царь_соломон_car_solomon
Историческое Расследование

Ошибки царя Соломона

Ошибки царя Соломона

Имя этого правителя древнего Израильского царства давно уже стало символом мудрости, справедливости и процветания. Однако на самом деле в Библии о царе Соломоне рассказываются очень противоречивые вещи. Если внимательно проанализировать его биографию и поступки, то могут возникнуть вполне обоснованные сомнения в его мудрости и справедливости…

царь_соломон_car_solomon

Когда жил библейский царь Соломон и существовал ли он вообще в реальности — вопрос, на который никак не могут найти однозначного ответа. С одной стороны, Библия, безусловно, отражает реальные события, происходившие многие века назад, с другой — ее нельзя воспринимать как строго фиксирующую события летопись. Попытки вычислить, в каком веке жил легендарный правитель, предпринимались многократно. Как правило, историки его помещают в X век до нашей эры, хотя по традиционной еврейской хронологии он жил и правил раньше -около 874-796 годов до нашей эры. Его правление принято считать настоящим «золотым веком» Израильского царства. Но это вовсе не означает, что эти годы были тихими и спокойными.

Младший сын

Сам приход Соломона к власти уже был окружен скандалами, интригами и заговорами. И наследник престола проявил себя при этом скорее тиран, нежели как ревнитель истины. Дело в том, что вообще-то наследником престола он не являлся, так как у его отца Давида было несколько сыновей, и Соломон относился к младшим. Трон должен был унаследовать кто-то из старших — Амнон, Авессалом или Адония.

Но Амнон совершенно не производил впечатления человека, которому можно было доверить царство. Он отличался крайним властолюбием и подверженностью страстям. Кончилось все очень плохо: Амнон изнасиловал свою единокровную сестру Фамарь. Давид, скрепя сердце, простил наследника, но Авессалом (рожденный от одной матери с Фамарь) решил, что такое смывается только кровью. Он убил Амнона, поднял мятеж против отца и погиб при попытке скрыться от солдат.

На фоне своих буйных братьев Соломон производил крайне положительное впечатление. С ранних лет он отличался рассудительностью, не был склонен к шокирующим выходкам и охотно учился всему, чему предоставлялась возможность. Очень уважаемый царем Давидом пророк Нафан, который был воспитателем Соломона, с определенного момента стал настоятельно советовать правителю передать трон именно младшему сыну, нарушив правило старшинства. Как следует все обдумав, Давид, дни которого клонились к закату, согласился.

Это возмутило Адонию, который теперь стал старшим и фактически уже примерял корону. У него были могущественные союзники — первосвященник Авиафар и полководец Иоав. Вместе они составили заговор и провозгласили Адонию царем, не дожидаясь смерти дряхлого Давида. Была уже назначена даже дата церемонии коронации. Но план провалился. Во-первых, заговорщиков не поддержали царская гвардия и наиболее уважаемые царедворцы. Во-вторых, Давид успел официально помазать Соломона на царство, что давало тому решающий аргумент для любого спора.

Не решившись развязать полномасштабную гражданскую войну, Адония, Авиафар и Иоав покаялись перед Соломоном. Тот простил своего брата, но сурово обошелся с остальными. Авиафар лишился титула первосвященника и утерял все влияние, которое у него было. Иоава же новый царь и вовсе приказал казнить. В этом он последовал совету отца, который уже давно считал, что военачальник способен на любое преступление.

Спустя некоторое время настала очередь и самого Адонии. Он пообещал, что больше никогда не станет претендовать на власть. Но вскоре решил взять в жены последнюю наложницу царя Давида — Ависагу Сунамитянку. Когда об этом узнал Соломон, его реакция оказалась неожиданно жесткой — такое поведение брата он счел нарушением договора. И без колебаний отдал приказ о казни Адонии. Это дало всем подданным ясно понять: рассудительность и мудрость отнюдь не означают великодушия. И шутить с новым царем не стоит.

Золотые таланты

О временах правления Соломона известно множество самых различных историй. Некоторые из них поучительны и даже в чем-то забавны, как, например, притча о «соломоновом решении». К царю пришли две женщины, спорящие из-за того, кому из них принадлежит грудной ребенок. Выслушав обеих, Соломон приказал разрубить младенца и отдать каждой половину. Тут же одна из женщин испуганно закричала: «Нет, пускай тогда его отдадут ей, но оставят живым». Так царь понял, что это и есть настоящая мать, готовая на все, чтобы сохранить жизнь своему чаду.

Другие рассказы оставили интригующие загадки, над которыми до сих пор ломают голову как историки, так и толкователи Священного Писания. Одна из таких загадок — связь Соломона с царицей Савской. Легендарная правительница царства Саба, расположенного на юге Аравийского полуострова, прибыла в Иерусалим, чтобы испытать израильского монарха загадками. Тот с честью прошел испытание, а также дал царице «все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками» (ЗЦар. 10:13). После этого в Израиле наступила эра процветания.

Из этого эпизода часто делают вывод, что царь с царицей стали любовниками и даже имели общих детей. К примеру, императорская династия, правившая Эфиопией с XIII по XX век, выводила свою родословную именно от Менелика — сына Соломона и царицы Савской.

В Библии говорится, что каждый год Израиль получал ббб талантов золота, не считая доходов от торговли. Но главную роль в этом сыграли не хорошие отношения с царицей Савской, а то, что по территории Израиля проходил один из древнейших торговых путей — «Царская дорога». Она шла из Египта, через Дамаск и Месопотамию в Персию. Соломон умело пользовался этим обстоятельством, умудрившись и обложить выгодными пошлинами караваны, и не поссориться из-за этого с соседними державами.

Вообще, в отличие от большинства великих правителей древности, Соломон не отличался воинственным характером. Вместо этого он делал ставку на дипломатию. И достигал этими методами гораздо большего, чем другие — силой оружия. Соломон прекратил извечную вражду евреев с египтянами и даже взял в жены дочь фараона для закрепления союза. Тесные связи установились у него с финикийским правителем Хирамом.

Повелитель джиннов

Интересно трансформировался образ царя Соломона в исламской традиции. Мусульмане, признавая правдивость Ветхого Завета, тоже приписывали легендарному пра­вителю бесконечную мудрость и справедливость, однако также на­деляли его удивительными магиче­скими способностями. Сулейман ибн

Дауд (а именно так его имя звучало на арабский манер), например, мог разговаривать со зверями, а они исполняли его волю. Но этого мало — могущественному царю подчи­нялись еще и джинны! Он повелевал им воздвигать дворцы или другие огромные сооружения, а провинив­шихся заточал в кувшины, которые

запечатывал печатью со своим именем. Что же до самого царства, то оно было поистине огромным и простиралось чуть ли не на всю Аравию, до Йемена. Управляя своими владениями, идеальный царь Сулейман ибн Дауд дожил до 80 лет. После его смерти царство распалось.

Отступник от веры

Безусловно, самым известным и великим творением Соломона стал построенный им Первый храм. Это культовое сооружение стало символом объединения государства и величия богоизбранного народа. Туда поместили Ковчег Завета со скрижалями, на которых были высечены заповеди, дарованные Богом Моисею.

Но помимо своего духовного значения, храм являлся еще и демонстрацией экономической мощи Израиля. На постройку и отделку гигантского здания пошло огромное количество дорогих материалов. Серебро, золото, ливанский кедр и красное дерево — все это тратилось Соломоном в гигантских объемах. Народу оставалось лишь подчиняться и терпеть. Все свободное население Израиля отбывало трудовую повинность на царских стройках. Причем если в случае с храмом это не вызывало особых возражений, то когда царь пожелал воздвигнуть не менее роскошный дворец для себя, в народе понемногу стал подниматься ропот. Но Соломон не желал его слушать.

Несмотря на хваленую мудрость Соломона, его охватило своеобразное «головокружение от успехов». Он был безумно богат, чрезвычайно могуществен, пользовался уважением окрестных царей и собственных подданных. Как тут не уверовать в абсолютную собственную исключительность? И Соломон поддался этому искушению с головой.

Отделка дворца становилась все роскошнее (из-за этого его строили в два раза дольше, чем храм), налоги -все больше, характер царя -все жестче. Вскоре начались волнения и восстания некоторых племен, покоренных иудеями. А казна, казавшаяся бездонной, постепенно начала истощаться. Но Соломона было уже не остановить. Он завел себе гигантский гарем (согласно Библии — 700 жен и 300 наложниц). И, не без помощи придворных льстецов, полностью уверовал в свою богоравность.

В иудаизме и христианстве упадок Израиля после смерти Соломона принято связывать с тем, что царь отступил от веры: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам». (ЗЦар. 11:7-8). Но и без привлечения высших сил этих причин для трагедии хватало.

Умерев после 40 лет правления, Соломон оставил свое государство в очень тяжелом положении. А его сын Ровоам взошел на престол, будучи твердо уверен в двух вещах: во-первых, Израиль бесконечно богат, во-вторых, царь всегда прав. У отца он научился лишь жесткости, но не мудрости. И его программное заявление «Отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами» привело к тому, что некогда единый и могучий Израиль разделился на два самостоятельных царства — Иудейское и Северное Израильское. Ни Ровоам, ни Соломон не успели понять главного: мало достигнуть процветания. Его нужно сохранить.

Спор археологов

Вопрос о том, насколько царь Соломон является исторической, а не легендарной личностью, тесно связан с вопросом об историчности самого единого царства Израиль в XI-X веках до нашей эры. Дело в том, что никаких явных археологических подтверждений существования столь могучей державы в то время найти не удается. А книги Ветхого Завета, повествующие о правлении трех великих израильских царей — Саула, Давида и Соломона, — написаны лишь в VII веке до нашей эры, так что тоже доносят до нас лишь отголоски реальных исторических событий.

Тем не менее масштабные раскопки в современном Израиле продолжаются, и каждый год они приносят интересные результаты, подтверждающие, что люди жили здесь, строили города, сражались и возводили храмы на протяжении долгих веков. Вот только все попытки связать те или иные находки непосредственно с царем Соломоном (или Давидом), как правило, терпят неудачу.

современные израильские ученые считают, что говорить о могучем царстве с огромными городами и гигантскими храмами в X веке до нашей эры не стоит. Например, профессор археологии Тель-Авивского университета Израиль Финкельштейн настаивает на том, что в те времена, о которых рассказывает Ветхий Завет, на территории Палестины только-только начинался процесс формирования государств. Соответственно, Давид и Соломон были вожаками небольших племенных союзов, их армии скорее напоминали шайки разбойников, а Иерусалим был всего лишь маленькой деревушкой.

Еще один тель-авивский археолог Зеэв Херцог, поддерживая коллегу, говорит, что северное и южное царства изначально были раздельными и периодически даже враждовали. Иерусалим же при реальном царе Соломоне был, конечно, довольно крупным поселением, но никаких больших храмов и дворцов в нем не имелось.

Оппоненты называют сторонников этой точки зрения приверженцами «низкой археологии» (в противовес «высокой» — следующей библейскому преданию). Одной из самых известных современных исследовательниц, стоящей на «высоких» позициях, является археолог Эйлат Мазар, которая, по ее собственным словам, работает «с Библией в одной руке и инструментом для раскопок в другой». Она нашла множество уникальных объектов и древних артефактов, однако отстоять их «библейскую» датировку пока что не может.

С другой стороны, если царь Соломон действительно был лишь предводителем племенного союза, а не правителем могучей державы, то многие его поступки легче понять и объяснить. Возможно, все дело не в недостатке мудрости, а всего лишь в разнице масштабов происходящего.

Виктор БАНЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *