Под морским дном

евротуннель

Под морским дном

В 1994 году под проливом Ла-Манш был построен туннель, соединивший Францию и Англию. Уникальное инженерное сооружение поражало своими размерами, ведь его длина превышала 50 километров. Но самым невероятным оказалось то, что 38 из них были проложены под морским дном.

Стройка века

Сейчас в это трудно поверить, но несколько тысяч лет тому назад Британия и континентальная Европа были единой частью суши, а знаменитая река Темза, на которой сегодня стоит красавец Лондон, была всего лишь левым притоком Рейна. Но ледники растаяли, уровень моря поднялся, и Британия вынужденно отделившаяся от Европы, стала островом.

евро_туннель_стройка
В течение 3 лет мощнейшие строительные машины километр за километром сокращали расстояние между Англией и Францией.

Идея вновь соединить два великих берега воедино возникла у европейцев в конце XVIII века. С тех пор лучшие инженеры бились над решением этого вопроса. Впервые проект туннеля предложил француз Альбер Матье. И было это в 1802 году. А вот англичане склонялись к идее построить над проливом мост. Гигантская конструкция должна была состоять из 10 пятикилометровых пролетов, подвешенных над морем на суперпрочных тросах. Увы, смелую идею пришлось отклонить — таких гигантских мостов на тот момент строить еще не умели, и эксперты засомневались: будет ли он крепким и надежным? Выдержит ли вес сотен человек, машин, а возможно, и поездов?

Были и вовсе нереальные проекты. Так, один из лондонских конструкторов предложил соорудить искусственные острова вдоль всего пролива, а от этих островов построить мосты, связанные меж собой этакой паутиной. Как бы то ни было, но авторитетная комиссия, в течение нескольких лет рассматривавшая самые

Были и вовсе нереальные проекты. Так, один из лондонских конструкторов предложил соорудить искусственные острова вдоль всего пролива, а от этих островов построить мосты, связанные меж собой этакой паутиной. Как бы то ни было, но авторитетная комиссия, в течение нескольких лет рассматривавшая самые разные проекты, отдала предпочтение постройке подземного туннеля, чем вызвала немало ожесточенных споров.

В прессе активно высказывались мнения против соединения Франции и Англии туннелем. Люди боялись того, что, если между двумя странами вспыхнет война, этот путь враждующие стороны станут использовать для уничтожения противника. И одном богу известно, к каким последствиям это приведет. Мирное население успокоили военные: «При введении военного положения туннель можно сделать непригодным для передвижений, — заверяли они, — для этого достаточно устроить взрыв и обвал. Кроме того, войска, выходящие из замкнутого пространства на вражескую территорию, скорее сами попадут в засаду, нежели смогут навредить противнику».

Три в одном

На самом деле Евротуннель состоит из трех туннелей: двух железнодорожных (сообщения Англия — Франция и обратно) и одного технического. На сегодняшний день поездка по нему — самый быстрый способ добраться из одной страны в другую. Путь занимает около 3 часов.

Туннели составляют в диаметре 7,3 метра, а в длину— 51 километр, 38 из которых проходят под водой. Толщина бетонных стен туннелей достигает 40 сантиметров.

Путешественники, передвигающиеся на автомобиле, тоже могут воспользоваться железной дорогой, ведь поезда оснащены удобными платформами для постановки машин, а интервал их отправления — всего один час. В течение дня по путям движется до 350 электропоездов, Вмещающих более 200 тысяч тонн груза. Они развивают скорость до 160 километров в час.

Долгострой

Вскоре все споры были улажены, проекты утверждены, но начало строительства по тем или иным причинам все время откладывалось.

евротуннель_англия_франция
Стоимость Евротуннеля оценивается более чем в 10 миллиардов фунтов стерлингов. Эта сумма вдвое превысила бюджет, заявленный в начале строительства. Туннель под Ла-Маншем, несмотря на свою астрономическую стоимость, является примером гениальной инженерной мысли, которая соединила в себе удобство, функциональность и, главное, максимальную безопасность.

Лишь в 1955 году наконец-то принялись за дело. Отрапортовали в СМИ о запуске грандиозного проекта, вырыли несколько огромных котлованов… Но тут случился энергетический кризис, и стройку века пришлось заморозить, а точнее, затопить, потому что пустующие котлованы быстро заполнились водой.

По прошествии 12 лет, в 1967 году, власти двух государств заявили о желании вновь запустить масштабное строительство, вот только финансирование на этот раз решено было переложить на плечи частных строительных компаний, которые должны были принять участие в тендере.

Лучшие компании представили свои проекты, из которых было отобрано девять наиболее успешных. В течение года эти проекты пристально рассматривала авторитетная комиссия, выявляя подводные камни, взвешивая за и против. Но ни одни из них не удовлетворял конструкторов и инженеров на все сто.

Наконец был выбран лучший, по мнению жюри, план постройки. В его рамках предлагалось параллельно друг другу разместить в туннеле автомобильное шоссе и железнодорожные пути. Но, увы, этому замыслу не суждено было воплотиться в жизнь. От автотрассы пришлось отказаться из-за нескольких факторов. Повышенная аварийность, сильное загрязнение воздуха в узком пространстве туннеля, недостаточно мощная вентиляция, проблема пробок — все это сыграло не в пользу автотранспорта. Учли и тот факт, что утомляемость водителей при длительной поездке через туннель усиливается в несколько раз, а значит, несчастных случаев и ДТП избежать не удастся.

Удобная лазейка

В 2003 году в Евротуннеле обнаружили человека: оказалось, что он прожил там насколько лет. А на свет божий выбирался лишь для того, чтобы пополнить запасы провизии. Как ему удалось столько времени оставаться незамеченным в оснащенном камерами туннеле — загадка.

Спустя год на английской, стороне туннеля были обнаружены 15 нелегальных турецких эмигрантов, некоторые из которых были серьезно травмированы. По всей видимости, во Франции они тайком забрались в один из товарных вагонов, проехали несколько километров, а когда поезд замедлил движение, спрыгнули и продолжили путь пешком. Отсюда и полученные травмы.

Для пресечения подобных правонарушений сегодня на объекте ведутся 24-ча-совая охрана и наблюдение.

Мы с тобой два берега…

Итак, туннель решено было сделать железнодорожным. На берегах Англии активное строительство развернулось в начале зимы 1987 года, Франция приступила к выполнению своей части спустя 3 месяца. Это выглядело впечатляюще: в течение 3 лет мощнейшие строительные машины километр за километром сокращали расстояние между Англией и Францией. И это притом, что прокладка туннелей шла как минимум на 45 метров ниже уровня морского дна.

евротуннель_франция_англия
Для выбора производителя, ответственного за литье рельсов, был организован международный конкурс, в котором приняло участие несколько тысяч фирм. В итоге французские специалисты выбрали рельсы российского производителя.

В работе участвовало 120 шахтовых составов, которые бесперебойно вывозили выкопанную породу и освобождали пространство для продвижения вперед. В месяц самосвалы проезжали расстояние, равное двойной длине экватора Земли.

В 1990 году, когда до воссоединения оставалась какая-то сотня метров, все газеты мира писали об этом грандиозном событии. Однако до завершения работ было еще далеко. Железнодорожный туннель были построен в июне 1991 года. Но для начала эксплуатации путей необходимо было построить еще и служебный туннель, а также проложить рельсы. Для выбора производителя, ответственного за литье рельсов, был организован международный конкурс, в котором приняло участие несколько тысяч фирм. В итоге французские специалисты выбрали рельсы российского производителя.

Торжественное открытие туннеля состоялось 6 мая 1994 года. В нем приняли участие английская королева Елизавета II и президент Франции Франсуа Миттеран. Королева первой удостоилась чести, совершить поездку по туннелю, сев на поезд в Лондоне и приехав во французский прибрежный город Кале. Президент Франции отправился навстречу королеве с парижского вокзала, минуя город Лилль. Локомотивы встретились, и под национальные гимны обеих стран президент и королева торжественно разрезали традиционные для таких случаев ленты.

Юлия АГАФОНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *