царица_нефертити
Невероятные Артефакты

Одноглазая царица

Одноглазая царица

Знаменитый бюст Нефертити — подделка XX века?

У каждой древней культуры есть такие археологические находки, которые становятся ее символами. Для Древней Греции это Венера Милосская, для Древнего Рима — капитолийская волчица. А для Древнего Египта такую роль сыграл знаменитый бюст царицы Нефертити, найденный при раскопках в 1912 году. Вот только правда ли это античный артефакт? Или весь мир стал жертвой крупнейшей аферы в истории?

царица_нефертити_Фараон Эхнатон — одна из самых загадочных и сложных фигур в истории Древнего Египта. В середине XIV века до нашей эры он провел огромное количество реформ и перевернул жизнь в стране буквально с ног на голову. В том числе перенес столицу из древних Фив в основанный им город Ахетатон. Сейчас на этом месте стоит арабский город Тель-эль-Амарна. Археологи очень долго подбирались к этому объекту, и систематические раскопки там начали только в 1907 году. Ахетатон не обманул их ожиданий, подарив множество ценных находок. В том числе — невероятной красоты бюст верной спутницы Эхнатона, помогавшей ему во всех свершениях — царицы Нефертити.

Честный раздел?

Раскопки велись под руководством научного атташе Германии в Египте Людвига Борхардта. Он сумел организовать работы наилучшим образом: составил подробную карту местности, и археологи планомерно двигались, раскапывая дом за домом. Находок было много и они не переставали радовать: загадочная эпоха Эхнатона открывалась перед исследователями во всей своей красе.

Помимо всего прочего была найдена и мастерская главного скульптора Эхнатона, а в ней — множество бюстов фараона, как целых, так и расколотых на части. На этом участке Борхардт работал лично, надеясь найти выдающиеся произведения древнеегипетского искусства. И чутье его не подвело — б декабря 1912 года из земли был извлечен удивительно хорошо сохранившийся раскрашенный бюст царицы Нефертити. «Краски как будто только что наложены. Великолепная работа. Описывать бесполезно, надо видеть», — с восторгом описывал Борхардт свою находку.

У скульптурного изображения царицы были несколько повреждены уши и отсутствовал левый глаз. Оно составляло пару к раскрашенной голове самого фараона, которая дошла лишь в виде осколков. Причем, судя по всему, эти повреждения были не случайными — бюст Эхнато-на разбили во время погрома, устроенного в Ахетатоне после его смерти теми, кто был недоволен радикальными реформами. То, что бюст Нефертити при этом уцелел, — настоящее чудо.

Совершенно очарованный своей находкой, Борхардт теперь ломал голову над тем, как вывезти ее из Египта. Дело в том, что, по действовавшему соглашению, все найденное археологами делилось на две равные части — половину забирала страна, проводившая раскопки, половина оставалась в Египте. Казалось совершенно очевидным, что египтяне заберут ту половину, в которой будет уникальный бюст.

О том, на какие уловки пустился Борхардт, чтобы оставить находку себе, ходит множество легенд. Например, что он специально заказал поддельный алтарь — раскрашенную стелу с изображением Эхнатона, Нефертити и их троих детей. Мимо такого шикарного экспоната Служба древностей Египта пройти не могла. Впрочем, никаких прямых доказательств _ поддельности алтаря (который действительно с тех пор украшает залы Каирского музея) не существует.

Подругой версии, прекрасный бюст Нефертити обернули фольгой и залили гипсом, чтобы выдать за недоделанную заготовку. Соответственно, во время дележа представители Службы древностей просто не могли увидеть, от чего отказываются.

Споры вокруг шедевра

Так или иначе, но Бор-хардт прекрасно понимал, что Германия получила бюст Нефертити не совсем честно. Он опасался, что это может вызвать проблемы при проведении дальнейших раскопок в Египте. Поэтому был категорически против публичной демонстрации артефакта. В течение 13 лет бюст находился в частной коллекции на вилле хлопкового магната Джеймса Симона, финансировавшего экспедицию Бор-хардта. Там ее могли увидеть лишь представители высшего общества. В том числе — кайзер Вильгельм II, который был восхищен тем, что в Германии хранится такой шедевр.

В 1924 году в Новом музее Берлина открылась постоянная большая экспозиция находок из Тель-эль-Амарны. Там перед публикой впервые предстал и бюст Нефертити. Он сразу же произвел фурор как среди специалистов, так и широкой публики. И тут же выяснилось, что Борхардт был абсолютно прав, опасаясь претензий. Осознав задним числом, какую культурную ценность они позволили вывезти за рубеж, египетские власти немедленно потребовали от Германии вернуть бюст Нефертити на родину. Заодно они лишили Борхардта лицензии на раскопки и приняли новый закон, согласно которому все уникальные по своим художественным качествам археологические находки должны были отныне оставаться в Египте.

В 1929 году Египет практически договорился с Министерством науки, искусства и народного образования Германии об обмене бюста на другие исторические ценности. Но тут уж возмутились немцы, не желавшие лишаться артефакта, уже успевшего стать символом германской археологии. Под давлением общественности чиновники срочно отказались от сделки.

Самый реальный факт получить Нефертити обратно Египет получил после прихода к власти в Германии нацистов. В 1933 году идею подарить бюст королю Фуаду I на годовщину коронации выдвинул Герман Геринг, занимавший тогда должность министра-президента Пруссии. Его горячо поддержал Йозеф Геббельс, считавший, что такой шаг даст большой положительный эффект с пропагандистской точки зрения. Но их аргументы не убедили Гитлера, и в 1935 году от этого плана отказались.

После Второй мировой войны бюст Нефертити ненадолго стал яблоком раздора между СССР и США. Обе сверхдержавы претендовали на то, чтобы вывезти древнеегипетский шедевр в свои музеи. Уступать не хотел никто, и к 1947 году дело закончили миром, решив оставить артефакт в Германии. При этом совершенно не учитывались интересы Египта, который до сих пор считает, что в 1913 году Нефертити была вывезена обманом и требует возврата шедевра.

Роковое недоразумение

Сейчас бюст Нефертити экспонируется в отдельном зале Нового музея. Тысячи туристов приходят, чтобы увидеть этот непревзойденный шедевр искусства Древнего Египта, который по уровню своего значения можно сравнить разве что с золотой маской Тутанхамона. Между тем, немало людей считают, что на самом деле в музейной витрине стоит хитроумная подделка. Эта версия появилась еще в начале 1980-х годов, и с тех пор у нее появилась как армия сторонников, так и весьма последовательные критики.

Интересно, что сторонники версии о поддельности бюста считают, что все произошло не по злому умыслу, а из-за недоразумения. Бюст мог быть изготовлен по заказу Борхардта для демонстрации на нем египетских украшений, найденных ранее на раскопе. Известно, что в день, когда был найден бюст Нефертити, раскопки посещали члены саксонского королевского дома — принц Иоганн Георг с супругой и сестрой. Возможно, именно для них и была задумана эта импровизированная выставка.

Высокие гости, увидев прекрасный бюст, приняли его за настоящий артефакт, пришли в восторг и рассыпались в восторгах. Указывать им на ошибку было крайне неловко, тем более что принц Иоганн Георг имел репутацию выдающегося искусствоведа. Вот и пришлось срочно сочинять историю про удивительную находку.

Основным доказательством, как правило, считается отсутствующий левый глаз царицы. Эту загадку действительно не может разгадать ни один египтолог. Почему искусно изготовленный и тщательно раскрашенный бюст сделан без глаза? Тем более что в глазнице отсутствуют какие-либо следы клея. То есть вкладка не выпала из-за повреждений — ее там никогда не было. Можно поверить, что мастер начала XX века, работавший по заказу Борхардта, не успел доделать работу над муляжом в срок. Но трудно представить, что так оскандалился древнеегипетский скульптор, делавший самое прекрасное изображение своей царицы. За такое можно было и головы лишиться!

Однако все версии о подделке опровергаются химическим анализом. Ни одного следа материалов начала XX века на бюсте обнаружить не удалось, как ни искали. Зато удалось точно установить, что бюст изготовлен из так называемой амарнской гипсо-ангидридовой смеси с частицами известняка — такой же, как и другие скульптуры времен Эхнатона. Нюанс состоит в том, что во времена Борхардта состав этой смеси еще не был известен. Так что подделать артефакт с такой точностью он бы не смог при всем желании

Виктор БАНЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *