«Черные люди», боящиеся воды

бергдамы

«Черные люди», боящиеся воды

Эти люди живут в страшной жаре пустыни Калахари. Здесь почти нет воды.

По этой причине они не только не моются, но и мистически боятся влаги. Страх перед ней носит даже религиозный характер, так как считается, что вода опасна для жизни и приносит лишь несчастья. Поэтому мыться ни в коем случае нельзя. В данном случае речь идет о бергдамах, которые называют себя «черными людьми».

Название это не случайно, так как даже в Африке бергдамы выделяются особой темнотой. Возможно, это следствие природного цвета тела, возможно, результат грязи, скопившейся на коже за много лет. При этом за зубами они следят очень тщательно, и их улыбка отличается удивительной белизной. Для этого бергдамы постоянно жуют небольшой комочек кожи, и чистят зубы вырезанными из дерева щетками. Тем не менее из-за грубой и однообразной пищи, состоящей из кореньев и насекомых, зубы быстро изнашиваются и без сожаления удаляются местными «эскулапами».

Неразгаданная тайна

бергдамыПоявление и история бергдамов — до сих пор неразгаданная тайна Юго-Западной Африки. Даже в XX веке они умудрились сохранить поразительно примитивный образ жизни, уходящий своими корнями в каменный век. От других африканских народов их отличают не только дикие привычки и нравы, но и необычная внешность. В основном бергдамы высоки и худы, но встречаются низкорослые и полные. Поэтому их едва ли можно назвать чистой расой. У большинства из них австралоидный тип лица с крупными чертами и низким лбом.

Они забыли свой родной язык и разговаривают на одном из диалектов языка готтентотов, у которых долгое время были рабами. Также у них есть слова, схожие с языком суданских негров. Поэтому существует гипотеза, что готтентоты привезли их с севера в Юго-Западную Африку, где они смешались с другими африканскими расами. В том числе и с суданскими неграми, которые тоже имеют очень темную, даже с оттенком синевы кожу. По другой версии, бергдамы являются потомками местного южноафриканского народа, который веками был в порабощении у готтентотов и гереро.

В прошлом веке благодаря усилиям миссионеров для «черных людей» было выделено несколько резерваций. В них поселилось большинство бергдамов. Лишь немногие соплеменники остались в отдаленных горных районах, где продолжают жить за счет охоты и собирательства. Те и другие остаются приверженцами традиционного образа жизни: строят примитивные хижины из веток и травы, готовят пищу на кострах, сеют кукурузу на небольших участках и держат коз.

Обычно в сезон дождей, когда охотиться невозможно, женщины варят суп из термитов, которых в это время очень много. Их собирают и складывают в кожаные мешочки. По ночам ловят кузнечиков, которые становятся малоподвижными из-за перепада температуры. В поджаренном виде они очень питательны и вкусны. Когда же нет мяса и насекомых, бергдамы, как и их предки, питаются корнями растений, ягодами и медом диких пчел. Подобный образ жизни, антропологический тип и методы охоты позволили ученым считать, что таинственное племя бергдамов — это далекие потомки древнего и самобытного народа Африки.

Остановка -каменный век

У этого племени нет вождей и даже простых законов. Скорее всего, суровые условия жизни и борьба за выживание не оставили им возможности для создания собственной социальной структуры. Фактически все бергдамы равны в своей нищете, которая не предполагает размышлений о равноправии, справедливости и морали. Возможно, примитивность духовной жизни обусловлена столетиями рабства и перманентным отсутствием свободы.

Однако религиозные представления у них все же существуют. В первую очередь они сохранились в отдаленных горных районах и выражаются в поклонении верховному божеству Камабу — повелителю солнца, дождя и охоты. Связь с ним поддерживается с помощью колдунов, которые одновременно выступают и лекарями. Роль этого божества трудно переоценить -ведь он также является хозяином жизни и смерти людей. По представлениям бергдамов, умершие соплеменники нередко скучают по живым родственникам, а чтобы ускорить встречу с ними в небесной обители, могут напустить болезнь. Поэтому мертвых хоронят как можно скорее, а погребения заваливают массивными камнями, затрудняющими выход из могилы. «Черные люди» не сомневаются, что Камабу питается человеческим мясом. Поэтому он призывает людей в страну умерших, а в древних могилах лежат одни скелеты. Этот факт объясняется тем, что человеческие останки объедают обитатели небес.

Главной ценностью в поселениях считается священный огонь, у которого могут находиться исключительно мужчины. Подходить к нему женщинам и детям строжайше запрещено. Считается, что они могут осквернить огонь, и тогда на племя обрушится несчастье. После специального ритуала его зажигают старейшины. Они же поддерживают священный костер, к которому обычно обращаются с просьбой удачи на охоте. По племенному поверью, место у него могут получить и умершие выдающиеся мужчины. Только происходит это на небе, где жизнь идет так же, как и на земле.

Земная жизнь этих людей не отличается особыми радостями и разнообразием. Многие до сих пор одеваются в шкуры или ходят в лохмотьях. Детям же до определенного возраста одежда вообще не полагается. В то же время бергдамы не прочь украсить себя различными «драгоценностями». Так, мужчины иногда носят лишь одно украшение — стальные или медные серьги в ушах, в то время как женщины могут надеть на свои немытые тела ожерелья из скорлупы страусиных яиц или кожаные браслеты. Последние являются как признаком достатка, так и знаком внимания мужчин. Дело в том, что после удачной охоты довольный муж может подарить жене браслет из кожи убитого животного. Чем больше таких браслетов носит женщина, тем больше ее любит муж.

Уставшие жить

Несмотря на примитивный образ жизни, у бергдамов существует парная семья. Самые грязные люди планеты фактически вступают в брак, но свадебных церемоний у них нет. Тем не менее определенные семейные ритуалы все же существуют. Например, ребенок получает имя в тот момент, когда обрезается пуповина. Во время этого процесса отец поджаривает кусок мяса и втирает в себя стекающий жир. Затем скатывает жирную грязь с тела и собирает ее в кожаный мешочек. Прикрепляя его к шее ребенка, он всегда плюет ему на грудь, растирает слюну и несколько раз повторяет имя новорожденного. Что означает и от чего защищает этот ритуал, похоже, неизвестно и самим бергдамам. Но в дальнейшем собранная с тела родителя грязь служит ребенку своеобразным амулетом. Есть у племени и еще одна древняя традиция. Если в семье рождается двойня, то это сродни проклятию. Чтобы от него избавиться, нужно похоронить заживо одного из двух малышей.

Несмотря на фактически первобытный образ жизни, бергдамы выработали определенные навыки лечения. Сточившиеся зубы соплеменников они удаляют самым простым способом. При этом «зубной врач» садится перед пациентом и вдавливает заостренную палочку в десну под зубной корешок. Затем сильно ударяет по ней камнем — и операция завершена! Естественно, что о какой-либо анестезии речь не идет.

«Лечебные процедуры» обычно выполняют колдуны, которые определяют, насколько серьезна болезнь. Если колдун видит, что пациент старый, слабый или болезнь запущена, то объявляет, что бог Камабу хочет взять его жизнь. В этом случае беднягу оставляют на произвол судьбы, не оказывая ему никакой помощи. Подобная традиция характерна для всех первобытно-общинных обществ, когда племя избавлялось от лишних ртов, не способных добывать себе пищу. Показательно, что в этом случае сам больной спокойно принимает приговор колдуна и покоряется уготованной участи.

Однако «лечение» не гарантирует выздоровление, так как лекарь «гонит» болезнь в какую-либо часть тела, откуда выжигает ее головней. Так на теле «пациентов» появляются похожие на татуировки шрамы. Интересно, что многие примитивные народы «лечат» недуги подобным образом.

Практически все путешественники, посетившие бергдамов, отмечают их апатию и отсутствие какой-либо пассионарности. В настоящее время они причислены к вымирающим народам. И на это есть причины. С одной стороны, сегодня их стремительно поглощает цивилизация. С другой — их ассимилируют другие народы. Поэтому можно согласиться с теми учеными, которые считают, что исчезновение бергдамов в ближайшей перспективе неизбежно.

Евгений ЯРОВОЙ

«Черные люди», боящиеся воды: 1 комментарий

  1. Мыслитель средневекового Китая Хун Цзычэн считал: «Там, где грязь, кишит жизнь. Где вода чиста, не бывает рыбы»….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *