рыцарская_карусель_
Дворцовые тайны

Героини карусели

Героини карусели

Победительница рыцарского турнира открыла Пушкину тайну «Пиковой дамы»!

Это сейчас карусель — исключительно детское развлечение или атрибут парка аттракционов. Столетия назад этим словом называли совсем иное. Карусель была разновидностью рыцарских турниров, и принимать участие в подобном состязании могли только шевалье — всадники благородного происхождения. В России первый такой турнир состоялся вскоре после восшествия на престол Екатерины II.

рыцарская_карусель

Первый российский рыцарский турнир намеревались провести в 1765 году. Для участия в карусели съехались многие дворяне из разных провинций. Чтобы быть допущенным к соревнованиям, каждый желавший участвовать должен был предъявить обер-шталмейстеру двора документы, подтверждающие его дворянское происхождение. По проекту архитектора Ринальди на Сенатской площади возвели арену с деревянным амфитеатром, вмещавшим несколько тысяч зрителей. Казалось, все было готово, но не тут-то было! В то лето не выдалось ни одного погожего денька. Дожди лили как из ведра, а амфитеатр и арена на Сенатской площади были открытыми, без крыши. Прождав без толку несколько недель, махнули рукой, посчитав погоду промыслом Божьим, и решили перенести потеху на другой год.

Первая во всем!

Зато уж в 1766 году все складывалось удачно! Организовывал карусель князь Петр Репнин, который возглавил одну из команд всадников, называвшихся кадрилями. Их было четыре: славянская, индийская, римская и турецкая. Члены каждой были облачены в роскошные костюмы народов, которые представляли, Князь Репнин встал во главе индийской кадрили, граф Григорий Орлов командовал «римлянами», его брат Алексей — «турками», а граф Салтыков предводительствовал славянской кадрилью. В качестве судьи подвизался генерал-фельдмаршал Миних, а распоряжался всем действом обер-церемонимейстер князь Голицын.

В командах были не только мужчины, но и дамы, желавшие продемонстрировать свои военные умения. Сразу после того как тремя орудийными выстрелами был дан сигнал к началу состязаний, участницы помчались по арене на золоченых колесницах, бросая дротики в цель и на всем скаку стреляя по мишеням из луков. В тот день первой среди достойнейших стала фрейлина императрицы княжна Наталья Петровна Чернышева. Она скакала верхом не только в дамском, но и в мужском седле. Поразила все цели, стреляла не только из лука, но и из ружья. Одолела она соперниц и в фехтовальном поединке. За эти подвиги она из рук императрицы получила золотую медаль и бриллиантовую розу.

После дам на арену вышли мужчины, которые на полном скаку рубили головы манекенов, ряженых турками и неграми, и пронзали копьями чучела кабанов. Среди российских шевалье в тот день первенствовал князь Шаховской.

Месяцем позже турнир был повторен, и среди женщин опять победительницей вышла княжна Чернышева. Для определения победителя среди мужчин в Летнем дворце заседала специальная комиссия судей, которая объявила первенство графа Григория Орлова, а вторым назвала его брата Алексея. Завершились соревнования веселым пиром, на котором вновь отличилась Наталья Петровна, «за красоту и приятнейшее проворство в танцах» награжденная золотой медалью, изготовленной в единственном экземпляре.

«Московская Венера»

Спустя три месяца после победы на турнире, в октябре 1766 года, Наталья Петровна вышла замуж за князя Владимира Борисовича Голицына, вышедшего в отставку с военной службы с чином бригадира. Этот брак был благословлен самой императрицей, собственноручно украсившей прическу новобрачной бриллиантами. Венчали их в Придворной церкви, в присутствии Екатерины II.

К моменту венчания своенравной и имевшей обо всем на свете собственное мнение Наталье Петровне исполнилось уже 25 лет, что по меркам того времени было многовато. Супруг был 10 годами старше ее. В свете князь Владимир считался красавцем, но ни большим умом, ни сильным характером не отличался. Он обладал большим состоянием, но дела его были сильно расстроены. Быстро прибравшая власть к рукам княгиня Наталья Петровна приняла на себя все заботы о хозяйстве. Она весьма преуспела, поправила дела и приумножила богатства семьи. В то же время она успела родить своему супругу пятерых детей — троих мальчиков и двух девочек, — воспитанием которых занималась лично.

В начале 1780-х годов княгиня с семьей уехала во Францию «для образования сыновей и ради здоровья мужа». Надолго обосновавшаяся в Париже княжеская чета была принята при дворе Людовика XVI, и Наталья Петровна очень быстро «вошла в моду», как тогда выражались.

Придворная жизнь французского королевства для нее была не в диковинку — дочь дипломата, она родилась в Берлине, росла в Лондоне, а юность провела в Париже, при дворе Людовика XV. Рождение пятерых детей никак не сказалось на красоте княгини, и при французском дворе Наталью Петровну венчали титулом «Московской Венеры». За ней напропалую волочились самые выдающиеся остроумцы и красавцы того времени. Многие из их парижских знакомых после революции обрели приют в российских пределах. Голицыны привечали эмигрантов у себя, устроив в своем петербургском особняке на углу Малой Морской и Гороховой улиц салон, копировавший лучшие парижские образцы.

Накануне войны

Карусельные соревнования, на которых так отличалась в молодые годы Наталья Петровна, проводились довольно регулярно. В Москве, где доживал свой век участник турниров екатерининской поры граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский, состязания проводили в его личном манеже, построенном в Нескучном саду. Там блистала дочь графа, Анна Алексеевна, которая и скакала, и сносила головы манекенов чрезвычайно ловко и эффектно. Две победительницы карусельных соревнований едва не породнились! Сын княгини Голицыной, блестящий князь Борис Владимирович, делал графине Орловой-Чесменской предложение, но получил отказ.

После смерти графа Орлова в 1808 году решено было для устройства каруселей выстроить возле Серпуховских ворот особый манеж с местами для 5 тысяч зрителей. Деньги на это пожертвовали частные благотворители. Предполагалось доходы, полученные от проведения каруселей, использовать для назначения пособия офицерским вдовам, раненым солдатам, а также для выкупа из долговой тюрьмы должников, попавших в неволю «по стечению несчастливых обстоятельств».

Первая после долгого перерыва карусель проводилась в два этапа — 20 и 25 июня 1811 года. Ее участники были разделены на четыре кадрили: русскую, галльскую, военную и венгерскую. Они должны были продемонстрировать искусство вольтижировки, стрельбы из пистолета и фехтования на шпагах.

Как и прежде, соревнования открывали дамы, и тут вне конкуренции снова была графиня Анна Алексеевна Орлова. Среди мужчин восхищал публику искусством верховой езды юный еще композитор-дилетант Александр Алябьев.

Праздник удался вполне. Публика была чрезвычайно довольна. Все было чинноблагородно. Думали и на другой год устроить праздничный турнир, но в том же 1811 году карусельный манеж сгорел дотла. Осенью 1812 года запылала вся Москва, и после уже восстановить традицию проведения каруселей не удалось.

Три карты

Постаревшая Наталья Петровна Голицына с годами очень подурнела, и за глаза ее стали звать «усатой княгиней». Ее внучатый племянник Сергей Григорьевич Голицын по прозвищу Фирс дружил с Пушкиным и как-то раз рассказал ему, что однажды, проигравшись в пух и прах, он «принес повинную голову» Наталье Петровне. А та, хоть и стала на старости лет скуповатой, ему все же помогла. Предварительно взяв с него обещание воспользоваться этим способом только раз, она открыла ему «тайну трех карт», полученную ею от загадочного графа Сен-Жермена, с которым водила дружбу во время оно, когда еще звалась «Московской Венерой».

Считается, что история, рассказанная Фирсом, послужила толчком к созданию Пушкиным «Пиковой дамы», в которой княгиня Наталья Петровна запечатлена в образе «старой графини». Рассказывают, что в последние дни жизни Наталью Петровну преследовало видение «черного офицера», стоявшего перед ее домом и смотревшего на ее окна. Преследование прекратилось только 20 декабря 1837 года около 11 часов дня, когда душа княгини Голицыной, достигшей 96 лет от роду, отправилась в те пределы, где все земное не имеет никакого значения.

Валерий ЯРХО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *