Люди и Вещи

Чистое дело

Чистое дело

Мыло и краску для волос придумали варвары?

По утверждениям археологов, уже б тысяч лет назад существовало хорошо налаженное производство мыла, сырьем для которого служили природные щелочные соли, растения и животные жиры. Во времена Античности для варки мыла использовали козий, бараний и говяжий жир, к раствору которого примешивали золу буковой древесины.

Во время завоевательных походов римляне столкнулись с племенами галлов, обитавших на территории нынешних Франции, Бельгии, Швейцарии и Северной Италии. Заносчивые римляне своих противников пренебрежительно называли варварами, но, подходя к реалиям жизни вполне прагматично, они, при случае, не упускали возможности перенять разные полезные «варварские» привычки и навыки.

Путь к совершенству

Среди прочих трофеев той войны оказались и снадобья, которыми галлы красили себе шевелюры. Цвет волос и татуировки свидетельствовали о доблести воина и указывали на его статус в общине. Нужный эффект достигался при помощи краски, добываемой из определенных сортов глины, растолченной в пыль и смешанной с маслом и выжимкой из корней, от которых при добавлении воды смесь начинала пениться. Это средство отлично промывало волосы, делая их пушистыми и окрашивая в разные оттенки красного.

Ушлые римляне в галльский рецепт ввели золу морских растений, получив тем самым уже очень похожее на современный шампунь жидкое мыло с красящим эффектом. Они даже выучились получать нужные им цвета, в которые окрашивали свои

шевелюры. В массе своей черноволосые, жители Апеннинского полуострова предпочитали красить головы в желтый, розовый и интенсивно-красный колеры. В этом смысле римляне на пару тысячелетий опередили панков, красивших свои «хайеры» и ирокезы в похожей цветовой гамме.

В Средние века главные центры производства мыла сосредоточились на побережье Средиземного моря — в Кастилии, Марселе, Неаполе и сирийском городе Алеппо. В качестве основы для варки мыла в этих местах использовали оливковое масло, и стоил этот товар совсем недешево. Мастера свято хранили свои секреты, передавая их по наследству из рода в род. При столь тщательном соблюдении секретов производства, что помогало держать высокие цены на мыло, пользоваться им могли себе позволить только очень богатые и знатные люди, а таковых, как всем известно, всегда гораздо меньше, чем незнатных и небогатых.

Русский вариант

Как и во многих иных местах, секрет самостоятельного производства мыла на Руси раскусили далеко не сразу. До того как это случилось, русичи мылись, употребляя разные средства, бывшие у них под рукой. В бочку с дождевой водой наши предки сыпали древесную золу, получая настой щелочи. Ею мылись и стирали. Также для помывки использовали чистый мелкий песок в качестве скраба.

В большом ходу была глина, которая долгое время и являлась главным заменителем современного мыла. Конечно, для мытья и стирки глина годилась далеко не всякая. Требовалась особенная — белая, жирная, на ощупь даже напоминающая нынешнее мыло, — которую сейчас за свойства натуры называют глиной-«мыловкой». Добывать ее было совсем непросто. Сначала знатоки сыскивали место, где такая глина могла залегать. Потом до нее докапывались, пробиваясь через пласты красной глины-«ширевки», потом через слои желтой глины-«пушнины», миновав которые достигали белой «мыловки». Моющее действие этой глины основано на способности эмульгировать в водной среде жиры и минеральные масла и тем самым очищать грязь с тел и одежд.

Собственно, мылись не самой «мыловкой», а ее водным раствором. Для этого белую глину разводили в чане с водой и тщательно размешивали, добиваясь однородности смеси, напоминавшей жиденькую кашицу. Ею и натирались, а потом смывали водой.

Также для помывок в бане использовали квасную закваску и жидкое овсяное тесто, замешанное на травяных отварах. Что касается последних, то в качестве сырья для приготовления банных снадобий наши гораздо более близко общавшиеся с природой сообразительные предки использовали растение, вовсе не случайно названное мыльнянкой.

Как сообщают нам сочинения авторитетных ботаников, «мыльнянка лекарственная произрастает на заливных лугах, по опушкам леса, в долинах и по песчаным берегам рек, на засоренных полях, часто около жилья…»

Проще говоря, в наших широтах это полезнейшее растение растет где попало в самом отрадном изобилии. Корни мыльнянки насыщены сапонинами, которые являются «безазотистыми органическими соединениями из гликозидов растительного происхождения» и обладают полезным свойством активно густо вспениваться при попадании в воду. Этот раствор не только хорошо мыл и дезинфицировал, но и чистил, удаляя пятна с одежды, а потому использовался как для купания, так и для стирки. Для мытья головы употребляли солодку, бузину и крапиву. Их томили в кипятке, а полученными настоями мыли волосы. Этими средствами не брезгуют пользоваться и поныне.

Дорогой товар

Несмотря на то что и без мыла русский люд умудрялся вполне успешно обходиться, изучение различных свойств полезных веществ в конечном итоге все же привело к тому, что в XVI столетии русские ремесленники выучились варить свое собственное мыло.

Процесс мыловарения несли опасности пожара и запах распространяли тяжелый, а потому мыловарни строили на отшибе от жилья. При устройстве мыловаренного заведения в просторном амбаре ставили печь, в которую вделывались несколько больших котлов. По стенам пристраивали дощатые лари, в которых хранилась зола. Нужны были черпаки, ушаты и бочонки для воды, лошадь с повозкой, чтобы возить воду с реки — свои колодцы на усадьбах были редки. Также требовались черпаки и веселки для помешивания в котлах мыльной жидкости и ее разлива по формам. Еще обязательно нужен был мыльнику ледник-глубокий погреб с двойными стенами, пространство между которыми заполняли льдом. В этом погребе, где даже летом держалась минусовая температура, хранили запас сала, служившего жировой основой для варки мыла.

Варка мыла начиналась с заготовки поташа. Для этого мастер с подручными ехал в лес, где валил несколько подходящих деревьев. Пока одни разделывали деревья, другие разводили костер, на котором жгли полученную древесину, покуда она целиком не обращалась в золу. Эту золу собирали в короба, привозили в мастерскую, где ее размешивали в воде, получая щелок, который заливали в один из котлов, вделанных в печь. Щелочной раствор кипятили до полного выпаривания влаги. Полученный в котле осадок и был поташем.

Пока приготовлялся поташ, в других котлах растапливали говяжий или бараний жир, смешанный с небольшой частью воды. Несколько дней кряду в больших котлах бурлило некое подобие густейшего бульона, в который добавлялась должная пропорция поташа, что вызывало «омыление» смеси.

Изначально русское мыло использовали для обезжиривания пряжи, перед тем как ткать. Это была паста с тяжелым запахом, удобная для растворения в воде. Позже мыло стали готовить и для мытья, добавляя в котлы льняное масло «для мягкости», экстракты ягод, растительные отвары и другие отдушки, отбивавшие «злой дух» золы и жира. Такое мыло уваривали до сгущения и разливали его по формам. Когда же оно застывало, его резали на куски простыми ножами. Стоило такое мыльце дорого. Этот товар клеймили, будто золотые слитки, и производитель платил налоги с количества проданных кусков, имевших клеймо казенной пробирной палатки.

До самого конца XVIII столетия русское мыло варили в кустарных мастерских, и только после 1800 года в России начали появляться первые мыльные заводы, а их продукция потихонечку стала входить в обиход не только бар, но и простолюдинов.

Валерий ЯРХО

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *