумеется, это был лен. Помимо того, что полотенца изо льна обладали перечисленными свойствами, они были недороги в производстве.

Древний Египет, Месопотамия, Ассирия, Древняя Греция, Древний Рим — весь античный мир предпочитал использовать льняные полотенца. Уже 2-3 тысячи лет назад культура водных процедур в Южной Европе и Малой Азии достигла невиданных высот. Древие римляне любили воду. В их пантеоне богов особое место занимала богиня Веритас — дочь Сатурна, которая жила в глубинах колодцев. Причем водные процедуры были доступны не только богачам, но и простым гражданам и даже рабам. Акведуки и термы позволяли римлянам сполна наслаждаться этими процедурами. А после любой из них обязательно нужно было утереть тело и лицо. Да и ежедневное утреннее умывание без льняного полотенца не обходилось. Поэтому можно утверждать, что Иисус после омовения ног своих учеников тоже использовал льняное полотенце. Просто потому, что других еще не было.

В Древнем Египте саваны, в которые оборачивали мумии, также являли собой длинные льняные полотенца, пропитанные соответствующим смоляным составом.

Турецкие или вафельные?

Ближний Восток — родина многих дошедших до нас вещей. В их числе — ковер. Неизвестно, кому пришла в голову идея соткать полотенце наподобие ковра, но благодаря этому человеку человечество обзавелось махровыми полотенцами. Мягкое ворсистое полотно такого полотенца -близкий родственник ковра, так как соткано по такой же технологии. Правда, если законодательницей ковров считалась Персия, то родина махрового полотенца — Турция.

У османов культ водных процедур был так же значителен, как и у римлян. В этом отношении турки были наследниками Византии — Восточной Римской империи. Жаркие купальни стали важной составляющей повседневного образа жизни турок. Соответственно, без полотенца делать там было нечего. Но даже с одним полотенцем в купальни никто не ходил. Этикет предписывал иметь целый набор полотенец: для ступней, бедер, интимных мест, груди, плеч и головы. Именно турки превратили заурядный кусок ткани в роскошный атрибут.

В отличие от обычного льняного, махровое полотенце ткалось из хлопка. Его широкое распространение пришлось на XVIII век. По сравнению со льном хлопок обладает большей мягкостью, нежностью и водопоглоще-нием. Несмотря на то что при ткачестве махровых тканей использовался тот же принцип, что и для ворсовых ковров, полотенца выходили не такими плотными. Ворсинки полотенец, как и в коврах, создавались за счет свободной подачи петель неплотно натянутой основы. Но махровое полотенце не такое стойкое, как ковер, и это придает ему неповторимую особенность «свободного дыхания». При обтирании оно создает легкий массажный эффект, не вызывает раздражения кожи и хорошо вбирает влагу.

Интересно, что Турция была родиной еще одного вида полотенца — вафельного. Впервые его соткали ткачи турецкого города Бурса в XVIII веке. Местные мастера обладали разными техниками переплетения нитей, в результате чего было получено необычное полотно, имитирующее структуру вафель. Новая ткань почему-то не прижилась у портных и модельеров, но нашла себя в полотенцах. Из-за того что вафельные полотенца распространились по миру из Турции, они получили еще одно название — «турецкие полотенца».

Но первые вафельные полотенца ткались вручную, и за один день работы мастер мог создать не более 3-4 новых полотенец. Невзирая на это, их цена была невысока, поскольку эти полотенца не очень раскупали. А вот льняные полотенца по-прежнему были вне конкуренции до самого XIX века. Только после 1890 года, когда ткачи механизировали производство тканей, махровая ткань подешевела и вытеснила жесткие льняные полотенца.

Сегодня хлопок и лен уже не являются основными компонентами полотенец, уступая синтетическим волокнам, а также микрофибре — полотну из микроволокон с капиллярной структурой. Это позволяет микрофибровым полотенцам быть мягкими, легкими и впитывать влагу. Кроме того, сегодня получили распространение одноразовые полотенца из нетканого материала спанлейса.

Рушник для невесты

Лен был основным сырьем для тканей не только у древних цивилизаций, но и у славян. Именно изо льна получается самое известное славянское полотенце — рушник, которое используется в ритуалах: свадьбах, рождении, похоронах и т.д.

Считается, что термин «рушник» произошел от слова «рука». В действительности, он произошел от слова «рушить». Крестьяне, не имевшие ножниц или ножа, просто отрывали кусок ткани для полотенца — рушили. Позднее куски ткани для обыденного использования стали называть утирками или утиральниками. А вот рушник эволюционировал в культовую вещь. Рукодельницы вышивали его гладью, крестами, узорами. В зависимости от предназначения у славян различали особые виды рушников.

Подорожный. Его брали в путь воины, купцы, паломники.

Родильный. Именно в него повитуха оборачивала новорожденного.

Крестильный. Младенца вытирали им после извлечения из купели.

Свадебный. Каждая невеста готовила к свадьбе от 30 до 100 рушников. Жених выбирал один и повязывал его на пояс. Родичи жениха также повязывали рушниками невесты свой пояс. У самой девушки было очень маленькое, но красиво вышитое полотенце — ширинка. Перед венчанием она утирала им свои слезы. Ширинкой суженый обвязывал невесте правую руку и выводил за нее невесту из отчего дома. Уже в церкви ширинкой связывали руки венчавшихся.

Обыденный. Такой рушник вышивался мастерицей днем до сумерек и использовался в обрядах при неурожае или болезни скота.

Ну и наконец, единственный рушник, широко используемый и сегодня, — хлебосольный. На нем выносят хлеб-соль при встрече дорогих гостей.

Классический льняной рушник имеет размеры: 30-40 сантиметров в ширину и больше 3 метров в длину. Но сегодня текстильные компании выпускают уменьшенные копии — шириной около 50 сантиметров и длиной в 2 метра.

У славян особое значение имела вышивка рушников. Это могли быть как птицы-звери, так и несуществующие животные. Также присутствовали растительные орнаменты и геометрические фигуры. До XVIII-XIX веков каждый узор рушника имел сакральный смысл. После европеизации Руси Петром I вышивка рушников стала терять обрядовую нагрузку, более склоняясь к эстетическим узорам.

Лев КАПЛИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *