Свисток смерти

ацтекский_свисток_смерти

Свисток смерти

Это самый странный музыкальный инструмент в мире! Его звук леденит душу и заставляет замирать сердце. Пронзительный визг керамического свистка — последнее, что слышали люди, которых ацтеки приносили в жертву своим богам. Мы не знаем, как его называли сами индейцы, но сегодня он известен под именем «свисток смерти».

Ацтеки не знали гончарного круга, но это не означает, что у них не было изделий из глины. Просто все их лепили вручную: глиняные жаровни, кувшины для воды, горшки для замачивания маиса, трехногие чаши для растирания стручкового перца, сковородки для приготовления тортильи, кубки для пульке — алкогольного напитка из агавы…

Ацтекская керамика

ацтекский_свисток_смертиВпрочем, не только кухонную утварь индейцы изготавливали из глины, при раскопках часто находят кукол с подвижными конечностями, фигурки храмовых пирамид, статуэтки, изображающие богов и людей. Их назначение не всегда очевидно — возможно, это божки и амулеты, которые хранили в домах в религиозных целях, а возможно, просто игрушки для детей или безделушки для украшения помещений.

Но есть более загадочная часть ацтекской керамики -об этих предметах ученые и вовсе ничего определенного не могут сказать. Что это? Как оно использовалось? Это целая вещь или только часть? Обычно эти странные артефакты годами хранятся в музеях под табличкой «вотив-ные предметы», что означает — имеющие какое-то отношение к религии. Но случается, что какой-нибудь пытливый исследователь берет их в руки, задумчиво вертит и внезапно понимает, как они работают.

Именно так случилось с небольшими керамическими вещицами, которые более десятка лет лежали в витринах Национального музея антропологии и истории в Мехико с пометкой «культовый предмет», пока немецкий археолог Арнд Адье Бот не догадался в них подуть. И тут же стало понятно, что это свистульки. Правда, звук, который они издавали, гармоничным или хотя бы просто приятным назвать сложно. Чего уж там -прямо скажем, отвратительный это звук! Сам Арнд Адье Бот сравнил его с «криками тысяч неприкаянных душ, которые спускаются в ад». Не удивительно, что артефакты тут же окрестили «свистками смерти».

Первые «свистки смерти» (которые, впрочем, тогда так еще не называли) были найдены в 80-х годах XX века при раскопках Теночтитлана. Это последний из великих городов цивилизации индейцев «доколумбовой» Америки. Ученые давно знали, что город ацтеков Теночтитлан нужно искать под современным Мехико, но раскапывать его не торопились, ведь для этого пришлось бы снести центр мегаполиса. Лишь иногда, во время строительных работ археологам удавалось извлечь из-под земли древние артефакты — например, в конце 1960-х, когда в Мехико строили метро.

В 1978 году при прокладке кабеля экскаваторщик случайно наткнулся на камень с древним рельефом. Оказалось, что это восьмитонный диск с изображением Койольшауки, богини Луны. И тогда власти города приняли решение о начале масштабных раскопок. За четыре года был раскопан Темпло Майор — главный ацтекский храмовый комплекс, построенный около 1325 года. Это стало величайшим открытием, тем более что археологи откопали не только остатки здания, но и множество статуй, алтари для человеческих жертвоприношений, сосуды для жертвенной крови и каменные короба для сердец, жаровни для воскурения благовоний… А также 6 тысяч более мелких артефактов, среди которых были и несколько странных керамических вещиц.

Эти вещицы умещались в ладони. Большинство представляло собой объемное изображение человеческого черепа, что для ацтеков являлось вполне традиционным сюжетом и не несло никакого мрачного смысла. Некоторые вещицы изображали головы животных и птиц. Однако почти все они были повреждены, поэтому ученые не смогли понять -имели эти предметы практическое применение или были элементами декора. Одно было сразу ясно — раз находились в храме, значит, имели ритуальное значение. Но какое?

Музыка религиозных обрядов

Ситуация прояснилась, когда на территории Темпло Майор была раскопана круглая платформа — основание храма, посвященного богу ветра Эекатлю. Рядом с ней в жертвенной яме был найден скелет 20-летнего мужчины, принесенного в жертву. Целый скелет — это само по себе уже интересно, поскольку ацтеки обычно отделяли головы и выставляли черепа жертв на специальных платформах, нанизывая их на шесты. Но было и еще кое-что — в руках молодого мужчины были те самые странные керамические вещицы, которые находили и раньше. После этой находки ученые взглянули на них по-новому и предположили, что артефакты связаны с ритуалом жертвоприношения.

Следующий шаг в разгадывании предназначения керамических штуковин совершил археолог и специалист по музыкальным инструментам из Свободного университета Берлина Арнд Адье Бот. Он высказал версию, что это свистки. Ученый сделал их копию и провел ряд экспериментов, результаты которых подтвердили — это простейший духовой музыкальный инструмент. В отчете он написал: «С технической точки зрения при игре на этом инструменте ацтеки вызывали вихревое движение воздуха. Звук рождался в результате того, что два воздушных потока сталкивались друг с другом в камере трубки». Арнд Адье Бот лично проверил работоспособность ацтекского свистка — проще говоря, подул в него. И сразу стало понятно, что за ужасные звуки описывали конкистадоры, наблюдавшие в XVI веке ацтекские обряды!

Впрочем, не только «свистки смерти» звучали отвратительно. Испанский монах-францисканец и этнолог Бернардино де Саагун писал, что флейты у индейцев, в отличие от европейских, неблагозвучны, поэтому на них играли не для развлечения, а во время ритуалов. Например, перед воинским ритуалом бойцы вставали в круг, а когда начинала звучать флейта, входили в исступление от ее звуков и бросались друг на друга.

«Для них музыка играла весьма деструктивную роль. И они мастерски это использовали», — рассказал историк в интервью немецкому изданию Der Spiegel. К примеру, чтобы повергнуть врагов в бегство, ацтеки играли на особой сдвоенной флейте. «Два тона из этой флейты не идут в унисон, а прямо противоположны друг другу. Мы просто не в состоянии это выдержать психоакустически!» — пояснил Арнд Адье Бот.

Анестезия или голос бога?

Пока ученым не удалось понять одно — с какой целью применялся «свисток смерти» во время церемонии жертвоприношения. По одной из версий, его звуки вводили предназначенного для заклания человека в состояние транса, и бедняге уже не было так страшно. И не было так больно, ведь жертва часто умирала долгой мучительной смертью! По другой — завывания свистка должны были помочь душе умершего найти путь в потусторонний мир. Возможно, этот свист должен был отпугивать злых духов во время загробного путешествия. В таком случае свисток мог и не звучать во время ритуала, его вкладывали в ладони жертве, чтобы та воспользовалась им уже на том свете.

Есть еще одна версия, она опирается на то, что «свистки смерти» находили в основном рядом с храмом Эекатля — бога ветра. Ученые предполагают, что с помощью этого нехитрого музыкального инструмента ацтеки «общались» с богом ветра. Человек дул в него и тем самым возносил молитву или устанавливал связь с Эекатлем, может быть, даже становился его глашатаем.

Этой версии придерживается второй крупнейший исследователь «свистков смерти» — археолог и инженер Роберто Веласкес. Он считает, что нет ничего ужасного в звуке свистков, и считает, что те просто «шумят, как ветер». Ученый предполагает, что этот музыкальный инструмент может быть связан не только с Эекатлем, но и с Миктлан-текутли — правителем потустороннего мира Миктлан. Дыхание этого божества, по верованиям ацтеков, поднимало ветер, который сдувал плоть с мертвых и освобождал таким образом их от прошлого.

Роберто Веласкес посвятил «свисткам смерти» несколько лет, сделал реплики всех найденных экземпляров и реконструировал те, что были сломаны. Почему они так интересны ему? В одном из интервью он объяснил это так: «До сих пор древние цивилизации были для нас немыми, но эта находка дает этим народам голос. Теперь мы можем немного лучше понять, кем они были, что они чувствовали, как воспринимали мир».

Марина ВИКТОРОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *