Кем был Рюрик?

рюрик_ryurik

Кем был Рюрик?

Если верить «Повести временных лет», в 862 поду на княжение в Новгород были призваны варяги во главе с Рюриком. Так возникла российская государственность. Однако споры о том, кем был Рюрик и существовал ли он вообще, не утихают до сих пор.

князь_рюрик_knyaz_ryurik

Преданье старины глубокой

«Повесть временных лет» описывает призвание варягов без излишних подробностей. Ильменские словене, чудь, весь и кривичи перессорились между собой после смерти новгородского князя Гостомысла и решили выбрать правителя за рубежом. Послали к варягам племени русь.

«Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет», — молвили растерянные просители.

В ответ на призыв впавших в анархию новгородцев явились три брата — Рюрик, Синеус и Трувор. Первый сел в Новгороде, второй в Белоозере, а третий в Изборске. Вскоре Синеус и Трувор умерли, а Рюрик забрал себе их уделы и правил единолично до 869 года, когда благополучно скончался.

Потом преемники Рюрика распространили власть русов на Киев и другие земли. «И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене», — подытоживает Никон, которому приписывается авторство начального свода летописи.

Казалось бы, о чем тут еще спорить? Тем более что и другие летописи подтверждают этот рассказ. Есть лишь незначительные расхождения. Множество зарубежных источников — от саксонских и датских хроник до скандинавских саг — косвенно подтверждают историю Рюрика, изложенную в «Повести временных лет».

Каждая из хроник дает свою версию происхождения князя, но с историческими источниками всегда так. Однажды рассказанная или записанная легенда начинала жить своей жизнью и кочевать по Северной Европе.

Но существует проблема. «Повесть временных лет» составлялась никак не раньше XII века. Так что от описываемых событий ее автора отделяли по меньшей мере 250 лет. Многого он просто не знал и додумывал. Кое-что мог взять из источников, до нас не дошедших. А некоторые вопросы его не слишком интересовали.

К тому же дошедшие до нас своды «Повести временных лет» несут на себе следы позднейших вставок и приписок. Так что большой вопрос — стоит ли полностью доверять этому источнику.

Вся семья и верная дружина

Однако в XVIII веке ему поверили профессора Миллер, Шлецер и Байер. Эти немецкие историки жили и работали в России и ввели в обиход так называемую «норманнскую теорию». Впервые же о том, что наше государство основано скандинавами, заговорили еще в XVII веке шведские историки Юхан Видекинд и Олаф Далин.

Коротко эту версию можно изложить так. Славянские племена, жившие вокруг Новгорода, искали порядка и защиты от «злых» варягов и пригласили княжить «хорошего» варяжского конунга Рюрика. Вероятно, он был шведом. Явился Рюрик в Новгород не с братьями Синеусом и Трувором, а со всей семьей (sine hus) и верной дружиной (thru varing). Автор летописи просто не понял шведских слов и по созвучию «додумал» родичей конунга — Синеуса и Трувора. А то, что эти «имена» так хорошо переводятся со шведского, льет воду на мельницу «норманистов».

Здесь мы сталкиваемся с явной неувязкой. Уж очень странно повел себя Рюрик: сам остался в Новгороде, а семью и дружину отправил, соответственно, в Бело-озеро и в Изборск. Дальше получается вовсе бессмыслица: семья и дружина через два года умерли. Мы уж не говорим о том, что ни на одном скандинавском языке thru varing не может читаться как «верная дружина», a sine hus подгоняется под нынешние грамматические нормы, да и то с трудом, но выглядело бы совершенно иначе тысячу лет назад.

Между прочим, в 862 году Новгорода и Белоозера вообще еще не было, а существование в это время Избор-ска подвергается сомнению. Единственным городом, точно заложенным до прихода в эти края Рюрика, остается Старая Ладога, первые постройки которой датированы 753 годом.

Сомнительно, что кривичи, словене, весь и чудь сообща о чем-то просили варягов. Первые два народа — славяне. Вторые — финно-угры. Если бы они перессорились, то бились бы до победного конца. Кстати, даже 400 лет спустя чудь воевала против новгородцев в составе тевтонского войска.

Удобная теория

рюрик_князь
Возможно, наш Рюрик — это Рюрик Ютландский , племянник датского короля Харальда Клака

Есть у норманнской теории и другие слабые места. Например, русские князья до XV века вообще не называли себя Рюриковичами. В культурных слоях Новгородчины середины IX века скандинавские украшения, оружие и другие предметы почти не встречаются. Зато стены Старой Ладоги несут на себе следы штурма (примерно середины IX века) и пожара. По наконечникам стрел, застрявшим в кладке, можно установить, что штурмовали крепость скандинавы.

В русском нет заимствований из скандинавских языков. Получается, что Рюрик и его русы имя новой родине дали, а культуру ее ничем не обогатили. Но, к примеру, Англия получила не только название от захвативших ее англов, но и множество заимствований из древнедатского языка.

Несмотря на все упомянутые нестыковки, норманнская теория во времена Екатерины II пришлась ко двору. Немке на российском престоле она предавала легитимность. А потом эта теория прижилась в России, так сказать, на постоянной основе.

Советские историки никаким шведам право создания российской государственности уступить не могли. Поэтому Рюрик был объявлен легендарным персонажем. Считалось, что Никон или кто-то из поздних переписчиков заимствовали широко распространенную в раннем средневековье историю.

В качестве примера приводилась хроника «Деяния саксов» Видукинда Корвейского. В ней рассказывается, как бестолковые бритты просят разумных саксов: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти». И в ответ получают в правители трех братьев — Лота, Уриана и Ангуселя. Очень похоже на историю призвания варягов в Новгород, не правда ли?

Норманнская теория пришлась ко двору во времена Екатерины II.

Славянские корни

Несмотря на это, Рюрика не стоит считать фантазией летописца. Скорее всего, он действительно был реальной исторической фигурой, но на момент написания «Повести временных лет» о нем ничего не было известно, кроме имени.

Оно-то и остается главным аргументом «норманистов». Раз имя имеет явный германский оттенок, то искать легендарного князя надо среди скандинавов. Есть даже наиболее вероятный кандидат — Рорик Ютландский, племянник датского короля Харальда Клака. Как раз в 862 году он пропадает из поля зрения хронистов и отправляется за лучшей долей. К тому же у него имелись два брата.

В конце концов Рорик нашел свое королевство, но где — хроники умалчивают. Может, в Новгороде? Но выходцы из Дании никогда не назывались варягами и предпочитали экспансию на запад — в Англию.

Куда более интересную версию записал в середине XIX века французский этнограф Ксавье Мармье. Он изучал фольклор северо-восточной Германии, населенной онемеченными в XIV веке славянами-ободритами. Среди них ходила история о некоем князе Годлаве, женатом на дочери славянского князя Гостлейба (возможно, имеется в виду Гостомысл). Единственный сын Гостлейба погиб на войне с норманнами, а земли его были обложены данью.

Славянский князь просил зятя о помощи и получил ее — в лице трех своих же внуков, сыновей Годлава: Рюрика Мирного, Сивара Победоносного и Тувара Верного. Они избавили славян от притеснявших их норманнов, а поскольку сыновей у Гостлейба не было, то он разделил свою страну между внуками. Эта история романтична, отчасти патриотична, но маловероятна.

Скорее всего, правда гораздо прозаичнее. Вряд ли Рюрик отличался от «злых» варягов, обложивших славян данью. Возможно, его пригласили в качестве наемника вместе с дружиной, а он сверг местного князя и основал свою династию. Заодно, кстати, избавившись и от соотечественников-конкурентов. Во всяком случае о добровольном призвании варягов говорить не приходится.

Сергей Приходько

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *