Невероятные Артефакты

Следы Батыева нашествия

Следы Батыева нашествия

Киевский клад XIII века оказался добычей мародера

Неожиданная находка помогла историкам составить представление о событиях, последовавших за набегом монголо-татарского войска на Русь: кто выжил при разрушении столицы княжества, как возрождали мирную жизнь уцелевшие горожане и жители окрестных сел.

В 1998 году на Владимирской улице в Киеве во время археологических раскопок на глубине двух метров открылось пятно от ямы. При зачистке в ее центре были найдены два железных трубчатых замка и 378 предметов, большинство из которых составляли мелкие пластины листовой меди. Среди обнаруженных вещей выделялись два предмета: блюдо и водолей — сосуд для умывания в виде петуха. Корпус водолея значительно пострадал: края хвоста и крыльев петуха оказались обломаны, а голова и хвост глубоко коррозированы из-за пребывания в сильном огне.

Что хранила земля

Блюдо из клада также имело значительные повреждения и утраты. В его центре и по краям внутренней части имелись грубо прочерченные погрудные изображения ангелов. Не исключено, что блюда или чаши этого типа являлись литургическими предметами. Данное изделие было изготовлено в Рейнской области Германии, а водолей происходил из Нижней Саксонии. Обе находки были датированы первой половиной XIII века.

Примечательными являются также несколько тщательно соединенных между собой листов меди и небольшой фрагмент посеребренного сосуда. Присутствие высокого процента золота в его составе характерно для рудничного серебра Швеции. В целом же все спрятанные в кладе вещи представляли собой лишь лом цветного металла, годный только на переделку. Но зачем в таком случае его надо было прятать?

Историкам хорошо известно, что в Древней Руси не добывались драгоценные металлы и медь. Будучи привозной, медь ценилась как сырье для украшений. Не меньшую ценность представляла собой бронза. Таким образом, в данном случае археологами был найден исключительно «сырьевой» клад, состоящий из дорогой, но утратившей свою ценность иноземной посуды.

Раскопки показали, что он был зарыт с исполнением магического обряда. Яма была прокопана до материка, то есть до «чистой земли», в которую полагалось опускать умерших, а затем очищена огнем. Об этом свидетельствуют обожженность дна и законченность стенок ямы. Очищение огнем широко практиковалось в языческих обрядах славян.

Когда завернутые в лыко или лозу вещи были помещены в яму, их «закрыли» с помощью двух положенных сверху замков. Скорее всего, при этом прочитали заклятие, чтобы уберечь клад от случайной находки чужаками.

В Киеве известны клады богатые и бедные, но до сих пор не был найден ни один «сырьевой» клад. Его находка на Владимирской улице оказалась первой. И своим происхождением она обязана событиям декабря 1240 года — а именно нашествию Батыя.

Продолжение раскопок позволило установить, что место, где был зарыт клад, во время осады занимала усадьба, владелец которой успел покинуть город до прихода монголов. Маловероятно, что этот специфический клад был зарыт во дворе усадьбы, когда на ней бурлила жизнь.

Под руинами храма

Во время осады Десятинная церковь стала последним оплотом защитников Киева, а ее стены, согласно Ипатьевской летописи, рухнули под тяжестью взобравшихся с имуществом на хоры горожан. Правда, исследователи полагают, что ее стены прозаично сокрушили стенобитные орудия. Но в данном случае здесь можно было бы ожидать массовых находок дорогих вещей горожан. Однако эти ожидания не оправдались.

Раскопки церкви, неоднократно проводившиеся в XIX и XX веках, не выявили ценностей, которых следовало ожидать. Все найденные сокровища находились в подземных тайниках, о существовании которых мало кому было известно.

Вне сомнений, об этих кладах догадывались и сами воины Батыя, и именно они были первыми, кто приступил к разбору руин в поисках оружия и драгоценностей. Но завоеватели вскоре покинули город, и эти работы продолжило окрестное население, искавшее после погрома не только сокровища, но и просто полезные в быту вещи.

Эти поиски заметно оживились весной 1241 года, когда сошел снег и опасность окончательно миновала. Среди этих «кладоискателей» наверняка был и человек, зарывший данный клад.

Нет сомнений, что эти вещи он извлек из-под руин Десятинной церкви: отмеченные на них утраты и повреждения могли возникнуть только в результате попадания под завал рухнувшего здания. Только падавшие кирпичи и другие строительные детали могли так деформировать блюдо и привести к появлению на нем поперечных трещин. Наличие же слоя копоти на внутренней части водолея свидетельствует о его пребывании в сильном, но локальном огне. О бушевавшем на развалинах огне говорят и отдельные оплавленные куски листовой меди.

Водолей в стенах Десятинной церкви также вполне объясним — он был взят спрятавшимся в ней владельцем как ценная и дорогая вещь. Маловероятно, чтобы водолей и блюдо были забыты, а тем более оставлены в хоромах, когда все мало-мальски ценное забиралось с собой в расположенный рядом храм, давший последний приют многим горожанам.

Для находчика все эти вещи представляли значительную ценность как лом дорогого цветного металла, вполне пригодного для вторичного использования. Он даже завернул их в лыко или лозу, чтобы обеспечить лучшую сохранность в земле.

Профиль владельца

Состав клада позволяет даже установить личность человека, собиравшего, а затем спрятавшего вещи. Ведь в землю были зарыты медь и бронза, подлежащие дальнейшей переработке. Худшего способа для их хранения придумать было просто невозможно, поскольку бронза и еще более тонкая листовая медь должны были очень быстро разложиться. Следовательно, их укрытие было мерой вынужденной и кратковременной, на которую житель Киева пойти не мог.

Скорее всего, все эти вещи прятал кто-то из уцелевших после нашествия жителей соседнего с Киевом села — для этого человека транспортировка более 10 килограммов лишнего груза могла представлять серьезную проблему.

Не исключено также, что, кроме этих вещей, он отыскал в развалинах и более ценную утварь, которую и забрал в первую очередь. Но у него не было коня, иначе вопрос перевозки сырья не стоял бы так остро. И последнее. Когда этот сельский житель попал в разрушенный Киев, «град Владимира» был пуст. Иначе ему не удалось бы, не привлекая внимания, зарыть свои находки в яму и совершить при этом обряд. Следовательно, на раскопки он отправился сразу же после ухода войск Батыя, вероятно, в начале 1241 года. Это и обеспечило ему богатую добычу, за частью которой, впрочем, он так и не вернулся.

Традиционно считается, что клад остается невостребованным из-за гибели владельца. Но в данном случае уместно и менее трагическое предположение. Весной 1241 года жизнь в Киеве начала восстанавливаться. Поэтому есть вероятность, что, вернувшись за кладом, селянин застал это место застроенным, а оставленные им приметы не нашел или посчитал уничтоженными.

И еще одна интересная и даже мистическая деталь. После 1654 года данная территория была плотно застроена легкими наземными постройками московских стрельцов. Одна из них накрыла в полном смысле слова место клада. При этом прямо на нем была сооружена глинобитная варочная печь. Перед ее устьем имелась выгребная яма, не дошедшая до древнерусских артефактов всего 20-25 сантиметров! Всего один удар киркой, и найденный металл был бы просто переплавлен на месте еще в XVII веке. Но этого не произошло!

Как феникс из пепла…

Данный «сырьевой» клад — далеко не событие в киевской археологии. Если бы он попал в руки черных копателей, то был бы выброшен, как не представляющий ценности старинный хлам. Но, к счастью, он попал в руки ученых и дал столько уникальной информации, о которой можно только мечтать. За фрагментированными и, на первый взгляд, невзрачными находками оказалась судьба рядового человека, выжившего в «мясорубке» Батыева нашествия. Несмотря на страшное потрясение, он нашел в себе силы для дальнейшей жизни. Его судьба отразила судьбу всей раздробленной в те годы страны. Завоеванная и растерзанная завоевателями, она не смирилась с поражением и практически сразу же начала подниматься из руин и пепла, собирая силы для будущего освобождения. Только этого часа пришлось ждать еще долгих 240 лет.

Евгений ЯРОВОЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *