Флагман Революции

крейсер_аврора_krejser_avrora

Крейсер Аврора – Флагман Революции

Один из символов Санкт-Петербурга, бронепалубный крейсер «Аврора», был спущен на воду весной 1900 года. С 1903 года он находился в составе флота. За долгие годы службы он успел принять участие в нескольких военных кампаниях (в том числе и в печально знаменитом Цусимском сражении), побыть учебным судном Балтийского флота и даже защищал Кронштадт от немецких самолетов в годы Великой Отечественной. Несколько раз он едва не погиб — из-за вражеских атак и обычной людской халатности. Обо всех этапах этого большого пути можно узнать в залах музея, статус которого крейсер носит уже почти 70 лет.

Боевой путь

Бронепалубные крейсеры «Паллада», «Диана» и «Аврора» начали строиться в 1897 году. В 1903 году после успешных испытаний для «Авроры» настало время дальних походов. Сначала на Средиземноморье и обратно, а затем в составе Второй Тихоокеанской эскадры — на Дальний Восток, где началась Русско-японская война.

крейсер_аврора_krejser_avroraПри попытке прорваться во Владивосток 14 мая 1905 года возле острова Цусима русская эскадра столкнулась с кораблями противника. Сражение закончилось для нашего флота катастрофой. «Аврора» успела выпустить в этом бою чуть меньше двух тысяч снарядов. Сам крейсер получил множество повреждений. Погибли командир корабля Евгений Егорьев и 14 матросов, ранены были 83 человека. При этом «Аврора» сохранила остойчивость и ход. После стоянки и ремонта на Филиппинах крейсер вернулся в Россию.

К началу Первой мировой войны «Аврора» была перевооружена и модернизирована, после чего вошла в состав Второй бригады крейсеров Балтийского флота. Однако корабль уже ощутимо устарел, и летом 1916 года его отправили на ремонт в Кронштадт. Там он и встретил Февральскую революцию 1917 года.

Команда поддержала восстание, старшие офицеры были убиты, а крейсер перешел под управление судового комитета. В ночь на 25 октября (по старому стилю) по приказу Военнореволюционного комитета корабль подошел к Николаевскому (ныне -Благовещенскому) мосту. Отсюда он и произвел свой исторический холостой выстрел из бакового орудия, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца.

Во время Гражданской войны «Аврору» чуть было не затопили на рейде Кронштадта, чтобы преградить путь английским кораблям, которые, к счастью, так и не появились. Затем крейсер использовался в качестве учебного корабля Балтфлота.

Последний эпизод боевой биографии «Авроры» — служба в качестве плавбазы подводных лодок и элемента системы ПВО Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. За это время крейсер не раз был атакован вражеской авиацией и получил несколько попаданий. Орудия с него сняли и использовали для боев в районе Ропши.

Обновленный памятник

В августе 1944 года было принято решение поднять сидевший на грунте возле Ораниенбаума крейсер и перевести его в Ленинград, где установить в качестве музея-памятника истории флота, напротив только что открытого Нахимовского училища. Однако чтобы воплотить это решение в жизнь, потребовался очередной масштабный ремонт. Затем на крейсере целый год снимали фильм «Крейсер „Варяг»». «Аврора» с четвертой фальшивой трубой изображала легендарный крейсер, затопленный в корейском порту Чемульпо. Затем последовали праздники в честь 30-летия революции… Так что свое место на Петроградской набережной «Аврора» заняла лишь в ноябре 1948 года.

Сначала корабль использовался лишь как учебная база для нахимовцев. Собственно музей здесь начали формировать только с 1950 года. А 5 июля 1956 года крейсер «Аврора» получил официальный статус филиала Центрального военно-морского музея. А в 1960 году был признан памятником, охраняемым государством.

Крейсер неумолимо старел, и к концу 1970-х годов его состояние оценивалось уже как аварийное. С 1984 по 1987 год был произведен капитальный ремонт. Несмотря на протесты историков флота, подводная часть корпуса была полностью заменена, так как сохранить оригинал было уже невозможно. Макетами были заменены котлы. Орудия главного калибра оснащены «сухопутными» щитами (впрочем, это было сделано еще в 1940-х). Однако многое осталось в неприкосновенности. В том числе оригинальные бронзовые штевни и «сердце» корабля — машина.

Тогда же была расширена экспозиция, занявшая шесть залов. В ней отражены основные исторические события, к которым успел прикоснуться крейсер за время своей службы. Но главный акцент, разумеется, делался на Октябрьской революции.

Не спуская флага

Совсем недавно, в 2014-2016 годах, «Аврора» пережила еще один ремонт. На этот раз не производилось вмешательства в конструкцию корабля или перестройки его внутренних помещений. В доках Кронштадта проверили качество работ, проводившихся в 1980-х (оно оказалось отменным), а также привели в порядок системы жизнеобеспечения, электросеть, палубные надстройки, рангоут, такелаж и обновили палубу из тикового дерева.

Авторы проекта реставрации с уважением отнеслись ко всем этапам жизни крейсера. Были отвергнуты предложения об удалении советской символики и установке заново изготовленного рострального двуглавого орла на носу корабля. По заявлениям дирекции музея, на сегодняшний день «Аврора» — это полноценный находящийся на плаву корабль, системы и механизмы которого способны обеспечивать его жизнедеятельность в течение 20 суток в автономном режиме.

Нынешняя экспозиция на борту крейсера «Аврора» занимает семь залов. Здесь представлено более 500 экспонатов. Это документальные фотографии, оригиналы предметов корабельного быта и исторических документов. Для посещения открыты боевая рубка, котельное и машинное отделения корабля. В отдельном зале реконструирована корабельная церковь «Авроры» со скромным однорядным иконостасом.

Интерес представляют не только экспонаты на витринах, но и реконструированные интерьеры. Посетитель может увидеть, как были организованы быт и служба команды.

Сквозь призму истории одного крейсера можно проследить тот непростой путь, который проделал весь русский флот в первой половине XX века. Трагические и славные страницы идут одна за другой, погружая посетителей в прошлое. По оценкам сотрудников музея, на сегодняшний день «Аврору» посетило не менее 30 миллионов человек со всех концов земного шара.

Кирилл ИВАНОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *