Кханда — меч воина

Кханда — меч воина

Кхандой пользовались и защитники Индии, и ее завоеватели!

Индия — большая страна, где живут люди, происходящие из разных этносов и принадлежащие к различным религиям. Увы, далеко не всегда они жили мирно между собой. При этом воины каждого народа пользовались тем оружием, к которому больше привыкли. Но один меч пришелся по вкусу всем — это кханда.

Судя по всему, кханду можно назвать одним из самых древних по происхождению индийских мечей. Внимательно изучая рисунки и барельефы, ученые обнаружили изображения этого оружия, сделанные еще в I веке до нашей эры. Ими сражались и воины династии Гупта в III-VI веках. Однако окончательно кханда обрела свою форму и стала такой, как мы ее знаем, лишь к X столетию.

Секрет в эфесе

Само слово «кханда» несет в себе угрозу, так как происходит от санскритского слова, означающего «сломать, вырезать, уничтожить». Сокрушительный удар этого меча действительно способен был сломать и уничтожить многое. Массивность — одно из наиболее характерных свойств кханды. Мощный клинок, как правило, расширяющийся к концу, предназначался для сильных размашистых ударов, которые могли пробить любой блок. Не зря индийскую кханду иногда сравнивают с европейским фальшионом.

Впрочем, с клинком кханды есть одна загвоздка. Дело в том, что он не имеет какой-то строго установленной раз и навсегда формы. Можно найти кханды без расширения клинка, можно найти вообще не слишком широкие клинки. В подавляющем большинстве случаев они прямые, но изредка встречаются и заметно изогнутые. Острие бывает закругленным, а бывает сведенным на выраженный треугольник. Наконец, заточка может быть обоюдоострой, полуторной или односторонней. А у изогнутых вариантов — даже по внутренней стороне, как у ятагана. Одним словом, впору запутаться. Но кханда легко узнается по эфесу.

Известно три вида эфесов. Первый, древнеиндийский, имеет широкую гарду в виде пластины из двух или четырех лепестков, слегка загнутых на встречу руке. С внутренней стороны пластина обкладывалась мягкой тканью. Это давало хорошую защиту кисти и при этом не стесняло свободу движений. Навершие традиционно выполнялось в форме диска или небольшой чаши. Второй тип эфеса появился около XVI века. Пластина гарды стала чуть больше и превратилась в сплошной диск. Самое главное — добавилась дужка для защиты пальцев. Это слегка повлияло на технику фехтования, чуть обеднив ее. Но забота о руках оказалась важнее виртуозности, и со временем такой эфес и вовсе превратился в закрытую корзину, как у европейских палашей. Третий эфес, индо-мусульманский, считается самым редким. Здесь гарда представляет собой простую крестовину.

Коварный шип

Самой характерной деталью эфеса, по которой безошибочно определяется кханда, является длинный шип или стержень, выходящий из на-вершия. Он обычно не затачивался (иначе воин легко мог поранить самого себя, а меч представлял бы опасность для окружающих, находясь на боку в ножнах), но был очень функционален. Во-первых, в тесной схватке им вполне можно было нанести удар в лицо или в висок противника. Для этого достаточно было сравнительно небольшого резкого движения, и даже незаточенный шип наносил серьезные повреждения. Во-вторых, воин мог схватиться за шип другой рукой, превратив свой палаш в некое подобие двуручного меча. Это помогало усилить удар в решающий момент.

Кроме этого, стержень имел и защитную функцию — он прикрывал запястье и часть предплечья при поднятой руке. Также существует версия, что им можно было зацепить и отодвинуть в сторону щит противника. Однако многие исследователи полагают такой прием слишком трудно осуществимым и странным. Даже если это удалось бы сделать, непонятно, как и чем после этого воин должен был наносить удар.

Стоит заметить, что на самых ранних образцах кханд шип на эфесе отсутствует. Часто не делали его и мусульмане. Тем не менее этот элемент настолько нравился индийцам, что они использовали его и на другом виде оружия. Это появившийся в XVI веке меч фиранги (буквально -«иностранец»). Индийские кузнецы брали клинки от европейских палашей или шпаг и, ничтоже сумняшеся, насаживали их на традиционные эфесы кханд. Получившиеся гибриды одно время были весьма популярны.

СИМВОЛ СИКХОВ

Кханда стала одним из символов сикхизма. Священный знак этой религии воинов так и называется «кханда» — по имени древнего меча. Хотя в нем совмещены сразу несколько традиционных видов индийского вооружения. Центральное место занимает собственно кханда с характерным древнеиндийским эфесом. Считается, что острия клинка отделяют невежество от истины. При этом правая часть меча символизирует баланс между свободой и властью, а левая — божественное правосудие, которое карает недругов. На клинке кханды лежит метательное кольцо — чакра. А по бокам расположены два типичных сикхских кинжала -кирпана. Один из них символизирует власть мирскую, другой -духовную. Традиционно кханду изображают черным цветом на треугольном желтом флаге, который вывешивается перед входом в храмы. Сикхизм как религиозное течение возник только в XVI веке, а кханду как постоянный символ они стали использовать еще на столетие позднее. Однако весьма показательно, что именно этот меч они выбрали, чтобы подчеркнуть свою приверженность боевым традициям и твердость духа.

Изобретение махараджи раджпутов

Кханда предназначалась для пешего боя. Ее длина обычно составляла 90-100 сантиметров, а вес колебался в очень широких границах — от 800 до 1600 граммов. Кто-то делал ставку на сокрушительные удары, кто-то -на фехтовальные финты. Известно, что тяжелые клинки кханд довольно легко могли пробивать кольчуги и панцири. Колющие удары кхандой не наносились практически никогда, разве что случайно. Существует даже версия, что делать треугольное заточенное острие индийцы научились только после того, как увидели клинки европейских шпаг.

Еще одна интересная особенность — усиливающие накладки на клинок, которые иногда могли занимать до 2/3 общей длины. Прикрывали они не только плоскость, но и лезвие. Это давало возможность иногда перехватить меч за основание клинка второй рукой. Например, при парировании сильного удара или в клинче. Здесь тоже можно усмотреть параллель с Европой — там специально оставленная незаточенной часть клинка называлась «рикассо». Но на этот раз индийцы ничего не подглядывали. Известно, что накладки на клинок начал делать махараджа раджпутов Притхвирадж III, живший в XII веке. Он был одним из последних индуистов, правивших в Дели. Упорно сопротивляясь мусульманскому вторжению из Афганистана, он провел всю жизнь в битвах и погиб в очередном сражении в 1192 году.

Кханды использовали как раджпуты, так и их противники. Один из самых старых экземпляров, дошедших до наших дней, принадлежал Ала ад-Дину аль-Хильджи — мусульманскому правителю, на стыке XIII-XIV веков подчинившему своей власти практически всю Северную Индию.

Получается, что кханда участвовала во всех главных войнах на территории Индии на протяжении более чем полутора тысячелетий. Только в XVIII веке ее окончательно вытеснили более легкие и подходящие для конного боя сабли. Но до сих пор фехтование на кхандах входит в систему калари-паятту — боевого искусства Южной Индии.

Виктор БАНЕВ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *