Знамя в чужих руках

Знамя в чужих руках

Первый президент Китая был похищен в Лондоне

Он был прирожденным лидером, его мысли актуальны до сих пор, многое из того, что было осуществлено его последователями в Китайской Народной Республике и на Тайване, придумал именно Сунь Ятсен. Но сам он не сумел сделать ничего. Гениальный теоретик, он оказался самым неудачливым практиком в истории политической жизни Китая.

12 ноября 1866 года в небольшой деревушке Цуйхэн, недалеко от Кантона, на свет появился мальчик, получивший при рождении имя Вэнь. В дальнейшем его называли и Сунь Вэнь, и Сунь Чжуншань, и Накаяма Ки-кори, а уж конспиративных псевдонимов и вовсе было не счесть. Миру же он стал известен под именем, принятым при обращении в христианство, — Сунь Ятсен.

Лучший студент

Пару лет мальчик ходил в местную школу, затем его отправили на Гавайи, в Гонолулу, где уже обосновался старший брат Ятсена. Здесь его определили в миссионерскую школу, которую он и окончил с отличием в 1881 году.

Ему хотелось учиться дальше. Но родители и старший брат сочли, что интерес к христианству и западному образу жизни — не совсем то, что нужно для жизни в деревушке Цуйхэн. Читать-считать научился, и хватит.

Сунь Ятсен возвращается в Китай. В деревню. Ему 17 лет, он говорит на нескольких языках, сведущ в точных, естественных и гуманитарных науках, последние годы провел среди людей, мыслящих и рассуждающих по-европейски. А тут…

После нескольких месяцев деревенской жизни юный Сунь Ятсен убегает в Гонконг. Здесь он вновь поступает в миссионерскую школу (обучение для китайцев — бесплатное), затем переходит в «Королевский колледж», откуда перебирается уже в медицинскую школу. После ее окончания поступает в медицинский институт в Гонконге, который и оканчивает в 1892 году с дипломом лучшего студента.

Отрезанная коса

В те времена диплом врача в Китае сулил своему обладателю вполне безбедную жизнь. Однако, посвятив изучению медицины почти шесть лет, Сунь Ятсен так ни дня и не проработал врачом. Болезни людей его не занимали. Он мечтал излечить от смертельного недуга целое государство.

Еще в студенческие годы вокруг Сунь Ятсена сплотился кружок единомышленников, который носил название «Четыре бандита». Если учесть, что в Китае цифра «четыре» символизирует смерть… довольно мрачный юмор.

При этом идеология «Четырех бандитов» на первых порах была на удивление наивна. Сунь Ятсен даже отправил сочиненный им меморандум с предложением конкретных реформ одному из высших чиновников империи. Ответа он, разумеется, не дождался.

В 1894 году Сунь Ятсен создает первое китайское революционное общество — «Синчжунхой» («Союз возрождения Китая»). Обосновавшись в Гонконге, Сунь Ятсен с товарищами разрабатывают план восстания в городе Гуанчжоу, которое затем, по их замыслу, должно было охватить всю страну. Однако восстание провалилось. Более 70 членов «Союза возрождения Китая» были арестованы, казнен лучший друг и верный соратник Сунь Ятсена. Ему самому пришлось сначала прятаться, а затем бежать в Японию.

Именно тогда Сунь Ятсен, до того соблюдавший все традиции, демонстративно отрезает свою косичку, которую в знак покорности правящей маньчжурской династии Цин должны были носить все китайцы.

Отныне для доктора Сунь Ятсена не было пути назад.

Годы скитаний

Из Японии Сунь Ятсен отправляется на Гавайи, затем в Америку. Для революции нужны деньги, много денег, и Сунь Ятсен обращается ко всем зарубежным китайским общинам с просьбой о помощи. Заокеанские сородичи вежливо его выслушивают. Но и только. Денег катастрофически не хватает.

Помимо этого, мстительная императрица Цыси объявляет его своим личным врагом, назначает огромную награду за его голову. Указание рассылается во все посольства империи. Догнали Сунь Ятсена уже в Лондоне.

Глава китайской дипломатической миссии приказал своему сотруднику Тану заманить государственного преступника на территорию миссии. Что тот и проделал с легкостью, пригласив наивного соотечественника на чашечку настоящего китайского чая. Сунь Ятсену даже в голову не пришло отказаться.

Все могло бы закончиться печально, но английские друзья Сунь Ятсена раздули невероятную шумиху в прессе, и китайцам скрепя сердце пришлось его отпустить. Вину свалили на посольского секретаря Тана — мол, похитил земляка из чисто корыстных побуждений.

А Сунь Ятсен продолжил путешествовать по Европе и Японии, собирая деньги на революцию. С 1895 по 1911 год он и его товарищи организовали 10 восстаний. И все закончились полным провалом.

Причина была в том, что за Сунь Ятсеном шли студенты, либеральная интеллигенция и отчасти — буржуазия. А вот военным, без которых любая революция обречена на поражение, его идеи были неинтересны.

Пожалуй, за все эти годы в жизни Сунь Ятсена случилось лишь одно по-настоящему важное событие: в 1909 году, в Японии, он познакомился с молодым китайским офицером, проходившим обучение в японском пехотном училище. Звали этого офицера Чан Кайши.

Меж двух огней

В Синьхайской революции 1911 года, результатом которой стало свержение императорской династии и провозглашение Китайской Республики, Сунь Ятсен участия не принимал. Однако авторитет его был столь велик, что именно ему предложили стать первым президентом нового Китая. 1 января 1912 года он принял эту должность, а уже весной того же года сложил с себя полномочия в пользу бывшего императорского премьер-министра, генерала Юань Шикая.

У Юань Шикая была армия. А у Сунь Ятсена армии не было.

В августе 1912 года он объявил о создании Гоминьдана — Китайской Национальной партии.

Идеология Гоминьдана состояла из «трех народных принципов».

Национализм. Пять основных народностей Китая объединяются и изгоняют всех иностранцев вон из страны.

Народовластие. Демократия по западному образцу.

Народное благосостояние. Индустриализация экономики и прогрессивный налог на землевладение.

Выборы Гоминьдан выиграл. Но дальше в дело вмешался президент Юань Шикай, который попросту распустил парламент, а Гоминьдан объявил вне закона. Сунь Ятсену вновь пришлось эмигрировать в Японию.

В 1921 году сторонникам Гоминьдана удается захватить власть в Гуандуне, родной провинции Сунь Ятсена, и он возглавляет правительство Южного Китая. К этому моменту страна фактически развалилась на удельные княжества, в которых правят генералы-олигархи. Идет гражданская война. Сунь Ятсен пытается добиться признания и помощи у западных государств, но получает вежливый отказ. Западу нет смысла поддерживать Гоминьдан с его «народными принципами», гораздо выгоднее иметь дело с гене-ралами-сепаратистами.

И тогда Сунь Ятсен обращается за помощью к СССР. Хотя идеи коммунизма ему, убежденному демократу западного толка, совершенно не нравятся. Он ведет переписку с Лениным, в Китай один за другим приезжают эмиссары Коминтерна — Григорий Во-йтинский, Михаил Бородин. Они обещают деньги, оружие, военных советников — все, что необходимо товарищу Ятсену. Взамен лишь одно условие -компартия Китая должна войти в Гоминьдан. Разумеется, на общих основаниях. Чтобы вместе, плечом к плечу, строить независимый и сильный новый Китай. Только так, честное революционное.

Понимал ли Сунь Ятсен, что его нагло обманывают? Неизвестно.

11 марта 1925 года, за день до смерти, в «Послании Советскому Союзу» он писал:

«Настанет время, когда Советский Союз, как лучший друг и союзник, будет приветствовать могучий и свободный Китай, когда в великой битве за свободу угнетенных наций мира обе страны рука об руку пойдут вперед и добьются победы».

Истинные планы советских интернационалистов были совершенно иными. Национальный Китай? Да кому он нужен, когда главная задача — интернациональная революция, сметающая все национальные государства. Демократия? Ни в коем случае, только торжество коммунизма. И так далее, по всем пунктам.

Сотрудники Коминтерна обманули Сунь Ятсена. Он согласился на все их условия.

А взамен, наконец, получил свою армию. Ее возглавил ученик и соратник «отца нации» — Чан Кайши. Смертельный враг другого вождя китайского народа — Мао Цзэдуна. Им и суждено было воплотить в жизнь идеи Сунь Ятсена. Только это уже совсем другая история.

Алексей ЛЫКОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *