флейта_факира
Живая планета

Флейта факира

Флейта факира

В мире много смертельно опасных профессий. Заклинатель змей — одна из них. В Индии тайны мастерства передаются исключительно от отца сыну — и так из поколения в поколение. Никто и никогда не раскроет чужаку нюансов профессии, секретов, которыми владели предки, — это считается неуважением к умершим.

заклинатель_змей

Поза имеет значения

Во время опасности все змеи пытаются защититься и принять устрашающую позу. Кобра раздвигает шейные ребра, и мы видим необычный широкий капюшон. Гремучая змея вибрирует чешуйками на конце хвоста, и мы слышим специфическое постукивание погремушки. Гадюка приподнимает голову, шипит и угрожающе качает головой из стороны в сторону.

Однако нужно помнить, что змея никогда не нападает на человека первой. Она скрытна, боязлива и всегда пытается избежать столкновений с крупными животными, а тем более с человеком. Она вовсе не стремится потратить свое единственное средство защиты и охоты — яд. Ведь, чтобы его вновь синтезировать, ей потребуется немало времени и энергии.

 

Деревня заклинателей

В Индии полным-полно деревень, в которых живут потомственные укротители змей. Одна из них — деревня Чинчоли в штате Карнатака.

В ней проживает всего 400 жителей, но все они, без исключения, прекрасно находят общий язык с ядовитыми рептилиями. Без этого умения в деревне просто не выжить, ведь змеи там повсюду.

По словам путешественников, даже женщины и дети не боятся ползучих гадов. Вот что пишет француз Сэмюэль Рош, которому довелось 2 недели провести в этой

деревушке: «Как-то утром я курил во дворе дома, в котором остановился на постой, и увидел, что в 2 метрах от меня ползет гигантская змея.

— Ядовитая? — спросил я у хозяйки дома, в ужасе пятясь назад.

— Да. Но вы ее не бойтесь, просто не трогайте.

При этом женщина продолжала спокойно развешивать белье, а ее трехлетний сынишка играл в метре от смертельной опасности».

Во время многочисленных тренировок у змей вырабатывают страх перед дудкой.

Ловцы змей

В Чинчоли почти в каждом доме живет пять-шесть змей. Это актеры, которых выращи-

вают и разводят для бизнеса. Правда, с тех пор как вышел закон о защите дикой природы, запрещающий держать в неволе змей с целью получения прибыли, желающих заниматься их дрессировкой стало намного меньше. А чтобы хоть как-то прокормить свои многочисленные семьи, некоторые жители Чинчоли перепрофилировались и превратились из заклинателей в ловцов змей. Свой товар они просто-напросто продают на змеиных рынках, где за ползучих гадов можно выручить хоть какие-то деньги.

Самые смышленые жители Чинчоли пошли дальше и, объединив усилия с родственниками, создали скромные компании по отлову рептилий в городах. Такой бизнес в Индии — беспроигрышный вариант, ведь каждый год от укуса змеи здесь страдают 300 тысяч человек, из них 75 тысяч погибают.

Но те, кто в совершенстве овладел искусством дрессировки змей, зарабатывают гораздо больше и пользуются огромным почетом среди местных жителей. Ведь индийцы отлично знают, что даже для самых опытных мастеров своего дела этот бизнес остается невероятно сложным и смертельно опасным.

Многие ошибочно полагают, что заклинатели змей выращивают своих артистов с младенческого возраста. На самом деле это не так. К дрессировщику кобры и гадюки попадают уже взрослыми. И этому есть объяснение. Молодые змеи очень агрессивны и глупы, а потому от них стоит держаться подальше. Взрослые — умны, осмотрительны и спокойны, а потому кусают куда реже. Воспитывать их с младых ногтей, чтобы приучить к себе, — пустая трата времени. Змея — это не кошка и не собака, одно неверное движение — и это неблагодарное существо набросится на вас, несмотря на то что вы холили и лелеяли его долгие годы. Именно поэтому заклинатели в своей работе пользуются исключительно методом кнута, а не пряника.

Змей факиры покупают на специальных змеиных рынках. Кобра стоит 20 рупий, питон — 5 рупий за ярд, гадюки — 6 рупий за дюжину. А рупия стоит чуть меньше российского рубля.

Секрет волшебной дудочки

Змея не в состоянии узнать своего хозяина. Для нее что он, что зрители — едино, это недруги, нарушители ее покоя.

факирНо вот что змея узнает сразу, так это дудку. При виде нее она сразу затихает. И дело не в какой-то особой мелодии — змеи глухи и не слышат музыку, это 50 лет назад установили французские герпетологи, которые включали пресмыкающимся мелодии, но те на них никак не реагировали. Секрет заключается в самой дудке, а также в плавных покачиваниях заклинателя из стороны в сторону.

Во время многочисленных тренировок у змей вырабатывают страх перед дудкой. Сначала ее дразнят, вынуждая встать в стойку, а когда она бросается на обидчика — бьют дудкой по голове. Если змея пытается уползти, то получает удар за ударом, пока снова не встает в стойку. И так каждый день — дразнят и бьют. Попытки разделаться с ненавистным предметом ни к чему не приводят — музыкальному инструменту змеиные зубы нипочем. В конце концов змея перестает кусаться, ведь по своей природе она не склонна тратить яд напрасно. Все, что ей остается, — шипеть и бросаться на человека. Через 2-3 недели несчастная рептилия готова к своему первому выступлению. Она неотрывно следит за главной угрозой — музыкальным инструментом, отвечая на каждое его движение своим. Так и рождается столь загадочный и любимый туристами совместный танец заклинателя, его дудки и змеи, которая словно танцует в такт музыке.

Жестокий бизнес

Что касается самого представления, то эффектнее всего смотрятся, конечно же, кобры с раскрытым капюшоном. Иногда змея делает резкие броски в сторону укротителя, но он ловко усмиряет ее. Создается впечатление, что кобра поддается дрессировке, что она послушна ему, но так ли это на самом деле? Конечно же, нет. По словам специалистов, змей нельзя приручить, можно только сменить место их проживания, к примеру, принести из леса домой или в серпентарий. И организовать питомцу комфортные условия проживания.

Опытные укротители знают повадки животного и используют их привычное поведение в своих спектаклях. Во время представления создается впечатление, что кобра, качаясь из стороны в сторону, внимательно следит за укротителем. На самом деле змея почти не видит происходящего (большую часть информации она получает через орган осязания и орган, способный улавливать разницу температуры). Высовывая язык и вибрируя им, она не столько пугает возможную жертву, сколько изучает ее.

Перед началом представления артистка тихо спит в корзине. Заставить ее вылезти может лишь какое-то беспокойство, например легкий удар по крышке корзины. Змея поднимает голову, начинает вибрировать из стороны в сторону. Зрители думают, что она внимательно слушает музыку флейты, на самом же деле она просто пытается защититься — открывает рот, шипит, шевелит языком, раскрывает капюшон, движется из стороны в сторону за флейтой. В это время сам укротитель тоже наклоняется в разные стороны в такт исполняемой им мелодии и незаметно постукивает ступнями по земле. Змея еще больше теряется, полагая, что рядом есть кто-то еще, и ведет себя смирно.

Впрочем, это лишь кажущееся смирение. И дрессировщику нужно быть предельно осторожным и внимательным. Иногда недобросовестные заклинатели идут по пути наименьшего сопротивления и удаляют у змеи орган, содержащий яд. Животное становится вялым и абсолютно безопасным, но живет недолго. После смерти актера нерадивые факиры покупают новый товар, и так продолжается до бесконечности. Это жестокий бизнес. Именно поэтому сейчас змеиные представления в Индии официально запрещены.

дети_факиров

Сергей БОРОДИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *