10 Супертанков
Человечество изобрело множество видов боевой техники, предназначенной для действий в разных условиях -на суше, на море и в воздухе. Но почему-то именно танкам свойственна особая привлекательность. Мало какими машинами увлекаются с таким же энтузиазмом и азартом, посвящая время изучению каждой заклепочки на броне. В какой-то мере это является дальним эхом того потрясающего эффекта, который произвели танки, впервые появившись на полях сражений. Гигантские стальные монстры, крушащие все на своем пути.
Ужасные и непобедимые — такими они казались из траншей Первой мировой. Постепенно с танками научились бороться, и ореол несокрушимости вокруг них померк. Но мечта о танке, который будет непобедим, продолжала жить. Многие страны мечтали создать свой супертанк, которому нипочем были бы вражеская артиллерия, гранаты и мины. Что-то похожее происходило и на море. «Сухопутные дредноуты» так и не смогли полноценно появиться. Однако история сохранила несколько примечательных экспериментов в этой области.
Танк Лебеденко (Россия)
У этой машины много имен: «Нетопырь», «Мамонт», «Мастодонт» и, наконец, самое громкое — «Царь-танк». В 1914 году инженер Николай Лебеденко, имевший опыт работы на военное ведомство, задумал создать лучший танк в мире. Под лучшим он понимал прежде всего «самый большой» и «самый проходимый». Второй параметр должны были обеспечить гигантские колеса со спицами — такое решение автор подсмотрел у азиатской повозки (арбы). Умудрившись пробиться со своим проектом на аудиенцию к Николаю II и получив высочайшее добро, Лебеденко взялся за работу. К концу лета 1915 года опытный образец был готов и отправлен на ходовые испытания. Тут-то и выяснилось, что колесный гигант просто не может передвигаться. Да, передние большие колеса действительно легко преодолевали любые сложности рельефа. Но задний каток, значительно меньшего размера, безнадежно увязал в грунте, тормозя всю конструкцию. В итоге танк Лебеденко застрял так, что вытащить его не удалось. Кроме того, стало очевидным, что любое попадание снаряда в спицы или ступицу колеса моментально обездвиживало всю конструкцию. Так что, кроме психологического эффекта, пользы в бою машина принести не могла. После отрицательного заключения комиссии танк Лебеденко просто бросили в лесу, где он и ржавел вплоть до самого 1923 года, когда его банально разобрали на металлолом.
Масса: 60 т.
Экипаж: 15 чел.
Калибр орудия: 76,2 мм. Максимальная скорость: 17 км/ч.
K-Wagen (Германия)
Весной 1917 года германское командование было уверено в том, что выиграть войну — вполне посильная задача, нужно лишь немного поднажать. Для прорыва французских позиций на Западном фронте решили попробовать использовать гигантский танк, или скорее передвижной бронированный форт, получивший скромное прозвище «Колоссаль». Поначалу немцы были исполнены оптимизма — планировалось изготовить около сотни гигантских танков, причем первый должен был появиться уже через восемь месяцев после начала работ. Но задача оказалась слишком сложной. Конструкторам приходилось решать все новые и новые задачи. Причем с некоторыми они справлялись на отлично — например, предусмотрели то, что для транспортировки по железной дороге гигантский танк разбирался на 15-20 частей. Но махина все равно получалась слишком сложной. Только для управления ею требовалось два водителя. А штатную численность экипажа пришлось увеличить с 18 до 22 человек, иначе некому было бы стрелять из четырех пушек и семи пулеметов. Разумеется, работы стоили колоссальных денег, которых у терпящей поражение за поражением Германии попросту не было. К концу войны успели построить лишь один танк (почти полностью) и корпус с основными узлами для второго. Все это, по условиям Версальского мирного договора, пришлось отправить на переплавку, так и не узнав, каков был бы K-Wagen в деле.
Масса: 150 т. Экипаж: 22 чел.
Калибр орудия: 77 мм. Максимальная скорость: 7,5 км/ч.
FCM F-1 (Франция)
Французы были одними из пионеров танкостроения. И именно они построили самый крупный танк, который когда-либо официально принимался на вооружение. Но 75-тонный Char 2С, несмотря на прекрасное вооружение и бронирование, совершенно не подходил для новых способов ведения боевых действий. Из-за низкой подвижности он годился только для условий позиционной войны. В 1938 году, когда его моральная устарелость была уже очевидна, было выдано техническое задание на создание нового сверхтяжелого танка прорыва. Проект предполагал появление двухбашенного монстра с толщиной лобовой брони 120 миллиметров. Приводить его в движение должны были два дизельных двигателя мощностью по 550 лошадиных сил. Часть офицеров Генерального штаба протестовала против траты денег на еще одного неповоротливого гиганта, который не мог передвигаться по болотистому грунту и вес которого выдерживал далеко не каждый мост. Вместо этого они предпочли бы получить более легкие и маневренные машины, приспособленные к реальным боевым условиям. Но заказ был все же выдан — в мае 1941 года первый FCM F-1 должен был покинуть сборочный цех. Всего предполагалось произвести 12 единиц грозной машины, темпами по 3-4 танка в месяц. Как несложно догадаться, стремительное наступление германских войск поставило на этих планах крест. В середине июня 1940-го все работы были свернуты, а чертежи и заготовки уничтожены.
Масса: 145 т. Экипаж: 8 чел.
Калибр орудия: 105 мм. Максимальная скорость: 20 км/ч.
O-I (Япония)
Потерпев неудачу на Халхин-Голе в 1939 году, японцы срочно приступили к разработке собственного сверхтяжелого танка, который мог бы действовать на равнинах Маньчжурии при возможной атаке на Китай и СССР. Сначала предполагалось создание трехбашенной машины массой около 100 тонн. Удалось даже собрать прототип, который в 1940 году провалился на ходовых испытаниях. Провалился в буквальном смысле -машина безнадежно увязла в раскисшем грунте, уйдя в него более чем на метр. 100-тонного монстра вытащили, отмыли и пустили по бетонной дороге. Результат оказался не менее печальным — разрушалась как дорога, так и траки самого танка. Раздосадованное командование махнуло рукой и закрыло проект. Спустя несколько лет о сверхтяжелом танке вспомнили. В 1943 (по другим данным -в 1944) году началась разработка машины с боевой массой 120-130 тонн. У нового чуда японской техники должно было быть целых четыре башни: одна большая, с главным орудием, и три малых с пушками поскромнее и пулеметами. Толщина лобовой брони достигала 200 миллиметров, а двигательная установка (как и в первом варианте) представляла собой две копии авиационных моторов. Историки до сих пор спорят -был ли построен хоть один 120-тонный экземпляр O-I. Большинство склоняется к версии, что нет. Единственным аргументом другой точки зрения является гигантский танковый трак шириной 800 миллиметров, хранящийся в одном из японских музеев.
Масса: 100-120 т.
Экипаж: 11 чел.
Калибр орудия: 104,9 мм. Максимальная скорость: 25 км/ч.
Tortoise А39 (Великобритания)
В 1943 году британцы начали готовиться к открытию второго фронта в Европе. Они понимали, что главной задачей будет прорыв мощных линий укреплений, возведенных вермахтом на Атлантическом побережье Франции. Поэтому ставку было решено сделать на максимально защищенные тяжелые танки. В жертву бронированию и мощности приносилась скорость и маневренность (у итогового образца толщина брони доходила до 228 миллиметров!). К февралю 1944 года проект был готов и одобрен. На быстрое завершение войны Великобритания тогда еще не рассчитывала, а потому заказ предполагал изготовление 25 новых сверх-тяжелых танков к сентябрю 1945 года. В реальности, как известно, все разрешилось гораздо быстрее. Поэтому заказ был срочно свернут, и заводы успели выпустить только шесть готовых к использованию экземпляров. Кстати, строго говоря, А39 является не танком, а самоходной артиллерийской установкой, так как не имеет вращающейся башни. Но при этом он несет довольно скромное вооружение — три пулемета и орудие калибром меньше 100 миллиметров. Одним словом, полностью соответствует своему имени (tortoise -«черепаха»). При этом во время тестов А39 демонстрировал уверенное поражение «Пантер» с дистанции около километра. Так что, вполне вероятно, британские супертяжеловесы смогли бы внести весомый вклад в общую победу, если бы успели добраться до поля боя.
Масса: 79 т. Экипаж: 7 чел. Калибр орудия: 94 мм. Максимальная скорость: 19 км/ч.
Т-35 (СССР)
Единственный в мире серийный пятибашенный танк выглядел устрашающе и долгое время считался одним из главных символов военной мощи РККА. До сих пор его габариты и экзотическая внешность впечатляют не на шутку. В начале 1930-х годов, заказывая конструкторам новый танк прорыва, командование обозначило желаемую массу в 35 тонн (отсюда и название). Но в ходе усовершенствования прототипов и последующего серийного производства масса увеличилась до полусотни тонн. Тем временем танкостроение стремительно прогрессировало, и к 1941 году Т-35, несмотря на внушительный вид, оказался морально устаревшим, так и не вступив ни разу в настоящий бой. Первые месяцы войны лишь подтвердили эту печальную истину. Работающие на пределе двигатели, передвигавшие 50 тонн брони, выходили из строя, коробки передач сгорали, траки проваливались в болото. Командир танка не мог эффективно управлять одновременным огнем пяти башен. Из 48 Т-35, стоявших на вооружении к началу Великой Отечественной, лишь семь были подбиты в бою. Остальные либо вышли из строя и были подорваны экипажами, либо оказались брошены на дорогах во время отступления. Немцы проявляли повышенный интерес к удивительному советскому танку. Один экземпляр даже вывезли для изучения в Германию. Последнее известное боевое применение Т-35 зафиксировано во время битвы за Москву.
Масса: 50 т.
Экипаж: 11 чел.
Калибр орудия: 76,2 мм. Максимальная скорость: 28,9 км/ч.
Char 2С (Франция)
Если с легкими танками дела у Франции в Первую мировую складывались довольно удачно (знаменитый Renault FT стал настоящей классикой), то вот с тяжелыми им пришлось изрядно повозиться. Главной проблемой было отсутствие достаточно мощных двигателей. Тем не менее в конце 1917 года были проведены испытания довольно удачного варианта 40-тонной машины. Но генерал Петэн и его окружение продолжали относиться к проекту скептически. Пока они спорили с энтузиастами тяжелого танкостроения, Первая мировая успела закончиться. Тут в дело вмешались политики, которые решили, что для престижа страны необходимо иметь свой супертанк. И в 1921 году были построены 10 экземпляров Char 2С. Каждый из них имел имя собственное — по провинциям Франции. Можно смело сказать, что для периода Первой мировой войны Char 2С претендовал на звание лучшей боевой машины. Однако за межвоенный период технологии успели шагнуть так далеко вперед, что уже к середине 1930-х французские супертанки морально устарели. Их пытались срочно переделать, усилив бронирование до возможного предела, но это не решало главных проблем -низкая скорость и маневренность. Когда в 1940 году силы вермахта перешли границу, эшелон с 10 «провинциями» был отправлен в тыл. Но по дороге его разбомбили штурмовики люфтваффе. По другой версии, эшелон взорвали сопровождающие, чтобы чудо-танки не попали в руки неприятеля.
Масса: 75 т.
Экипаж: 13 чел.
Калибр орудия: 75 мм.
Максимальная скорость: 15 км/ч.
КВ-2 (СССР)
Названный в честь Клима Ворошилова тяжелый танк первоначально имел простое обозначение «КВ с большой башней». Его создали в достаточно сжатые сроки накануне советско-финской войны. Бронированный гигант должен был обеспечить надежный прорыв укреплений линии Маннергейма. И эта задача оказалась ему по зубам. Конструкторы уделили особое внимание защите. В результате КВ-2 был практически неуязвим для финской артиллерии. Известно, что на одном из танков насчитали 48 попаданий — ни одно не пробило броню. Летом 1941-го КВ-2 оказался самым грозным противником для немецких танков и артиллерии. Его броню эффективно пробивала только зенитка FlaK, а сам он с одного выстрела уверенно уничтожал практически любую машину противника. Для борьбы с советским титаном вермахту приходилось изобретать нестандартные методы — выводить из строя орудие или ходовую часть, чтобы потом расправляться с обездвиженным или обезоруженным танком. Гораздо больший урон КВ-2 нанесли проблемы со снабжением в условиях отступления. Множество машин были не потеряны в бою, а брошены из-за отсутствия боеприпасов и ГСМ. А после начала блокады Ленинграда производство супертяжелых танков на Кировском заводе пришлось свернуть, переориентировавшись на «КВ с маленькой башней». До нашего времени сохранилось всего два экземпляра этого чуда техники, которое в других обстоятельствах вполне могло бы изменить ход войны.
Масса: 52 т.
Экипаж: б чел.
Калибр орудия: 152 мм. Максимальная скорость: 34 км/ч.
Panzerkampfwagen VIII Maus (Германия)
Самый большой по массе танк, когда-либо воплощенный в металле, начали разрабатывать по личному поручению Гитлера в конце 1942 года. Фюрер грезил о 10 гигантских машинах, которые будут абсолютно неуязвимы и чудовищно сокрушительны. Стоит признать, что немецким конструкторам действительно удалось создать к декабрю 1943 года весьма впечатляющий прототип. При массе почти в 189 тонн он удивительно легко управлялся и мог маневрировать даже в загроможденном дворе завода. Но к этому времени дела Третьего рейха шли все хуже и хуже, так что денег на амбициозные проекты не оставалось. Удалось собрать еще один экземпляр, в отличие от первого ездивший на дизельном двигателе, но территорию берлинского завода они так и не покинули. Стоит сказать, что гигантская масса накладывала на передвижение «Маусов» огромное количество ограничений. Так, например, реки они должны были пересекать по дну, без экипажа, получая сигналы управления по электрическому кабелю. Ведь ни один мост не мог выдержать такую массу. Опробовать этот аттракцион на практике не удалось — в апреле 1945 года, когда Красная армия подступала к Берлину, оба прототипа были взорваны. Но значительно пострадал только один из них. Это позволило, используя обломки и запчасти обоих, восстановить уникальный супертанк. Сейчас его можно увидеть в танковом музее в Кубинке.
Масса: 188,9 т. Экипаж: б чел.
Калибр орудия: 128 мм. Максимальная скорость: 20 км/ч.
Т-28 (США)
Свой супертанк в 1943 году принялись разрабатывать и американцы. Повторяя судьбу многих проектов, он должен был обеспечить перелом на европейском театре военных действий при прорыве немецких укреплений, но опоздал к окончанию войны. Немалую роль в этом сыграли бюрократические проволочки, так как американское командование никак не могло договориться, что же за боевая машина получается. Т-28 не имел подвижной башни и по принятой классификации должен был считаться самоходной артиллерийской установкой. В честь этого машину переименовали в САУ Т-95. Но бронирование соответствовало уровню танков, соответственно, Т-95 была значительно медленнее остальных самоходок. После долгих обсуждений и переделок проекта было выпущено два экземпляра супертанка-самоходки, причем первый прибыл на полигон только в декабре 1945-го. Испытания показали, что двигатели еле тянут огромную массу и на практике не могут обеспечить скорость вышел 10-12 километров в час. При передвижении по грунту предполагалось устанавливать дополнительные гусеницы, чтобы уменьшить удельное давление. Эта операция оказалась довольно изнурительной и занимала у экипажа 4 часа (после тренировок — 2,5). После полутора лет испытаний военные окончательно потеряли интерес к машине, которую к тому времени снова переименовали в супертяжелый танк Т-28. В конце 1947 года работы по проекту были остановлены, а танк отправили в музей.
Масса: 86 т.
Экипаж: 4 чел.
Калибр орудия: 105 мм. Максимальная скорость: 24 км/ч.
Вообще-то в Финляндии боевую обкатку проходил КВ, позднее ставшим КВ-1. А вот КВ-2 разработали уже после советско-финской войны. Опыт преодоления линии Маннергейма сподвигла наших военных заказать танк с мощным вооружением. Вот и поставили новую башню с новым орудием в 152 мм., он в первую очередь предназначался для взлома УРов противника, а не для сражения с танками противника. Главное он должен был своим огнем разбивать долговременные огневые точки.