Куда катится колесо?
Без стельмаха нельзя было отправиться в дорогу
Стельмах-довольно распространенная в Украине фамилия. Она происходит от немецкого слова Stellmach(er): так в прежние времена называли мастера, который изготовлял колеса, возы, сани, полозья, телеги. Одним словом, все то, что катится и едет.
В некоторых регионах таких мастеров еще называли колесниками или ободниками. А тех, кто делал и чинил кареты, — каретниками.
Без дела не сидели
Стельмахство — деревообрабатывающий промысел, отрасль кустарной промышленности, которая существовала с ранних веков. Стельмахи стали известны на Украине еще с конца XVIII — начала XIX века, почти в каждом селе имелись такие специалисты. Работали они по-сезонно. Этот промысел в те годы был массовым и прибыльным.
Стельмахство развивалось в восточных и южных регионах Украины; на Полтавщине, Сумщине, Харьковщине. Известным центром этого ремесла было село Дорогоща, что на Подолье. Там трудилось целое поколение настоящих умельцев. В конце XIX века этим видом ремесла занималось около 2400 семей.
Колеса традиционной украинской телеги состояли из отдельных частей: головки, спиц и деревянного обода. В начале XIX века украинские крестьяне предпочитали колесо со сплошным гнутым ободом, которое также было известно и другим восточным славянам — россиянам и белорусам. В середине столетия появилось колесо, обод которого изготавливался уже из отдельных дугообразных секций. А тягловым средством его служило дышло (ветер) в форме тройни. Задние концы (ресничка) закладывали через просверленные отверстия на конце передней оси, а на передке проделывали отверстие для конусообразного бруска (притыка), с помощью которого и крепилось ярмо.
Среди летних средств передвижения популярным в то время был четырехколесный двухосевой украинский воз. Он был распространен почти на всей территории Украины, так что работы стельмахам хватало. Изготовление колес считалось технологически сложным процессом. Не каждый мог овладеть тайнами этого ремесла и стать мастером. В прежние времена иногда можно было слышать такую фразу: «Плохой стельмах колесо мастерил, древесина на колесо выгнута не совсем гладенько».
Гнутое дерево
Стельмах от обычного столяра отличался тем, что умел правильно гнуть дерево для колес, саней, телег. Обод для колес могли составлять из отдельных изогнутых колодок (багров), скрепленных пластинками, а могли и выгибать из целого деревянного бруса. У стельмаха в хозяйстве обязательно имелся специальный станок, состоявший из вкопанного в землю массивного отрезка ствола (пенька), в центре которого помещался вращающийся вертеп (ухо). Иногда обычный пенек вращался на оси, закрепленной на массивной подставке. Уже заранее обработанный брус распаривали в парной — землянке с печью и чаном для воды. Использовали и другой способ. Для этого мастер замачивал брус на несколько часов в воде, затем клал сырую древесину на костер, разведенный в яме, прикрывал ее дерном. Распаренную заготовку обода крепили неподвижно одним концом к пеньку сбоку, а вторым с помощью веревки или шеста с крюком (кужбы) привязывали к правилу, один конец которого вставляли в «ухо». Поворачивая вручную или с помощью упряжных животных с прикрепленной к ней заготовкой, постепенно сгибали будущий обод вокруг пенька в кольцо. Чаще всего гнули заготовку в сторону сердцевины, реже в сторону заболони (молодого слоя древесины). Концы изогнутого обода (заворотичи) связывали проволокой и оставляли примерно на полчаса остыть. Затем обод обстругивали рубанками, и в скобели с внутренней стороны просверливались глухие отверстия для спиц. Ступицу вытачивали из целого куска твердого дерева, делали сквозное отверстие (для оси и для спиц) и усиливали железными обручами. Далее в ступицу вставляли спицы (вместе все это называлось острога) и насаждали в готовый обод. Для этого использовали специальный прибор — сте-люгу, состоящую из низкого столика с отверстием и прорезью для спицы. На готовое колесо надевали металлическую шину, прикрепляя ее в 3-4 местах болтами, а концы дополнительно охватывали объятиями (вирвантами, или урвантами). Для предотвращения растрескивания обода его усиливали сквозными металлическими заклепками. В отверстие ступицы вставляли железные или бронзовые втулки. Для улучшения трения втулку ступицы и конец оси смазывали коломазью.
Но уже во второй половине XIX столетия бурное развитие промышленности, строительство железных дорог привели к утрате значения этой профессии. Сегодня производство деревянных колес механизировано, ступицы делают металлическими, снаряженными обычными подшипниками. Телеги и сани для нужд сельского хозяйства производят на предприятиях местной промышленности. Поэтому стельмахство в наше время стало диковинкой. Встретить его можно разве что в Карпатском регионе и еще на Полесье.
Виктор ВОЛЫНСКИЙ