Озерный монастырь

антониево_дымская_обитель

Озерный монастырь

Все в этой обители не так, как в других монастырях. Только представьте себе: озеро, посреди него стоит крест, вокруг которого, рассекая водную гладь, плавают паломники, читая молитву. Да-да, именно плавают, причем в холодной воде. И лишь потом, выдержав достойно это непростое испытание, они получают разрешение войти в храм.

Антониево-Дымская обитель по праву считается старейшей в России, ведь ей уже без малого 800 лет. За это время монастырь трижды закрывали, трижды крушили до основания, но каждый раз он, подобно птице феникс, возрождался из пепла. Да и основан он был не так, как другие. Обитель началась с камня на озере, который для своих ежедневных бесед с Господом облюбовал преподобный Антоний.

«Это мой крест…»

Антоний появился на свет в Новгороде в начале XIII века. Даже когда он был еще подростком, все вокруг понимали, что свою жизнь он посвятит служению Богу. С утра до вечера парнишка пропадал в церкви и как-то раз во время обедни услышал слова из Евангелия: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет».

антониево_дымская_обительЭта фраза буквально запала в душу юноши. «Это мой крест, — говорил он себе. — Мой путь. Я должен отвергнуть все и идти в монастырь…» Родители, узнав о намерении сына, ужасно огорчились, но делать было нечего, положили в котомку нехитрой снеди, благословили, и отправился Антоний в Хутынский монастырь.

Настоятель обители Варлаам Хутынский, будучи человеком мудрым и прозорливым, сразу понял, что к нему пришел необычный юноша. Его не смутило даже то, что годков парнишке недоставало, оставил его жить в монастыре и не обманулся в своих ожиданиях. Дни шли за днями, Антоний набирался мудрости, изучал богословие и науки. Когда же преподобный Варлаам скончался, занял его место, став игуменом Хутынского монастыря.

Долгие годы Антоний безропотно исполнял волю наставника: возглавлял монастырь, решал насущные вопросы. Он утвердил в обители устав, приумножил число иноков, завершил строительство каменной церкви. Но его мечта об отшельнической жизни наедине с собой и Богом так и оставалась недостижимой. Она осуществилась через много лет, когда Антоний понял, что Хутынский монастырь уже прочно стоит на ногах и братия теперь сможет обойтись и без его помощи.

Ближе к богу

Несколько лет никто не знал, где находится преподобный Антоний. А он бродил по непроходимым лесам Русского Севера в поисках места для уединения.

Как-то раз довелось ему набрести на Дымское озеро, затерявшееся в труднопроходимых Тихвинских лесах Новгородской земли. Антония покорила красота и уединенность этих мест. Леса были полны птиц и зверья, озера — рыбы, а тишина была такая, о какой он мечтал все эти годы. Никаких человеческих голосов, только голос Господа.

Понял Антоний, что это место создано природой для одиночества и молитв. На берегу озера соорудил себе пещеру и стал жить в полном уединении. Дни проводил в трудах, а ночи — в молитве. Терпел летнюю жару и зимнюю стужу, голод и болезни, но никогда не роптал и мужественно переживал все невзгоды.

Посреди Дымского озера увидел он как-то огромный камень, верхняя часть которого возвышалась над водной гладью. Обрадовался как ребенок, потому что наконец-то нашел то, что так долго искал. С того дня он каждый день приплывал к камню и подолгу молился, стоя на нем. Это был уникальный с точки зрения православной церкви подвиг столпничества на водах. Но преподобный Антоний этого не знал. Он просто следовал велению своего сердца, полагая, что так он становится ближе к Богу.

Прошли годы. И вскоре слава о божьем человеке, обитающем на берегу Дым-ского озера, привела в эти края и иных почитателей уединенной жизни. Пришлось строить деревянные кельи, церковь и трапезную. Так и выросла близ озера новая обитель, получившая название Дымской. Преподобный Антоний стал ее настоятелем на долгие 30 лет.

После смерти его тело было погребено в одном из приделов храма. А спустя 100 лет мощи святого Антония были обретены нетленными и невредимыми. Их положили в раку, а ее разместили в Анто-ниевском храме монастыря.

Время расцвета

В начале XV века, во время похода хана Едигея на Новгородские земли, раку с мощами преподобного Антония монахи зарыли в землю, положив сверху каменную плиту, и снова присыпали землей. Церковную утварь, колокола, вериги и железную шляпу преподобного, которую он носил, будучи отшельником, монахи опустили на дно Дымского озера.

Неверные разграбили обитель и сожгли дотла, но святыни удалось спасти. Когда враги убрались восвояси, монахи вытащили реликвии из озера и вернули на свои места.

В XVII столетии преподобный Антоний несколько раз спасал монастырь от огня, являясь во сне братьям и предупреждая о пожаре. Но в 1611 году не уберег. Шведские войска до основания разорили Дымскую обитель, сожгли храмы и кельи. Монахи тогда разбрелись по близлежащим монастырям, и намоленное место надолго опустело.

Восстанавливать обитель начал Михаил Феодорович Романов. А уже в годы правления Алексея Михайловича здесь отстроили из камня восхитительную по красоте церковь Антония Великого.

Много чего пришлось пережить монастырю за последующие годы. Но XIX столетие стало временем его расцвета. Обитель отстроили практически заново — и полностью в камне. Вокруг возвели кирпичную ограду с четырьмя башнями по углам и святыми вратами. Перед революцией в монастыре проживало 55 монахов. Они, помимо прочего, вели просветительскую деятельность: обучали грамоте детишек из близлежащих деревень, организовав для этого церковно-приходскую школу.

Можно и пешком

Преподобный Антоний завещал прихожанам не входить в храм, не омывшись в водах Святого озера. Так и возник обычай плавать вокруг камня с молитвой преподобному. Впрочем, вокруг креста и камня, которые находятся в метре друг от друга, можно и обойти. Ведь озеро в этом месте совсем не глубокое.

Ломать — не строить

В 1919 году большевики, пришедшие к власти, закрыли обитель. А чтобы стереть с лица земли даже память о ней, дали поселку, расположенному рядом, новое имя — Красный броневик. Сам же старинный монастырь они превратили в коммуну по производству кирпича. Правда, «производство» было весьма специфичным и заключалось исключительно в разборе стен и башен монастыря и продаже уже использованного кирпича по бросовым ценам. В результате столь бурной деятельности от обители практически ничего не осталось.

После Второй мировой войны в единственно уцелевшем келейном корпусе, который просто не успели разобрать на кирпичи, размещалась школа трактористов, потом психиатрическая лечебница и наконец заводской санаторий-профилакторий. А в конце 1950-х годов многострадальный монастырь был окончательно разрушен — разобран по кирпичику. Таким и простоял он до конца безумного XX века, являя собой жуткое зрелище: ни церквей, ни келейных зданий, ни ворот, ни ограды. Лишь на пригорке одиноко смотрел ввысь остов некогда четырехъярусной колокольни без колоколов.

…Возрождение монастыря началось в 1994 году. К 770-ле-тию со дня смерти преподобного Антония на озере, в том самом месте, где когда-то находился огромный валун, установили четырехметровый крест, который стал символом обновления и начала новой жизни. А спустя 6 лет началось активное восстановление древней обители.

Юлия АГАФОНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *