сейд_священная_лягушка_пегремы
Невероятные Артефакты

Священная лягушка Пегремы

Священная лягушка Пегремы

Каменные саамы «наказывали» своих идолов!

Саамы — старейший народ Северной Европы. Может быть, даже всей Европы. Они — коренные жители севера Скандинавии, Кольского полуострова и Карелии. С незапамятных времен кочевали саамы по тундрам и охотились в лесах, оставляя повсюду памятники из камней — сейды. В Скандинавии они практически все уничтожены христианскими миссионерами, но на севере России сохранились.

В саамской традиции сейднекий почитаемый объект, в котором живет дух. Им могут быть дерево, гора, река, озеро, камень или собрание камней. В нашей стране сейды встречаются в Мурманской области, Карелии и даже в Ленинградской области.

«Храмы» на вершинах

До начала 1960-х годов в советской науке принято было считать, что все камни разбросал по горам и холмам древний многовековой ледник. Но археологи, хорошо знакомые с культурой коренных жителей Севера, в это не верили. Сотрудники Национального музея республики

сейд_священная_лягушка_пегремыКарелия убедились в том, что далеко не все камни «выложены» ледником — есть и рукотворные произведения. Исследователи обнаружили крупные комплексы из сотен камней-сейдов. Особенно много их сохранилось на островах Белого моря (Русский и Немецкий Кузова), где саамы создали настоящие «храмы» своих многочисленных божеств. На вершинах гор обнаружено около 500 па-

мятников — каменных идолов, сложенных из валунов различной величины. Сейды на острове Русский Кузов — это валуны, на верхней плоскости которых поставлено несколько небольших камней. Но сейды нередко стоят и на мелких камнях, как на ножках.

Исследователи утверждают, что священные камни часто имеют зооморфные либо антропоморфные черты. Посвящались они, соответственно, духам лесным, которым молились перед охотой, либо духам предков. Некоторые камни действительно силуэтами напоминают птиц и животных. Сложнее назвать валун, лежащий на вершине горы, похожим на человека.

Поклонение природе

Изучение сейдов привело к еще одному интересному открытию. Их устанавливали только на скальных поверхностях, на доминирующих над местностью высотах, вблизи водоемов или источников. Скопления камней, как правило, «сопровождали» расположенные поблизости сейды — скалы, ущелья, трещины и разломы в скалах. Кроме того, сейдам часто сопутствуют иные каменные конструкции — кучи и пирамиды, круглые и квадратные выкладки.

Например, на горе Кивакка в Карелии (название происходит от «Киви Акка» — «каменная баба») сейды группируются вокруг разлома, проходящего через вершину горы. Особенную известность приобрела огромная скала Куйвчорр («скала Куйвы») над Сейдозером в Ловозерских тундрах (на языке саамов: «Сейдъявр» — «священное озеро»). Сейдозеро настолько почитаемо, что его идеально чистую воду саамы никогда не зачерпнут закопченным котелком, а только чистым ковшом. Прежде даже рыбу удить в этом озере не разрешалось.

В древние времена, гласит легенда, когда на саамскую землю нападали ватаги разбойников, особенно жестоким был великан Куйва. Храбрый вождь Ляйне собрал народ, заманил грабителей на Сейдозеро и тут победил Куй-ву. Раненый злодей хотел убежать, да не смог — окаменел… И в самом деле, издали кажется, что на отвесной скале «повис» огромный, 74-метровый высоты, человек. Известный минералог Александр Ферсман, бывавший в этих краях, говорил, что изображение Куйвы сформировалось благодаря влажным пятнам на породе, покрытой темными лишайниками. Но как тогда объяснить «Раткольского бога», изображение, которое можно увидеть на скалах Онежского озера?

Для сооружения сейда саамы выбирали не случайное место, а исключительно заметные, выдающиеся объекты природы, ибо были уверены в том, что лишь в таких местах обитают духи — покровители их племен, жилищ, семей, рыбной ловли, охоты. Рядом с ними люди устраивали свои временные селения. Так, в одной старинной писцовой книге отмечаются подобные ориентиры: «Становище под сейдою у Типунова», «Становище у каменья на Килдине».

Для того чтобы подивиться памятникам древней, ушедшей в небытие цивилизации, совсем не обязательно отправляться на экзотический остров Пасхи или даже в наши Ловозерские тундры. Загадочные каменные истуканы находятся практически рядом с Петербургом — в За-онежье. В 1960-е годы, когда карельские этнографы взялись за изучение сейдов, молодой преподаватель археологии из Петрозаводского университета Анатолий Павлович Журавлев вместе со своими студентами во время летней практики занимался покровители их племен, жилищ, семей, рыбной ловли, охоты. Рядом с ними люди устраивали свои временные селения. Так, в одной старинной писцовой книге отмечаются подобные ориентиры: «Становище под сейдою у Типунова», «Становище у каменья на Килдине».

Для того чтобы подивиться памятникам древней, ушедшей в небытие цивилизации, совсем не обязательно отправляться на экзотический остров Пасхи или даже в наши Ловозерские тундры. Загадочные каменные истуканы находятся практически рядом с Петербургом — в За-онежье. В 1960-е годы, когда карельские этнографы взялись за изучение сейдов, молодой преподаватель археологии из Петрозаводского университета Анатолий Павлович Журавлев вместе со своими студентами во время летней практики занимался обследованием заповедных лесов на берегу Онежского озера.

Капище на поляне

Древние валуны необычной формы, рисунки-пиктограммы, остатки старинных деревень — все привлекало внимание студентов и их руководителя. Однажды неподалеку отУницкой губы Онежского озера случился лесной пожар, после которого археологам открылась необычная поляна площадью около 20 тысяч квадратных метров. Пространство было усеяно сотней камней разных размеров, выложенных в определенном порядке. Крупные валуны по периметру обрамлялись скоплениями более мелких камней, образуя своеобразные кладки в виде окружностей. Около некоторых из них были найдены остатки древних кострищ. Наиболее интересными оказались большие камни, поскольку в них угадывались образы животных: камень-утка, камень-лягушка и даже камень-черепаха…

Открывшееся взорам необычное и таинственное пространство окрестили «поляной идолов». Со временем были собраны свидетельства того, что «поляна» является остатком древнего поселения и языческого святилища саамов. Предположительно находки отнесли ко II тысячелетию до нашей эры.

Анатолий Журавлев посвятил изучению заонежских сейдов всю свою жизнь. Он поселился на западном берегу Уницкой губы в заброшенной жителями деревне под названием Пегрема, где еще сохранились некоторые старинные крестьянские дома, а на небольшом мысу озера стоит часовенка Святого Варлаама Хутынекого, построенная в 1770-е годы.

Исследователь и его помощники обнаружили шахты, где далекие предки саамов добывали руду для выплавки меди, выявили «геологический памятник» — скальный оползень, каньоны, огромные трещины, нагромождения скальных блоков. Но самым уникальным открытием стал культовый комплекс древних обитателей Карелии.

Среди многочисленных объектов Пегремского святилища выделяются громадные каменные идолы зооморфной и антропоморфной форм. Некоторые каменные объекты, по мнению Анатолия Журавлева, представляют сильно гипертрофированные мужской и женский детородные органы, покрытые природной красной охрой.

Самой замечательной и загадочной «скульптурой» является искусно высеченная древними камнетесами из огромного валуна гигантская лягушка (ее длина -1,5 метра, ширина и высота — почти 1 метр). Вокруг нее уложены сколотые плиты в форме правильного круга, внутри которого горели когда-то ритуальные кострища и священный огонь в специально выложенной ванночке. Здесь же — вымостка из мелких камней и ритуальное захоронение.

В лягушке, ориентированной на юго-восток, при различном освещении и с разных ракурсов можно увидеть то огромного морского змея, то медведя, то доброго идола -покровителя всего племени. Есть данные, что у народов Севера лягушка почиталась как покровительница домашнего очага. Тем не менее на груди у «божества» — следы ударов камнями: так его «наказывали», если оно в чем-то провинилось. Вместе с тем круглая каменная кладка оберегала его от злых духов и врагов. Все говорит о том, что со своим могущественным покровителем древние жители Пегре-мы обращались как с живым существом. Чтобы убедиться в непосредственном воздействии священной лягушки на человека, археолог Журавлев ставил опыты. В темноте ночи зажигал огни, и колеблющееся пламя свечей, установленных на месте ритуальных кострищ, создавало эффект оживающего гиганта-сфинкса. Легко было представить группу первобытных людей, собравшихся вокруг и под звуки шаманского бубна распевавших заклинания. Возможно, им казалось, что идол что-то вещает им в ответ. В целом все это производит сильное впечатление и на современного человека.

Ирина СТРЕКАЛОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *