От омнибуса до автобуса

первый_автобус_в_архангельске

От омнибуса до автобуса

Первый городской автобус стал ходить в Архангельске

Сегодня мы пользуемся общественным транспортом и воспринимаем это как должное. А ведь было время, когда его вовсе не существовало.

архангельский_первый_автобус

Нет денег — ходи пешком

До середины XIX века передвижение по городу представляло собой проблему. Из общественного транспорта к услугам горожан были только извозчики — нечто вроде современного такси.

Кстати, первый таксомотор в Российской империи зарегистрировали в 1906 году. Такси работали в обеих столицах и еще нескольких крупных городах.

Но извозчики и такси -это транспорт для более или менее состоятельных людей. Простому народу приходилось ходить пешком.

Однако в 1830 году в Петербурге появились омнибусы — многоместные экипажи, в которые запрягали лошадей. К 1851 году омнибусы в столице работали по четырем маршрутам, причем кареты каждого из маршрутов красились своей краской — синей, малиновой и т.д.

Постепенно омнибусы стали разъезжать и по другим российским городам. Это был не самый удобный вид транспорта. Окованные железом колеса жутко грохотали, а карета подпрыгивала на ухабах и выбоинах. Остряки даже прозвали омнибусы «обни-мусами», поскольку пассажиров все время бросало друг на друга.

Тем не менее омнибусы пользовались большой популярностью и всегда ходили переполненными. Тогда начали делать двухэтажные кареты, верхняя площадка называлась империалом.

Но техника не стояла на месте. В 1901 году петербургская городская дума разрешила инженеру Ипполиту Романову пустить по городу электрические омнибусы. Но финансовые условия не устроили инженера, и проект не был реализован.

В 1903 году в Лондоне впервые в мире на городской маршрут вышел автобус с двигателем внутреннего сгорания (автобус — это сокращение от «авто-мобиль-омнибус»).

В России пионером автобусного движения оказался Архангельск — там в июне 1907 года автобус впервые стали использовать как городской общественный транспорт. Машина мощностью 26 лошадиных сил могла перевозить 25 пассажиров.

Через несколько месяцев первый автобусный маршрут появился и в Петербурге. В 1910 году по городу ходили уже 14 автобусов. Но городская дума почему-то не поощряла автобусное движение. В итоге в 1913 году в столице остался только один автобус, а на следующий год они совсем исчезли.

В Москве сначала появились пригородные маршруты — два автобуса принадлежали графу Шереметеву. А в 1908 году автобус начал ходить и в центре города. Но, проработав три недели, он сломался — не выдержал тогдашних московских дорог.

В общем, популярным видом транспорта автобус станет только во времена Советского Союза.

Метро XIX века

В 1863 году в Петербурге появилось чудо техники -конно-железная городская дорога, попросту — конка.

Конка — это тот же омнибус, только двигающийся по рельсам. Скоростные возможности этого вида транспорта не впечатляли -конки плелись со скоростью 8 км/ч. «Конка, конка, догони цыпленка», — шутил народ.

Более того, конки не могли въехать на крутые подъемы. Там «дежурила» дополнительная пара лошадей. Их впрягали, они помогали преодолеть подъем, потом их распрягали, и они ждали следующую конку.

Как и на омнибусах, на конках устроили верхнюю площадку — империал. Площадка была открытой, что, разумеется, создавало неудобства в холод и дождь.

Поэтому империал считался вторым классом, проезд там стоил дешевле. Правда, женщинам ездить на империале запрещалось. Это была забота о нравственности — когда дама поднималась на верхнюю площадку конки по лестнице, мужчины могли глазеть на ее ножки. В столице женщин допустили на империал только в 1903 году.

В Петербурге только в первый год конки перевезли 1,5 миллиона пассажиров, а в 1900-м — 91 миллион.

В 1872 году конки появились в Москве. Они ходили довольно часто — с интервалом 6-8 минут. Потом конки стали возить пассажиров и в других крупных городах и губернских центрах. В Минске они вообще просуществовали до 1929 года.

Конка — это прообраз нынешнего электрического трамвая, который мог бы впервые заработать именно в России.

В 1880 году выдающийся русский инженер Федор Пироцкий провел испытание электрического трамвая. Столичная публика, раскрыв рот, наблюдала, как вагон конки движется безо всяких лошадей.

Пироцкий демонстрировал свое изобретение целый месяц. Народ приходил в восторг. Но восторга не разделяли владельцы петербургских конок. Им совсем не хотелось тратить деньги на то, чтобы заменить конки трамваями. Зачем, если конки и так приносили хороший доход?

У владельцев конок был контракт с городом на перевозку пассажиров по рельсам. И они всячески противились открытию трамвайного движения. Городская дума пошла на поводу у владельцев конок. В итоге трамвай в Петербурге появился только в 1907 году. К этому моменту трамваи ходили уже в 26 городах Российской империи.

А первая в мире трамвайная линия заработала в Берлине в 1881 году. Ее открыли братья Сименс, которые встречались с Пироцким и позаимствовали многое из его наработок. Из-за жадности владельцев конок Россия упустила шанс стать первой «трамвайной державой».

В Российской империи первую трамвайную линию открыли в Киеве в 1892 году. Через четыре года трамваи начали ходить в Нижнем Новгороде. Причем сначала там было три линии, и все они принадлежали разным фирмам. Разной была и плата за поезд. При этом полицейские и почтовые служащие могли ездить бесплатно. В других городах право на бесплатный проезд получали и учащиеся.

В Москве трамваи заработали в 1899 году. Они ходили с восьми утра до восьми вечера, проезд стоил 6 копеек. Интервал движения составлял 14 минут.

До революции — прежде всего в столице — рассматривали и проекты других видов транспорта, например троллейбуса. А проектов петербургского метрополитена в начале XX века вообще было несколько десятков.

Между прочим, впервые идею построить тоннель под Невой выдвинул мещанин Торгованов аж в 1820 году. Александр I выдал ему 200 рублей и взял расписку, что изобретатель больше не будет заниматься прожектерством.

Накануне революции к проектам метро относились более серьезно. Но дальше разговоров дело не пошло — слишком дорогим казалось тогда это удовольствие.

Борис Сарпинский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *