Перелететь океан
В 1927 году было совершено два величайших перелета через Атлантику, которые вывели мировую авиацию на новый уровень. Но одному экипажу достались деньги, слава и мировая известность, а другому — насмешки и забвение…
После Первой мировой войны началось бурное развитие авиации. К 1926 году конкуренция выросла настолько, что компаниям, выпускающим самолеты, понадобился козырь. И таким козырем стал перелет через Атлантику. Логика проста: чей самолет первым совершит невозможное, тот и получит огромное количество заказов. Настоящий азарт охватил всех — от инженеров до летчиков.
Авиационная лихорадка
В 1927 году к своему полету начали готовиться авиаторы из Франции — Шарль Нунжессер и Франсуа Коли. Именно тогда была впервые выдвинута идея перелета через Атлантический океан с востока на запад, против вращения Земли. Командовал полетом Нунжессер — один из лучших летчиков во Франции, сбивший во время Первой мировой войны 45 вражеских самолетов.
Перелететь через Атлантический океан летчики планировали на.«Белой птице» — биплане, получившем прозвище «Летающая цистерна» из-за того, что 80% веса самолета составляли баки с горючим. Чтобы максимально облегчить самолет, авиаторы отказались даже от рации и шасси — его после взлета они сбросили, рассчитывая на то, что совершат посадку в океане, недалеко от статуи Свободы. Зато благодаря таким мерам авиаторам должно было хватить горючего.
Утром 8 мая 1927 года на аэродроме Ле-Бурже близ Парижа огромная толпа людей провожала «Белую птицу» в полет. В 5 часов 18 минут самолет вышел на взлетную полосу и начал полет.
«Белая Птица»
Поскольку рации на борту не было, любую информацию о самолете можно было получить только от очевидцев. «Белая птица» была замечена над Иль-де-Франс, Нормандией, где заканчивалась суша и брал свое начало огромный океан… Следующую весточку получили лишь через 32 часа 20 минут после начала полета. Да! «Белая птица» уже достигла Америки! Из Бостона сообщили: они здесь и летят прямо к Нью-Йорку! Все во Франции замерли в ожидании. И только через час, когда вышел специальный выпуск газеты «Пресса» с подробностями о приводнении французских летчиков, люди смогли облегченно вздохнуть.
Вот что говорилось в статье: «Когда «Белая птица» показалась на рейде Нью-Йорка, навстречу ей вылетела эскадрилья во главе с майором Фулуа. Завыли сирены в знак приветствия. Огромное количество лодок вышло в море, люди хотели своими глазами увидеть все в мельчайших подробностях. В воздух было поднято огромное количество гражданских и военных самолетов, нанятых киностудиями, чтобы запечатлеть мельчайшие подробности на камеру. После приземления на воду Нунжессер и Коли какое-то время сидели в самолете без движения, словно были равнодушны к многочисленным овациям. Но потом, дав волю чувствам, крепко обнялись. К берегу, где авиаторов ждала многочисленная толпа ликующих зевак, их доставили на моторной лодке. То был воистину великий день для французов!»
Увы, это была всего лишь газетная утка. Французские журналисты поторопились и выдали желаемое за действительное.
Газетная утка
Реальность же оказалась такова. Нунжессер и Коли помахали бостонцам крыльями своего самолета, но до Нью-Йорка, увы, не долетели. Их самолет потерпел крушение и затонул где-то в водах Атлантики, всего в нескольких километрах от намеченной цели.
Пожалуй, это была самая трагическая неудача в истории авиации. Приземлились бы в Бостоне — прославили бы свое имя, вошли бы в историю. Но, увы, долететь нужно было именно до Нью-Йорка, откуда об их головокружительном успехе надлежало узнать всему миру.
Лишь многочисленные отряды полиции помешали возмущенным парижанам разнести в пух и прах редакцию газеты «Пресса», обманувшей своих сограждан.
Благодаря этой утке весь мир, несмотря на скорбь по двум погибшим летчикам, почти совершившим невозможное, не мог удержаться от саркастической усмешки. Американцы, англичане и немцы называли французов выскочками и хвастунами. Нунжессер и Коли — великие герои, совершившие невозможное, — стали посмешищем…
ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ
Перелет через Атлантику был идеей нереальной, фантастической. И все же осуществить невозможное в 1919 году решили два британских авиатора — капитан Джон Элкок и лейтенант Артур Уиттен Браун. Они вылетели из Сент-Джонса (Ньюфаундленд) на своем биплане, но долететь смогли только до Ирландии. Несмотря на это, за смелость и отвагу Элкок и Браун были удостоены титула рыцарей. В тот же год три самолета под руководством Джона Тау-эрса поднялись в воздух из Роквэя (штат Нью-Йорк). Но Плимута, находящегося в Англии, достиг лишь один из них. Остальным пришлось сесть на воду, так как дальше лететь они не могли. Неудачи преследовали авиаторов одна за другой…
25 лет спустя
В том же году 20 мая американец Чарльз Линдберг на одномоторном моноплане «Дух Сент-Луиса», вылетев из Лонг-Айленда, совершил посадку на аэродроме Ле-Бурже, преодолев за 33 часа 30 минут расстояние в 5 800 километров. Перелет через Атлантику состоялся. Америка впала в эйфорию. «Так поступают настоящие американцы — без бахвальства, делая свою работу!» — писали американские СМИ.
Однако история с «Белой птицей» не была окончательно забыта. Поиски самолета велись долгие годы, однако ни одной детали, ни одного обломка не удавалось найти.
Прошло 25 лет. Рано утром 9 января 1951 года в заливе Каско, расположенном на северо-востоке Соединенных Штатов, рыбак Клифф Исланд, поднимая в очередной раз якорь своего судна, почувствовал, что зацепил что-то тяжелое. Подняв якорь, он увидел, что на нем повисли странные листы, похожие на части разбившегося самолета. Это оказались обломки биплана Нунжессера и Коли.
А спустя еще некоторое время был раскрыт и тот чудовищный обман, который ввел в заблуждение десятки тысяч людей во Франции. Жорж Равен, работавший в те годы журналистом, выпустил книгу под названием «Глаза, чтобы видеть», в которой поведал о том, как была создана одна из самых ужасных уток в истории журналистики и какова была его роль в этом деле.
«Как известно, сначала самолет был замечен над Бостоном. Это означало, что Атлантический океан — самое страшное препятствие в этом полете — остался позади. И тогда главный редактор «Прессы» принял то злополучное решение. Он хотел выпустить номер раньше других. Рассказать об этом замечательном событии до того, как это сделают его конкуренты. Но никто из корреспондентов не хотел брать на себя такую ответственность, тогда редактор газеты дал такое задание самому молодому, зеленому журналисту в редакции — мне.
— Равен, напишите всего 50 строк на эту тему, — требовал он.
— Но, сэр, может, лучше подождать авторитетных сообщений?
— Чтобы остаться у разбитого корыта? Друг мой, вы мало понимаете в нашем деле. Они победили! Давайте победим и мы».
Вот так газетная утка погубила «Белую птицу»…
Юлия АГАФОНОВА