Корона Российской империи | Война ювелиров

ВОИНА ЮВЕЛИРОВ

Главный символ власти российских монархов — Большая императорская корона — хранится в Алмазном фонде. Стоимость этого шедевра ювелирного искусства даже не поддается оценке.
Император Петр I так и не успел короноваться. А вот Екатерина II, свергнувшая его с престола, сразу озаботилась тем, чтобы обзавестись всеми атрибутами императорской власти. А главным из этих атрибугов была корона.
Над созданием Большой императорской короны трудились множество мастеров, но ведущая роль принадлежала французу Жереми Позье и швейцарцу Георгу Фридриху Экарту. К тому времени оба они уже долго жили в России и считались лучшими мастерами в своем деле. Правда, Экарт официально являлся главным императорским ювелиром, Позье же, несмотря на свой талант, пользовался меньшим авторитетом. Но сначала императрица обратилась к Ивану Бецкому — человеку, которому она всецело доверяла и который, по слухам, был ее отцом. Именно ему Екатерина поручила бьrrь куратором сталь серьезного дела, как изготовление главной государсrвенной регалии. Коронация была назначена на 22 сентября 17 62 года, так что времени на изготовление короны оставалось очень мало — всего два с половиной месяца. Бецкой велел Позье сделать эскиз будущей короны. Вариант француза походил на корону императрицы Анны Иоанновны и по виду сильно напоминал православный храм. Диаметр нижнего обода и верхней части полушарий был практически одинаковым, что придавало короне громоздкую цилиндрическую форму. Экарт, увидев эскиз Позье, в гневе разорвал его. Швейцарец написал жалобу Екатерине, заявив, что рисунок француза никуда не годится. Экарт создал свой вариант, более элегантный и гармоничный: полушария эллипсовидной формы сильно изогнуты у основания и разведены в стороны, благодаря чему корона выглядит компактнее. В итоге угвердили эскиз Экарта. Но инкрустировать корону драгоценными камнями доверили Позье. Французский ювелир использовал собственный оригинальный метед: сделал восковую модель каркаса и на ней опробовал разные варианты раrnоложения камней. Такая «примерка» позволила более выигрышно расположить бриллианты. Позье работал не в одиночку ему помогали шесть австрийских ювелиров, трое русских и один француз.

ЕДИНСТВО ЗАПАДА И ВОСТОКА

Работу над Большой императорской короной закончили точно в срок. Екатерина II примерила ее и осталась довольна. Корона не была слишком тяжелой, и императрица заявила, что вполне сможет удержать ее на голове в течение всех четырех часов коронации. Все мастера получили денежные премии сверх оклада. Создатели Большой императорской короны вдохновлялись византийской символикой. Два полушария обозначаюг единение Востока и Запада. Эти полушария обрамлены листьями лавра — символом власти и славы. Кроме того, между полушариями помещены лисrья дуба — символ незыблемости монархии. «Я предпочел самые крупные камни, которые уже не были в моде, и так я создал одну из самых дорогих драгоценностей, существовавших когда-либо в Европе», — утверждал Позье. На корону ушло 75 жемчужин, почти пять тысяч чистых бриллиантов, фунт золота, два десятка фунтов серебра. Венчает Большую императорскую корону шпинель красного цвета. Она была куплена в Пекине в XVII веке русским послом Николаем Спафарием. Высота короны с крестом составляет 27,5 см, длина нижней окружности — 64 см. Внутренняя часть короны подбита красным бархатом. Общий вес украшения — 1993,80 г. Стоимость готовой короны на момент изготовления оценивалась в два миллиона рублей. Большой императорской короной венчались все российские монархи от . Екатерины П до Николая П. Сейчас эта реликвия является неотчуждаемой государственной собственностью и не подлежит вывозу за территорию Московского Кремля.

Антон Воронин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *